Фотография: Solo 2017
Харрисон Форд и Райан Гослинг в «Бегущем по лезвию 2049», фестиваль Beat Weekend, концерты Swans и Стинга, а также премьера «Волшебной горы» Константина Богомолова, фестиваль Элвина Люсье и выставка русско-американских художников.

Понедельник, 2 октября

Swans в «Главклубе»

Громовержцы индустриального рока

Диском «The Glowing Man» в прошлом году Swans завершили грандиозную трилогию двойных альбомов, выходившую с 2012 года. «The Glowing Man» также стал последним альбомом, записанным Swans в текущем составе, неизменном с реюниона 2010 года. Бессменный лидер группы Майкл Джира объявил о том, что после текущих гастролей продолжит записываться и выступать под названием Swans, но уже с более гибким и изменчивым составом.

Фестиваль-ретроспектива Элвина Люсье Everything Is Real

Имени легендарного композитора-концептуалиста

Люсье — важнейший американский композитор, изобретатель саунд-арта, художник, без которого невозможно представить актуальные перформативные практики. Даже если бы 86-летний Люсье приехал в столицу с лекцией или мастер-классом — этот визит уже сошел бы за важное событие октября. Фестиваль Everything Is Real предлагает куда больше: встречи с композитором, выставка, российские премьеры, великие перформансы в исполнении самого автора («I Am Sitting in a Room» должен посмотреть каждый, кто хочет понимать, с чего начинался современный театр) и даже новое сочинение, которое написано специально для московского концерта. В исполнителях главные российские специалисты по новой музыке — МАСМ, «Студия новой музыки», ансамбль Questa Musica, — а также технический ассистент композитора Хауке Хардер и первый исполнитель сочинения «Ricochet Lady» Тревор Сейнт.

Solo 2017

Впечатляющие моноспектакли из России и мира

Фестиваль моноспектаклей Solo проходит в Москве уже десятый год, и всякий раз в программе обнаруживаются имена первого ранга по самому что ни на есть гамбургскому счету — от Ромео Кастеллуччи до Роберта Уилсона. Главный герой этого года — Йоргос Пантелеакис. Греческий актер и сам себе режиссер едет в Москву с визуально и технически зрелищным спектаклем «Одиссей. Красная рапсодия Х», в котором борьба протагониста за трон становится символом преодоления пороков и выхода человечества на путь осознанности. Также стоит обратить внимание на болезненную исповедь человека без пола — спектакль из Неаполя «Мышелов» компании Teatro Elicantropo. Вообще же, в афише Solo 2017 аж 18 прошедших строгий отбор спектаклей, в том числе из городов России: среди них — основанные на документах, фантастике, поэзии и современных монопьесах.

«Волшебная гора» в «Электротеатре Станиславский»

Константин Богомолов ставит Томаса Манна

Швейцария, 1910-е, идиллический туберкулезный санаторий в Альпах. Заехавший проведать кузена молодой человек вдруг заболевает сам и остается на неопределенный срок, вступает с местными пациентами в упоительные споры о либерализме, консерватизме и религии, не замечая хода времени. Роман нобелевского лауреата Томаса Манна на сцене «Электротеатра Станиславский» поставил Константин Богомолов, от всякой новой работы которого ждут саркастической провокации. Посмотреть его можно с 2 по 5 октября.

Вторник, 3 октября

Стинг в «Олимпийском»

Бывший лидер The Police вспоминает, что он рок-музыкант

Тринадцать лет Стинг записывал что угодно, кроме рок-н-ролла. В дискографии артиста за это время появились альбомы, вдохновленные кельтской музыкой, моряцкими песнями шанти, музыкой Ренессанса; перепевки старого материала с симфоническим оркестром, компиляции мадригалов и религиозных гимнов. В прошлом году, однако, Стинг вернулся к корням и выпустил диск «57th & 9th» — мажорный поп-рок, в котором чувствуется дух Нью-Йорка, где и был записан альбом. Сет-лист его нынешних гастролей отражает это возвращение и включает в себя практически все, что хочет услышать давний поклонник Стинга и The Police.

Slim Cessnaʼs Auto Club в «16 тоннах»

Альт-кантри и южная готика с фигой в кармане

Живые классики альтернативного кантри, существующие четверть века, впервые выступят в Москве — с по обыкновению эпичными сочинениями о судьбах и чувствах, разбитых бытом и алкоголем. Черный юмор, извечный мрак и южная готика с фигой в кармане — редкий в наших широтах товар.

