«Леди Бёрд» и еще 20 премьер, выставок, концертов и спектаклей

Фотография: A24
Фильмы «Леди Бёрд» и «Tomb Raider: Лара Крофт», большой фестиваль ирландской культуры Irish Week, поставангард и музыка с Pitchfork на концерте в Консерватории, а также истории реальных, утопических и художественных изобретений в выставке Еврейского музея.

Понедельник, 12 марта

«Практика относительности» в «Боярских палатах»

Иммерсивный спектакль-инсталляция

«Практика относительности» — это результат совместной работы лаборатории студентов курса «Сценография» Британской высшей школы дизайна и творческого объединения «БоровиЧи». Иммерсивный спектакль-инсталляция, посвященный исследованию открытий теории относительности, ее влиянию на наших с вами современников и на искусство постмодернизма. Проект получился на стыке тотальной инсталляции и актуального сейчас театра променад. Кураторами его стали сценограф Галина Солодовникова, хореографы Виталий Боровик, Татьяна Чижикова и театральный художник Полина Бахтина. Покажут «Практику относительности» в течение трех дней, с 12 по 14 марта, в «Боярских палатах» на Страстном бульваре. Каждый сеанс длится час. Вход свободный, но нужно успеть зарегистрироваться.

Когда

12–14 марта

Где

Боярские палаты СТД РФ, Страстной б-р 10

Подробности

здесь

Moscow Restaurant Week

Двухнедельный гастрономический фестиваль

За две недели, с 12 по 25 марта, лучшие шеф-повара из 75 московских ресторанов приготовят 350 блюд из круп — именно этот продукт выбран главной темой стартовавшего в понедельник фестиваля Moscow Restaurant Week. В списке участников такие заведения, как «Владивосток 3000», «Карлсон», 800°С Contemporary Steak, Molon Lave, Aviator, Margarita Bistro, Big Wine Freaks и еще семь десятков других, с полным список которых можно ознакомиться на сайте.

Когда

12–25 марта

Подробности

здесь

Вторник, 13 марта

«Студия новой музыки» отмечает 25-летие в Консерватории

Поставангард и музыка с Pitchfork

К 25-летию ансамбль «Студия новой музыки» выберется на территорию, которую в последние годы занял проект Sound Up: струнный квартет сыграет умную музыку, которая не стесняется заигрывать с чувствами слушателя. «Студия» готовит сразу три российские премьеры, за две из них можно идти на концерт не раздумывая: квартет «Aheym» гитариста The National Брайса Десснера (эту вещь хвалили в том числе критики Pitchfork) и Тройной квартет Стива Райха — редкий случай действительно удачного сочетания драматичного звучания с жесткой моторикой минимализма.

«Что мы видели»

Династия Флоренских создает скульптуры с пейзажами внутри

Один из основателей «Митьков» увлекся рисованием пейзажей в деревянных ящиках, которые напоминали бы о диорамах в краеведческих музеях, и таким образом наделал целую серию ландшафтов со всех концов земли — от Нью-Йорка до Соловецких островов. Этого ему показалось мало, и к своей затее он подключил Ольгу и Катю Флоренских, которые вместе стали экспериментировать над этим гибридным и шутливым форматом.

Среда, 14 марта

Неделя Ирландии-2018

Большой и разнообразный фестиваль ирландской культуры

С 14 по 25 марта в Москве в шестой раз пройдет Irish Week — фестиваль ирландской культуры, показывающий ее с самых разных сторон. Так посетители Ирландской недели смогут увидеть восемь киноновинок изумрудного острова, среди которых номинировавшийся на «Оскар» мультфильм «Добытчица», байопик «Моди» с Салли Хокинс и Итаном Хоуком, а также хит национального проката «Тюрьма Мейз». Помимо этого пройдут ежегодный гала-концерт (хедлайнеры из России — «Тинтал» и «Тролль гнет кль», громкие гости — звезды ирландского фолка Cua), выступления артистов танцевальных шоу, кельтская ярмарка, гастрономический фестиваль, открытие выставки «Вторжение» художников Валерия Корчагина и Аарона Смита, вечер видеоарта и презентация книг: серии «Скрытое золото ХХ века» и переводного бестселлера «Прах Анжелы» пулитцеровского лауреата Фрэнка МакКорта, анимационная экранизация которого тоже будет показана на фестивале. Не обойдется на Неделе Ирландии и без специальной программы для детей, включающей в себя мультфильмы, кукольный спектакль «Волшебный кубок Финвары», концерт и конкурс детского рисунка. Венцом праздника станет Парад святого Патрика в парке «Сокольники», сравнимый с Дублинским карнавалом.

