«Москва станет пешеходной»: кто и зачем борется за пешеходные переходы в столице

20 марта 2018 в 20:08
Фотография: Nazir Azhari Bin Mohd Anis/EyeEm/Getty Images
В начале 2018 года Центр организации дорожного движения Москвы ликвидировал несколько наземных переходов. По этому поводу активист Алексей Радченко подал в суд на Дептранс и запустил краудфандинговую кампанию «За безопасный переход». Алексей рассказал «Афише Daily», зачем он это сделал.
Алексей Радченко

Городской активист, урбанист. Ведет телеграм-канал «Урбанист Егор»

Я довольно давно занимаюсь городскими проектами, урбанистикой, участвовал в нескольких городских проектах по улучшению среды. Именно за эти наземные пешеходные переходы (переходы на улице Каланчевская в районе пересечения с Садовой-Спасской улицей и на улице Верхняя Сыромятническая в районе пересечения с улицей Земляной Вал) зацепился, потому что пользуюсь ими постоянно: живу и работаю рядом с ними. Я видел, что людям было удобно там ходить и ими пользоваться. И также видел, что произошло, когда переходы стерли. Стали чаще возникать опасные ситуации: люди по привычке продолжают там ходить, автомобилисты их чаще всего пропускают, но конфликтные ситуации все-таки бывают. Так не должно быть. Эти переходы лишь один пример того, что городская среда для пешеходов в целом ухудшилась. В городе стало больше длинных фаз светофора — для того чтобы перейти дорогу, вам нужно ждать по две-три минуты или даже пять, пока загорится зеленый сигнал светофора. Из-за этого некоторые пешеходы перебегают на красный. Все это ведет к большой проблеме — растет показатель смертности на дорогах. Это проблема и проектирования дорог, и того, как регулируют движение на них.

По поводу этих двух переходов в Департамент транспорта Москвы обращалась целая группа людей. Приходили ответы от Центра организации дорожного движения правительства Москвы (ЦОДД) и от Департамента капитального ремонта, который реконструировал Садовое кольцо. Но все эти ответы были примерно такого плана: «Мы посмотрели, нам не понравилось, мы решили их стереть». К сожалению, никакой конкретики и статистики они не предоставили. Есть ссылки на то, что стало чуть сложнее проезжать автомобилям и что участок стал более аварийным. Поэтому мы с коллегами решили эту ситуацию помониторить самостоятельно. Статистика, которая представлена на сайт ГИБДД, опровергает те данные, которые предоставляет ЦОДД. До 30 ноября — день, когда переходы решили убрать, — аварий на данных переходах не было. А после только одна — в конце декабря, по вине водителя. Их убрали якобы потому, что там, где находятся эти переходы, слишком небезопасно, из-за них случаются аварии и вообще они плохо сказываются на дорожной ситуации, по мнению ЦОДД. Статистика по загруженности дорог тоже не показала какого-то улучшения или ухудшения ситуации, после того как убрали эти переходы. На трафик Садового кольца это тоже никак не повлияло, а значит — не может быть причиной.

Алексей Радченко вместе с командой активистов создали наклейки с надписью «Мы «убили» этот переход. Теперь, возможно, умрете и вы. Ваш ЦОДД». Эти наклейки предлагают размещать вблизи мест, где ликвидировали наземный пешеходный переход.

Когда мы поняли, что их ответы нам никак не помогут, а ЦОДД возвращать зебру не планирует, мы решили провести исследование. Мы сняли видео, с помощью которого посчитали, сколько людей там переходит ежедневно. Понятно, что люди продолжают переходить, соответственно, ситуация стала еще тяжелее: теперь все пользуются переходом, которого нет. Обращение в суд было вынужденной мерой, когда стало понятно, что ЦОДД никак на это не реагирует. А исковое заявление — единственный способ достучаться до них. Заявление мы подали 19 февраля, суд его рассматривал недели три, и только недавно его приняли. Оно появилось на сайте суда и стало возможно присоединяться к иску другим людям, активистам и жителям. Один из переходов, тот, что у Красных Ворот, жители очень активно поддержали: только один дом рядом с ним набрал пятьдесят подписей за то, чтобы вернуть туда переход и светофоры. Это говорит о том, что люди им пользовались и переход им нужен.