Александр Лабас «Октябрь»

Премьера редких работ Лабаса — о революции

Рисунок. У пушки. Из серии «На маневрах»

Институт русского реалистического искусства не прошел мимо главного юбилея года: здесь выставляют цикл графических и живописных работ Александра Лабаса «Октябрь» по мотивам одной культовой серии в творчестве художника. В 1917-м ему было 17, и писать картины на эту тему он стал только в конце 1920-х, возвращаясь к ним всю жизнь. Идея экспозиции принадлежала Ольге Бескиной-Лабас — племяннице художника и главе Фонда Лабаса. Всего в ИРРИ представляют около 50 графических и живописных работ, и только треть из них показывалась до этого в Москве. Интересная история связана с редким автопортретом художника из Костромского художественного музея — «Автопортретом на фоне Октября». Сотрудники ИРРИ узнали о существовании картины из примечания в одной из книг Лабаса и с удивлением нашли в фондах музея эту работу. О ней исследователям творчества художника было неизвестно.

Среда, 4 октября

Beat Weekend в Москве

Главные хиты весеннего Beat Film Festival

С 4 по 8 октября в Москве и еще 14 других городах России пройдет пятый по счету Beat Weekend. За пять дней здесь покажут главные хиты недавнего Beat Film Festival, так что наверстаете упущенное, если пропустили главный фестиваль документального кино о музыке и новой культуре этой весной. В программе шесть фильмов: документально-игровая картина «Все эти бессонные ночи» о современном поколении двадцатилетних, действие которой разворачивается под саундтрек Caribou на фоне декораций ночной жизни Варшавы; «День независимости» о путешествии словенской рок-группы Laibach в Северную Корею; «Я — Гагарин» о первом российском рейве «Gagarin Party» в павильоне «Космос» на ВДНХ, стихийных вечеринках в клубе «Танцпол» на Фонтанке и танцевальной культуре начала 90-х; «Рейв в Иране» про подпольную электронную сцену в Тегеране; путеводитель по музыкальной сцене Сиэтла 90-х «Хайп!» и новая работа бытописателя немецкой техно-сцены Ромуальда Кармакара «Когда я думаю о Германии ночью».

Предаукционная выставка Vladey

Предаукционная выставка с участием Кабаковых и Сидура

Отдых (1934)

Накануне торгов (ближайшие состоятся 10 октября) аукцион Vladey всегда показывает топовые лоты, и на этот раз действительно есть на что посмотреть: работа важного фотографа Сергея Браткова «Halloween», серия литографий Ильи и Эмилии Кабаковых «Альбом для раскрашивания» 2011 года, графика Павла Пепперштейна и Вадима Сидура, живопись Олега Целкова, а также работы совсем молодых художников.

Четверг, 5 октября

«Бегущий по лезвию 2049»

Возвращение в мир репликантов с Харрисоном Фордом и Райаном Гослингом

Сиквел фантастического шедевра 1982 года «Бегущий по лезвию», который под отеческим присмотром Ридли Скотта и по сценарию Майкла Грина («Чужой: Завет», «Американские боги») снял отличный канадский режиссер Дени Вильнев («Убийца», «Прибытие»). Сюжет развернется спустя 30 лет после событий старого фильма. В главной роли — Райан Гослинг, играющий офицера лос-анджелесской полиции Кея. Впрочем, Харрисон Форд тоже вернется к своей роли Рика Декарда. Сохраняя режим секретности, студия отказалась показывать фильм на кинофестивалях в Венеции и Торонто. Тем не менее, подогревая жгучий интерес публики, выпустила короткометражки Люка Скотта с участием новых героев Джареда Лето и Дейва Баутисты, события которых происходят за 13 лет и за год до описанных в картине. В то время как действие третьего (анимационного) пролога Синъитиро Ватанабэ («Ковбой Бибоп», «Самурай Чамплу») поведает о том, что произошло спустя три года после оригинального «Блейдраннера» во время массового отключения света. «Афиша» писала о том, как создавалась классика кинофантастики Ридли Скотта, которую нужно обязательно пересмотреть перед походом на продолжение.