Мортон Фелдман в МАММ

Фантастически красивая бессмысленная музыка

Из музыки американского композитора Мортона Фелдмана не вытянуть никакого социального сюжета, она ничего не объявляет и не заявляет, как это часто случается с искусством других великих авангардистов ХХ века, она так же бессмысленна, как бессмысленны полотна Марка Ротко. «Квартет для струнных и фортепиано» — это полтора часа времени, измеренные с помощью негромких и неспешных звуков. Словом, совершенно необходимый концерт для каждого, кто не путает музыкальный опыт с приятными картинками в голове.

«Художник Никич. Мир внутри и жизнь снаружи»

Еще один художник «сурового стиля»

К юбилею выставки советского живописца-классика Третьяковка показывает ретроспективу его работ — с переходом от соцреализма к оттепельным зарисовкам и так называемому суровому стилю и с участием программного полотна «Военные корреспонденты», отражающего ужасы войны. Чтобы показать личную историю художника, четыре раздела с тематически разными произведениями дополнены различными документами — от фотографий до видео, которые рассказывают о личности художника и круге его друзей.

«Барабаны в ночи» в Театре им. Пушкина

Феерическое трэш-шапито Юрия Бутусова

Московский спектакль мастера экзистенциальных абсурдистских зрелищ Юрия Бутусова снова в Театре им. Пушкина и снова по Брехту. Поставленный им здесь же «Добрый человек из Сезуана» уже пятый год занимает лидирующие позиции во всех театральных чартах, будучи не развлекательной ерундой, а сложным (и как всегда, безумно красивым) режиссерским произведением. Спектакль «Барабаны в ночи» поставлен по одноименной пьесе Брехта — циничному и прямолинейному высказыванию немецкого театрального реформатора о лицемерной природе гражданского пафоса и незыблемости закона «своя рубашка ближе к телу». Главные роли исполняют Александр Матросов, Александра Урсуляк и приглашенный из «Сатирикона» Тимофей Трибунцев. Показ пройдет в рамках фестиваля «Золотая маска».

Четверг, 15 марта

«Леди Бёрд»

Новая икона инди-кино: ретродрама про школьницу

Режиссерский дебют актрисы и инди-принцессы Греты Гервиг («Ханна берет высоту», «Девицы в беде», «Милая Фрэнсис»), в котором она остается за кадром: главную роль играет Сирша Ронан. Тем не менее это история целиком о Гервиг: о том, как она скучала в католической школе в Сакраменто, как постоянно ссорилась с матерью-медсестрой, как училась сочувствовать потерявшему работу отцу и как мечтала сбежать в Нью-Йорк. Все действие фильма умещается в один выпускной год. Героиня настолько отстранена от родителей, что отказывается от своего имени Кристина и придумывает прозвище Леди Бёрд. Родители перед ней виноваты лишь в том, что невыносимо бедны. Поэтому все сцены в доме — драма уровня какого-нибудь «Августа», где родные люди вымещают друг на друге злость и отчаяние от жизненных неудач. Зато все эпизоды в школе — легкая, веселая и трогательная комедия в духе «Джуно» и «Проделок в колледже». При этом Леди Бёрд — из тех редких юных героинь, которые предпочитают не рефлексировать, а действовать. Поэтому иронии в фильме гораздо больше, чем надрыва, а причин праздновать — больше, чем поводов ее бояться.

«Селфи из ада»

Канадская страшилка про ужасы даркнета

Ханна (Элисон Уокер) заходит в даркнет и видит серию из тринадцати селфи, которая работает по тому же принципу, что и кассета из «Звонка»: стоит увидеть изображение на экране, как за тобой приходит монстр. Свежо, хоть и дешево.

