Зачем петербуржец за свой счет изготовил керамические таблички для мостов и заменил старые

8 июня 2018 в 16:36
С 2015 года в Петербурге власти стали массово заменять таблички с названиями мостов — вместо исторических эмалевых вешали металлические с дешевой оракаловой пленкой, жуткими шрифтами и орфографическими ошибками. Керамист Юрий Осинин своими силами изготовил и заменил часть табличек. Он рассказал «Афише Daily», почему эта деталь так важна для города.

Откуда взялись таблички

Когда мы с командой начали изучать эту тему, выяснили, что таблички появились еще до революции. Тому подтверждение — фотография Карла Буллы 1900 года, где изображен Зимний дворец и видны ажурные столбики. Детали разглядеть трудно, но видно по силуэту, что они соответствуют тому, что есть сейчас во всем городе. По свидетельству историка Сергея Лебедева, сотрудника Музея истории Санкт-Петербурга, еще в 1805 году издали указ — подписать все улицы и мосты. Тогда на мостах установили деревянные столбики с табличками.

Предполагаю, что деревянные столбики во время блокады могли быть пущены на дрова. А в послевоенные годы, во время восстановления города, к этому вопросу вернулись и везде установили одинаковые металлические ажурные столбики с табличками — от крайних районов и пригородов до центра.

Характерная деталь Петербурга

Эти таблички — характерная деталь Петербурга. Когда впервые их увидел, был впечатлен, что каждый мост преподносится как экспонат в музее. Ведь есть ГОСТы на дорожные знаки, по которым предполагается обозначение водной преграды, чаще всего это знак с названием реки, а вот названия мостов нигде не подписываются. Таблички на мостах, которые есть в Москве, это скорее мемориальные доски, которые висят где-то сбоку внизу. Например, на Большом каменном мосту висит гигантская бронзовая доска, где указано: архитектор, инженер и годы постройки. Но это совсем другая история. Петербургское изящество есть только у нас.

С 2015 года на большинстве малых мостов стали заменять старые эмалевые таблички на металлические, у которых не было рамочек, шрифт использовали без каких-либо изысков, где-то даже были ошибки в названиях. Но они висели, и вроде как всем было все равно. Мне захотелось обратить внимание на эту проблему, и мы вместе с командой в 2015 году заменили табличку на Таракановском мосту на новую, которую продумали до мелочей и сами изготовили из керамики. Чтобы сохранить все характерные черты старого петербургского шрифта, мы специально изучали таблички, которые сохранились в городе, обобщили собранный материал, и на его основе отрисовали новый шрифт.

За табличкой на Таракановском мосту мы наблюдали в течение трех зим: как материал переносит морозы, влажность, не разрушается ли. С ней все было в порядке. Поэтому в 2018-м году мы вернулись к этой теме и продолжили изготавливать новые таблички из керамики.

Изначально мы планировали заменить таблички на всех мостах, которые ведут на Покровский остров, где находится наша мастерская. Также хотели добавить к ним еще часть мостов, которые видны с места, где пересекаются два канала. Хотели также сделать новые таблички на Поцелуевом мосту, потому что он важен для города и оброс своими легендами. На данный момент мы заменили таблички на 14 мостах. В планах заменить их еще на пяти.

Реакция власти и горожан

Представители власти на нашу инициативу никак не отреагировали — ноль внимания, фунт презрения. Конечно, они заявляли, что их таблички ничем не хуже наших. Мне кажется, что такие детали, как табличка 150×450 мм, не повод, чтобы привлекать большое внимание.

Что касается реакции местных жителей, она появилась не сразу. Таблички мы заменили еще в начале мая, они провисели месяц, но никто не обращал на них внимания. Но после того как Лебедев написал об этом в своем ЖЖ, я сразу же начал получать большой фидбэк — письма от простых петербуржцев, которые благодарят и поддерживают меня. Хейтеров практически нет.

Добровольные начала

Есть люди, которые ходят мимо столбов, завернутых в сетку-рабицу, и им нормально. А есть люди, которые просто не могут смотреть на это. Вот я как раз из тех, кому такое просто режет глаз.

Я сознательно никого не просил о помощи в этой инициативе. У меня есть мастерская, поэтому занимаюсь этим на добровольных началах, в свободное время. Просто я понял, что можно долго говорить: «Давайте поменяем». Но ведь никто не слушает.

Еще в 2015 году я писал в разные профильные ведомства, тем, кто отвечают за городскую среду. Из четырех писем ответили только на одно — из отдела эстетики и дизайна городской среды: ваше обращение передано в профильное ведомство, ждите. И все. Поэтому считаю, пока мы сами что-то не сделаем для решения проблемы, никто не обратит на нее внимания.