«Жизнь впереди»

Комедия про переживающих возрастной кризис одноклассников

Карен Оганесян, сначала адаптировавший для русского экрана британского «Лютера» («Клим»), а затем и французский «Налет» («Налет»), вернулся из мира сериалов в мир кино, взял в охапку отечественных звезд (Александра Паля, Светлану Ходченкову, Павла Прилучного, Дениса Шведова, Артура Смольянинова, Егора Корешкова, Юлию Александрову, Максима Виторгана) и снял с ними трагикомедию о кризисе среднего возраста наподобие «Статуса Брэда», где вместо одного Бена Стиллера — несколько разочарованных в жизни одноклассников, пребывающих в таких же бредовых статусах.

«Между нами горы»

Идрис Элба и Кейт Уинслет пытаются выжить в заснеженных горах

Одновременно история о выживании и любовная драма: молодой журналистке (Кейт Уинслет) и меланхоличному нейрохирургу (Идрис Элба) приходится бороться не только с опасными для жизни обстоятельствами, но и с собственными чувствами на склонах пустынной снежной горы, где они оказываются в результате крушения самолета. Фильм снят по одноименному роману Чарлза Мартина, однако обладательница премии «Оскар» Кейт Уинслет ни на секунду не дает забыть, что это кино — еще одна вариация на тему «Титаника». Картину поставил ветеран израильского кинематографа Хани Абу-Ассад, призер Каннского фестиваля («Омар») и номинант на премию «Оскар» за триллер «Рай сегодня».

«Борг/Макинрой»

Психологический триллер про поединок двух именитых теннисистов

История реального противостояния двух талантливых теннисистов: сдержанного шведа Бьерна Борга (Сверрир Гуднасон) и взрывного американца Джона Макинроя (Шайя ЛаБаф), которые наглядно иллюстрируют пушкинские строчки про «волну и камень, стихи и прозу, лед и пламень». Но назвать «Борга/Макинроя» спортивной драмой — значит, слукавить: теннисный поединок интересует датского режиссера Януса Метса Педерсена (бывшего документалиста, прославившегося «Броненосцем» про войну с «Талибаном» и снимавшего второй сезон «Настоящего детектива») в последнюю очередь. На передний план у него выходят два характера — однако не в равных пропорциях. Боргу режиссер уделяет больше времени, в то время как Макинрой в ярком исполнении ЛаБафа выступает лишь харизматичным антагонистом, который оттеняет героя.

«Дом моих кошмаров»

Трэш-хоррор про семейную пару в зловещих апартаментах

Клэр (Стефани Эстес) с мужем (Зак Уорд, соавтор сценария) неохотно переезжает в дом почившей матери (Шеннен Доэрти, звезда «Зачарованных»), с которой у нее были непростые отношения в силу властного характера последней. И почти сразу же вокруг девушки начинает твориться всякая чертовщина. Новое творение трэш-режиссера Джеймса Каллена Брессака, до этого снимавшего на приснопамятной студии The Asylum всякую несусветную чушь («13/13/13», «Кровавое озеро: Атака миног-убийц»), а также не менее непотребные низкобюджетные ужастики за ее пределами («Преступление на почве ненависти», «Зловредная»).

Jarboe, Father Murphy в «16 тоннах»

Дива мрачной постиндустриальной музыки

В Москву возвращается Джарбо — былая напарница Майкла Джиры по Swans, одна из самых ярких и суровых женщин музыкального андеграунда последних 30 лет.

«Соединенные Штаты России»

Русско-американские художники размышляют о своих двух культурах

Трое молодых художников, Юлия Вирко, Мирон Киселев и Энтони Гельфанд, родились в России, но выросли в Америке, где теперь работают. Государственная галерея «На Солянке» предложила им попробовать создать специальный проект в российском пространстве — и как американским художникам российского происхождения задуматься о своих корнях, способах передачи наблюдений и мысли. На выставке будут представлена живопись, инсталляция, видео, мультимедиа и дизайн.

«Лестничная клетка» в театре «Около дома Станиславского»

Тихий спектакль по одной из самых лиричных пьес Людмилы Петрушевской

В старом советском подъезде встречаются двое музыкантов похоронного оркестра. Оба пришли знакомиться с причудливой дамой по объявлению. Но та их не пускает за порог, и вот они коротают время, пережидая снегопад. В этом аккуратном и бесконечно теплом спектакле мэстро абсурдистского дзена Юрия Погребничко найдется место для тихой музыки и танцев, а в центре крошечной сцены катается настоящий лифт.