Дело не ограничивается только иском. Когда стало понятно, что проблема актуальна в масштабах города, мы с коллегами и единомышленниками решили заняться просветительской деятельностью. Мы будем рассказывать, как надо проектировать дороги, какие фазы должны быть у светофоров, как правильно организовывать городскую среду, чтобы она была удобной для всех участников. Есть проект Vision Zero — это шведская программа по повышению безопасности дорожного движения и снижению смертности в ДТП. Сейчас ее планируют внедрять в России. Ее основа — снижение смертности на дорогах за счет грамотного проектирования дорог и законодательных инициатив. Мы присоединились к этой программе, а также десять муниципальных депутатов, которые будут обсуждать опасные перекрестки своего района и искать решения этих проблем с помощью проектирования. У нас была идея исследовать несколько перекрестков, чтобы показать, что там происходит: сколько пешеходов проходит, сколько аварийных ситуаций возникает. Мы поняли, что для этого нам нужны средства, и решили запустить краудфандинговую кампанию на «Планете.ру». Кампания началась очень хорошо: мы планировали собрать около тридцати тысяч, но сумма уже сейчас перевалила за семьдесят. Люди подключаются активно, думаю, потому что всем действительно надоело то, что происходит.

Анастасия Ромашкевич
Муниципальный депутат Пресненского района, велоактивистка, редактор журнала AD

«Я поддержала иск, потому что считаю, что в удобном и безопасном городе у пешеходов должен быть приоритет и не дело загонять их под землю. То, что предметом иска стали именно эти стертые переходы, — отчасти случайность, в городе есть немало других мест, к которым можно придраться. Но если говорить о Верхней Сыромятнической, где по стертому переходу ежедневно продолжают ходить сотни людей (и это не преувеличение), то ситуация действительно ненормальная. Мой вариант решения проблемы — вернуть переход. Возможно, к нему нужно добавить светофор, чтобы регулировать потоки, это уже вопрос к специалистам. Важно, чтобы это были специалисты с современным взглядом на город, а не сторонники автоцентричного планирования. Вся эта история важна, потому что до сих пор мы слышали голоса автомобилистов, иногда велосипедистов, но пешеходы были какой-то невнятной группой с непонятными интересами. История показывает, что во многих городах мира позитивные изменения начались именно с возмущения пешеходов. Ну и не надо забывать, что все люди в той или иной степени пешеходы, так что это забота об общем благе».

Центр организации дорожного движения правительства Москвы
Пресс-служба

«В прошлом году на пересечении улицы Каланчевской с Садовой-Спасской и на пересечении улицы Верхней Сыромятнической с Земляным Валом нами были спроектированы наземные пешеходные переходы в рамках реорганизации городского пространства. Мы мониторили ситуацию — и статистика «после» изменений стала хуже, чем «до»: увеличились случаи ДТП с пешеходами. Также за счет переходящих по переходу пешеходов, которые шли неравномерно, создавался затор из автомобилей, которые не могли съехать с Садового кольца: средняя скорость в вечерний час пик составляла 10–15 километров в час. Длина затора доходила до нескольких километров, создавая значительные затруднения как для личного, так и для общественного транспорта. Совместно с ГИБДД мы решили убрать наземные переходы. Естественно, это сделано с учетом того, что там есть подземные пешеходные переходы, по которым пешеходы могут быстро и безопасно перейти дорогу. Мы понимаем, что по наземному переходу быстрее и, возможно, удобнее перейти дорогу, но на данный момент — это оптимальное решение для данных улиц с учетом безопасности пешеходов. Мы продолжаем мониторинг ситуации. Главным для нас является человеческая жизнь, а не мнение блогеров, которые решили попиариться и заработать на этом деньги, при этом не имея объективных аргументов».