«Tomb Raider: Лара Крофт»

Начало истории сексапильной искательницы древностей

Перезапуск фильмов про Индиану Джонса в юбке, основанный на видеоигре 2013 года Tomb Raider. Лара Крофт (Алисия Викандер) направляется в джунгли, чтобы расследовать загадочную смерть отца (Доминик Уэст). Там ей предстоит столкнуться с грозной корпорацией «Тринити», а также много стрелять, совершать самоубийственные прыжки и решать головоломки — в общем, все как в одноименной игре. У «Лары Крофт» есть все шансы стать если и не удачной экранизацией видеоигры, то как минимум веселым и бодрым боевиком. Как-никак в режиссерском кресле сидит норвежец Руар Утхеуг (снимал скандинавский сериал «Адский фьорд»).

«Между нами, девочками»

Типовая итальянская комедия про женскую дружбу

Отвязная Мария (Микаэла Рамаццотти) и зажатая Лючия (Паола Кортеллези), что называется, не разлей вода, однако все встает с ног на голову, когда в жизни подруг появляется юный Лука (Эдуардо Вальдарнини). Романтическая комедия, рассказывающая про женскую дружбу, возрастные стереотипы и связанные с ними курьезные ситуации.

«Шерлок Гномс»

Гномео и Джульетта обращаются за помощью к великому гномьему сыщику

В садово-гномьей интерпретации «Ромео и Джульетта» обзавелась хеппи-эндом: главные герои остались живы и перебрались вместе с семьей в Лондон, где из пьес Уилльяма Шекспира сразу же попали в мир Артура Конана Дойля. По сюжету когда над общиной гипсовых гномов нависает смертельная опасность, на помощь Гномео и Джульетте приходят детектив Шерлок Гномс и его помощник доктор Ватсон. Глуповатая анимационная серия известна не только абсурдным сюжетом, но и тем, что одним из ее продюсеров и композиторов значится сэр Элтон Джон.

«Страна призраков»

Экстремальный еврохоррор от режиссера «Мучениц»

После пережитого в детстве кошмара успешная писательница хорроров Бет (Кристал Рид) возвращается в родной дом, но, как оказалось, ужас еще не закончился. Новый физиологический фильм ужасов Паскаля Ложье («Мученицы»), которого лет десять назад занесли в список «новых французских экстремалов» — режиссеров, снимающих трансгрессивное кино (читай: крайне шокирующее и местами отвратительное). И, в общем, не зря: французский экстремальщик с упоением исследует границы дозволенного в кино. В роли мамы главной героини — известная певица Милен Фармер, с которой Ложье уже вместе работал над визуально вызывающим клипом «City of Love».

«До свидания там, наверху»

Французское драмеди по нашумевшему роману

Сложносочиненная история про двух солдат Первой мировой войны: сына миллионера Эдуара Перико (Науэль Перес Бискайярт) и бывшего почтальона Альбера Мейлара (Альбер Дюпонтель). После трагического случая на фронте лицо первого оказывается сильно изуродовано, и он, скрывшись под маской, решает не возвращаться домой. Вместо этого юноша в качестве арт-терапии начинает рисовать картины, а Альбер становится его импресарио. Но судьба все равно столкнет их с призраками прошлого — родными Эдуарда и капитаном Прадалем (Лоран Лафитт), по вине которого он лишился лица. Экранизация эксцентричного и очень кинематографичного по манере письма романа Пьера Леметра, получившего в 2013 году Гонкуровскую премию. Сам фильм тоже не остался без призов и внимания: удостоился пяти «Сезаров» и неплохо прошел в национальном прокате, став одним из самых успешных французских фильмов прошлого года.

«Можно только представить»

Душещипательный байопик про создание хитовой песни

Есть фильмы, которые ставят перед собой задачу умилять, — и «Можно только представить» один из них. Это история про непростые взаимоотношения между музыкантом Бартом Миллардом (Дж.Майкл Финли) и его отцом Артуром (Деннис Куэйд). Им подчас было трудно найти общий язык. Тем не менее Барту все-таки удалось найти нужные слова, чтобы выразить любовь к близкому человеку в композиции, ставшей одной из самых популярных в христианском роке.

