Что не так с законом о госрегулировании производства алкоголя, по мнению частных пивоваров

9 октября 2019 в 18:04
Фотография: Maskot/Getty Images
В техническом регламенте Евразийского экономического союза «О безопасности алкогольной продукции», который применят в 2021 году, будет стандарт для всех категорий пива. «Афиша Daily» убедилась, что крафтовому пиву ничего не грозит, и поговорила с пивоварами и экспертами о проблемах в российском законодательстве, регулирующем алкоголь, и их решении.
Антон Обрезчиков

Алкогольный эксперт «Афиши Daily»

«Слух о запрете крафтового пива возник то ли из‑за непонимания Росстандартом самой темы, то ли по умыслу Russia Today, то ли по обеим причинам сразу. Причем непонятно, почему все это вдруг вылезло сейчас: регламент был принят в декабре прошлого года. В общем, фейк-ньюс в чистом виде. Тем не менее проблема с регулированием крафтового пивоварения в России есть: государство не замечает малых производителей как и пива, так и вина, потому что главной задачей у нас всегда был контроль рынка водки. Федеральный закон № 171 («О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции») контролирует весь алкоголь, при этом нивелируя водку, вино и пиво. Из‑за того что в крафте любят пиво сложных стилей (пример — тыква в тыквенном стауте), он часто не попадает под категорию «пиво», но по тому же техрегламенту его можно отнести к «специальному пиву». Крафтовое пиво сегодня не юридический термин, это абстракция.

Кроме этого, в России есть еще ряд проблем, связанных с крафтом: малых пивоваров все время хотят зарегулировать. Лучший пример — возникавшие ранее технические сложности с ЕГАИС, системой учета производства и продаж алкоголя. Также часто всплывает тема страшилки для «малышей» — лицензирования (оно понадобится для производства чего‑то покрепче), которое будет стоить денег, а их у большинства производителей крафта нет. Есть два мира: маленькие пивоварни и законодатели, которым проще запретить, чем разобраться».

Григорий Малаев

Совладелец пивоварни Zagovor и баров Rule Taproom, Dogma Bottle Shop, Method Beer & Munchies

«Крафтовое пиво (в большинстве случаев) по российскому закону не считается пивом, это пивной напиток. В таком случае пиво — это солод, дрожжи, вода и хмель, а если добавить щепотку ягод, специи или кориандр, то уже не пиво. Это все достаточно глупо: по нашим законам бельгийские фруктовые ламбики тоже пивом не считаются. Также пивной напиток нельзя делать крепче семи градусов, и это осложняет производство, потому что многие крафтовые сорта за пределами этих рамок. Например, имперский стаут (с ванилью или какао) подразумевает крепость и плотность, но выпускать его таким запрещено. К тому же есть акциз на пиво: до 8,6 градусов — 21 рубль, а выше 8,6 градусов — 39 рублей. Получается, крепкое пиво производить очень дорого, а крепкий пивной напиток так вообще нельзя. Промышленные пивоварни встречаются с такими проблемами редко: у них большие объемы и мало производства крепких сортов.

Думаю, от запрещающих законов выйдет только рост импорта, потому что привозить будет можно, а производить нельзя. Так работают некоторые российские пивоварни: все их производство за границей, а бары в России. На мой взгляд, нужно, как в других странах, все, что сейчас именуется «пивным напитком», называть пивом. «Пивной напиток» — звучит унизительно: те, кто в индустрии, закрывают глаза на словосочетание, а непрофессионалы, увидев такую отметку в магазине, могут предположить, что внутри сироп, разведенный водой. Я понимаю, что так чиновники пытаются отсеять недобросовестных производителей, но в целом под эту гребенку подают все — и те, кто делает качественно».

Андрей Липа

Совладелец бара «Сосна и липа»

«Производители пива всегда найдут, как можно обойти закон, да и само законодательство предполагает вариативность. Мне бы просто не хотелось, чтобы законы были направлены на сокращение конкуренции искусственным методом.

Вчерашняя новость напрямую касается больших производителей — у них другие издержки. Многие крупные заводы противятся тому, чтобы на контрэтикетках их пива было написано «пивной напиток», они стремятся попасть в категорию «пиво». Есть расхожая фраза о том, что в России хорошие законы, но их никто не контролирует. Хорошо было бы, чтобы контролировали».

