«Клуб Девятой улицы»: 5 женщин, которые изменили искусство XX века

23 января 2020 в 15:17
В лондонской галерее Gazelli Art House открылась выставка «Клуб Девятой улицы» о пяти женщинах, которые в 1951 году участвовали в легендарной нью-йоркской выставке на Девятой улице наряду с Поллоком, де Кунингом и еще 65 художниками-мужчинами. «Афиша Daily» рассказывает, почему каждая из этих художниц занимает важнейшее место в истории искусств.

Ли Краснер

Ли Краснер причисляют к основателям школы абстрактного экспрессионизма. Коллеги сразу признали ее талант: еще в начале 1940-х на одной из выставок Пит Мондриан прокомментировал ее картину: «Очень сильный внутренний ритм. Сохрани его».

В 1945 году Ли Краснер вышла замуж за Джексона Поллока. Вместе они искали новые пути в живописи. Пока Поллок расплескивал краски на разложенные по полу огромные холсты, Краснер работала над серией «Little Images». Ее небольшие живописные произведения 1946–1950 годов напоминали то хаотичную сетку, то структурную решетку, то цветную мозаику. Она тоже лила краски сверху на картину, но при этом старалась контролировать процесс. Художница вписывала в работы неслучайные элементы: орнаменты, знаки, буквы еврейского алфавита. «Little Images» считаются ее первым серьезным достижением в абстрактном экспрессионизме.

Постоянные поиски и эксперименты делали работы Краснер не похожими одна на другую — она так и не пришла к единому творческому стилю. В ее наследии есть и «Little Images», и крупные экспрессивные картины вроде «Prophecy», и знаменитые коллажи — Краснер разрывала ранние работы и выстраивала из них новые композиции. Но во всех произведениях художница сохраняла тот «сильный внутренний ритм», который отметил еще Мондриан.

Элен де Кунинг

Элен де Кунинг говорила, что живописный стиль волнует ее намного меньше, чем возможность передать характер. В отличие от своего знаменитого мужа Виллема де Кунинга, она не увлекалась чисто абстрактной живописью — славу ей принесли портреты. Даже если она изображала человека без четких черт лица, современники сразу угадывали модель по настроению и позе. Многие отмечали, что художница умела ухватить внутреннюю суть человека.

Ее самым известным портретом стало изображение президента Джона Кеннеди. В декабре 1962 она приехала в Белый дом в Палм-Спрингс и месяц находилась бок о бок с главой государства, создавая многочисленные эскизы для будущих портретов.

У абстрактного экспрессионизма де Кунинг заимствовала выразительную динамику красочных мазков. Она свободно и легко наносила краски и этим создавала ощущение движения в картинах. Помимо портретов исследователи выделяют ее работы на тему корриды — в нескольких взмахах кисти она мастерски передавала напряжение и силу разъяренных быков.

Грейс Хартиган

Грейс Хартиган была представителем «второго поколения» абстрактных экспрессионистов. Ее самые известные полотна — это абстрактная живопись, соединенная с узнаваемыми образами из истории искусств и массовой культуры.

В 1950-х годах она вдохновлялась работами Веласкеса, Гойи и других старых мастеров. Одна из самых важных ее картин того периода — «Grand Street Brides». Художница написала ее в 1954 году под впечатлением от витрин свадебных магазинов Нижнего Ист-Сайда. В них стояли вереницы застывших манекенов в свадебных платьях. Автор книг об искусстве Кэти Кертис отмечала, что «Невесты» отдаленно напоминают работу Гойи «Портрет семьи Карла IV» и заставляют сопереживать незащищенности девушек. Сама художница объясняла: полотно говорит о том, что свадьба — пустой ритуал.

С 1960-х годов Хартиган обратилась к образам массовой культуры. Показательной работой тут считается «Marilyn». Художница написала картину в 1962 году под впечатлением от гибели Мэрилин Монро. Она отдельно изобразила белозубую улыбку звезды, жестикулирующую руку, белый завитой локон. Все эти детали как будто плавают в легкомысленном сиренево-розовом сиропе из красок. При этом разобщенность лица, пустое черное пространство за улыбкой, а также красные контуры оставляют тревожное впечатление.

Джоан Митчелл

Работы Джоан Митчелл уже с 1950-х появлялись на ключевых выставках Нью-Йорка. Художница рассказывала, что пишет картины по воспоминаниям о важных для нее местах и событиях. Она подчеркивала, что переносит на холст именно ощущения от них, а не сами виды. Для художницы характерны крупные работы: она могла создать одно произведение на нескольких панелях. Некоторые полотна достигали 6–8 метров в ширину.

Среди раннего творчества важнейшей считается работа «City Landscape» 1955 года. В ней горизонтальные мазки яркой краски соседствуют с большими светлыми пятнами. В картине не видны здания или светящиеся рекламные вывески, но игра цвета и направление мазков вызывают ассоциацию с оживленными улицами.

Среди позднего творчества особенно примечательна серия «La Grande Vallée» 1983–1984 годов. Митчелл написала 21 картину после смерти своей любимой сестры. Художницу вдохновил рассказ Жизель Барро (близкой подруги Джоан Митчелл) о ее детском убежище. В детстве Жизель обнаружила скрытую долину в восьми милях от своего дома — она пробиралась туда через секретный вход, минуя заброшенный сарай и отверстие в кустах. В долине росли поляны желтых одуванчиков и разноцветных полевых цветов, а некошеная трава там была насыщенно-зеленой. Это секретное место представлялось Джоан Митчелл чем‑то вроде райского сада и ассоциировалось с невинностью детских воспоминаний.

Хелен Франкенталер

Хелен Франкенталер изобрела особую технику нанесения красителей на негрунтованный холст. Художница разбавляла масляные краски скипидаром или керосином и выливала их на полотно. Цвет впитывался прямо в ткань, как разлитый на скатерть чай. Поэтому картины Франкенталер выглядели воздушными — цветовые поля просвечивались и перетекали друг в друга.

Первая картина, где художница опробовала новый способ письма, называлась «Mountains and Sea». Она создала ее в 1952 году — после поездки в Новую Шотландию. Исследователи ее творчества отмечали, что зеленые и синие пятна напоминают пейзажи тех мест — береговую линию, которая встретилась с водой. В дальнейшем художница часто давала картинам пейзажные названия, хотя и отрицала, что пишет какие‑то конкретные места. Из‑за этой картины исследователи относят Хелен Франкенталер к мастерам, которые повлияли на создание новой школы «живописи цветового поля».

С конца 1950-х годов художница стала работать акриловыми красками. Этот материал позволил оставлять цвета насыщенными, а края цветовых пятен неразмытыми. «Canyon» 1965 года написан яркими красной и бирюзовой акриловыми красками. «Desert Pass» 1976 года — более землистыми оттенками, похожими на расцветку засушливых земель Аризоны, где художница ранее путешествовала.