«Отпетый мачо»

Антонио Бандерас позорится в новом комедийном боевике

Ветеран экшен-кино Саймон Уэст («Воздушная тюрьма», «Лара Крофт — расхитительница гробниц») давно уже не хватает звезд с неба, но после вторых «Неудержимых» и вовсе покатился по наклонной. В его новом фильме Антонио Бандерас играет рок-звезду, а Ольга Куриленко — его похищенную жену, которую он пытается спасти. Это вроде как комедийный боевик, но смеяться хочется только от того, как же плохо это сделано.

«Невозможное неизбежно. Идеи, которые меняют мир»

История реальных, утопических и художественных изобретений

Выставка демонстрирует историю изобретений — от электромобиля Николая II и советского видеотелефона до разработок ультрасовременных израильских стартапов и фантазийных проектов важных молодых художников: Анны Моховой, Дмитрия Морозова и екатеринбургского проекта «Куда бегут собаки». Художники представят вертикальный сад-плантацию для выращивания растений в пустыне, предсказывающую будущее машину и устройство, которое поможет понимать друг друга без слов.

«Кимико Йошида и Масако Ясуки»

Японские пейзажи, портреты и размышления о восприятии

Masako Yasuki

Двойная выставка японских художниц, которые уже давно частые гости в Москве: Кимико Йошиду Ruarts показывали десять лет назад, а Масако Ясуки можно было увидеть в рамках спецпроекта 5-й Московской биеннале. Кимико Йошида известна своим художественным размышлением о восприятии женщин Востока, а для проекта она еще больше усложняет свой творческий процесс, так что на ее портреты накладываются тесты Роршаха, тем самым обращая внимание на предельную субъективность в том, как мы воспринимаем других людей. Масако Ясуки рисует разрушенные во время Второй мировой войны японские города в духе европейского пейзажа, но с включением традиционной японской позолоты. Ее работы — это размышление о современном пейзаже и о том, как специфически человеческая память искажает его восприятие.

«Музей инопланетного вторжения» в «Боярских палатах»

Интерактивное мокьюментари про пришельцев в Томске в 1989 году

Несколько сводчатых залов «Боярских палат» заняты выставкой артефактов якобы из Томска 1989 года. Экскурсоводы в белых халатах и с фонариком в руках проводят зрителей от объекта к объекту, реконструируя события инопланетного вторжения, попыток его подавления армией и затем засекречивания документов и замалчивания фактов. В ход идут магнитофонные записи, предметы советского быта и, например, пластилин. Проект вдохновлен романом Герберта Уэллса «Война миров». По форме «Музей инопланетного вторжения» — между интерактивной выставкой, променад-спектаклем и предметным перформансом. Притом что команда создателей этого редчайшего в своем роде театрального мокьюментари — сплошь концептуалисты от современного театра и искусства — сняла для проекта еще и короткометражный фильм, а венчает проект захватывающая дух инсталляция. Спектакль вошел в программу «Золотой маски».

«Ритм большого города»

Фильм об одном дне из жизни художника Жан-Мишеля Баския

Баския называют чуть ли не главным темнокожим художником XX века. Им восхищались Мадонна, Дэвид Боуи и Энди Уорхол. Сейчас его работы хранятся в ведущих музеях современного искусства (одну из них, кстати, можно увидеть в МАММ на выставке коллекции Людвигов из Русского музея). Швейцарский фотограф и режиссер Эдо Бертольо успел запечатлеть один из дней начинающего, 19-летнего на момент съемок художника в фильме «Ритм большого города» («Downtown 81»). Здесь Баския решает бытовые проблемы (пытается продать одну из своих работ, чтобы заплатить за жилье), гуляет по улицам Манхэттена и встречает на своем пути настоящих звезд нью-йоркской тусовки. Несмотря на то, что фильм был готов в 1981 году, широкая публика увидела его лишь двадцать лет спустя — в 2000-м — на Каннском кинофестивале. В четверг пересмотреть «Ритм большого города» можно будет в уютном пространстве «Гараж Эллина», заплатив за вход 100 рублей.

Когда

15 марта, 21.00

Где

«Гараж Эллина», Ольховская, 14, стр. 8

Подробности

здесь