Аноним

Бренд-менеджер московской пивоварни, который захотел остаться анонимным

«То, что вчера колыхнуло интернет, — глупость, которую кто‑то написал, не проверив. По сути, мы сейчас и так работаем без нормативно-правовых актов, узаконивающих крафтовое пиво. Смешно: российский закон в 2019 году похож на немецкий 1516 года, в котором говорится, что в состав пива входят только вода, хмель, солод, дрожжи. В других странах с этим пунктом проще, но есть и свои проблемы: в Финляндии, например, нельзя брать алкоголь с собой крепче 5,5 градусов, а после девяти вечера вообще запрещена продажа. В Белоруссии пивом считается напиток до семи градусов крепости. Все, что выше, — крепкий алкогольный напиток, и это уже другие деньги.

Если глобально, то в Думе пытаются убрать закон, который она же приняла раньше — смягчить ограничения на розничную продажу пива. Упрощение торговли повлечет неминуемое развитие рынка.

Еще по нам ударило, когда пару лет назад запретили использование кофеина в алкогольных энергетиках. Так практически пропало кофейное пиво: кофе в пиве считается алкогольным энергетиком.

Трудности, которые есть повсеместно, — ограничение в соцсетях на рекламу алкоголя. Даже запустить таргетинг сейчас стало сложно, при этом пост может ни слова не содержать про алкоголь. Недавно мы сделали классные толстовки, а инстаграм не пропустил посты, потому что все равно они привели бы на страницу, продающую алкоголь».

Дмитрий Андрианов

Совладелец и главный пивовар ростовской пивоварни HDB (Humpty Dumpty Brewery)

«Законодательные проблемы рынка крафтового пивоварения не сильно отличаются от других специально контролируемых рынков в стране. Пиво содержит алкоголь, к которому, естественно, у власти повышенное внимание.

Трудно сказать, что какие‑то законы мешают крафтовому пивоварению критичным образом, но, конечно же, отрасль развивалась бы активнее, если бы стало банально меньше бумаг и всевозможной отчетности. Пивоваренная бухгалтерия — это особый вид искусства, не допускающий малейших ошибок или просчетов. В первую очередь, по причине огромных штрафов. За десять лет пивоварню могут ни разу не наказать за некачественный продукт, но по несколько раз в год штрафовать за неправильно поданную декларацию. И эта ситуация с каждым годом только усугубляется: добавляются все новые виды отчетности.

Одной из основных проблем крафтовых пивоваров является отсутствие законодательной возможности для контрактного пивоварения. Ведь крафтовые пивовары в основном это люди с небольшим бюджетом, которые не могут себе позволить потратить сразу миллионов пятнадцать на собственное производство. Но у этих людей есть замечательные идеи и, главное, неутомимое желание создавать собственный продукт, творить и открывать новые горизонты в пивоварении. В той же Европе вы можете воплотить свои идеи, заключая контракт с пивоварней, которая пускает вас варить ваше пиво на своем оборудовании. По сути, это просто аренда оборудования. Но в нашем законодательстве есть четкое определение: пивное оборудование нельзя арендовать, оно должно быть только в собственности (что, кстати, создает дополнительные сложности с финансированием и не позволяет использовать такой финансовый инструмент, как лизинг). Безусловно, закон, разрешающий контрактное пивоварение, привел бы к значительному росту его разнообразия и росту рынка в целом.

Что же касается рекламы в СМИ, на данный момент мы не видим никаких проблем. Крафтовое пиво — это продукт не массовый, и сложно сказать , когда у отрасли возникнет жизненная необходимость в прямой рекламе в СМИ. А если таковая потребность и возникнет, то его можно будет рекламировать как безалкогольное. Как это делают сейчас гиганты масс-маркета. Тем более что вариаций на тему крафтового безалкогольного может быть куда больше — например, клубничное безалкогольное! Привлечет же внимание.

Другая сторона — запрет распития пива в определенных местах, тех же стадионах. Во время чемпионата мира пиво продавалось на стадионах, и никаких проблем это не вызвало. Почему бы не воспользоваться этим опытом и не разрешить продавать пиво во время игр российского чемпионата. Причем не только по футболу. Здесь у крафтовых пивоварен есть свой интерес: и выпускать лимитированные сорта под значимые спортивные события и каждый матч, и договариваться с популярными игроками или даже командами в целом о совместных коллаборациях.