Кто уничтожает граффити «Лучшего города Земли»

8 февраля 2016 в 16:12
2015 год оказался трагичным для московского стрит-арта: старые работы начали закрашивать, а на их месте стали стихийно возникать рекламные граффити. «Афиша Daily» выяснила, насколько это законно и узнала, что происходит с работами проекта «Лучший город Земли».

Летом 2013 года Департамент культуры по инициативе своего тогдашнего руководителя Сергея Капкова проводил трехмесячный фестиваль «Лучший город Земли». Он включал в себя ярмарки, концерты и прочие городские увеселения, но самым заметным его следом стала граффити-программа, придуманная совместно с творческим объединением «Артмоссфера». Буквально за пару месяцев Москва обросла десятками рисунков, созданными известными уличными художниками — от москвичей Zuk-Club до аргентинца Гуаличо.

Некоторые граффити не нравились москвичам, хотя рисунки заранее согласовывались с жильцами домов. Например, недовольство вызывали работы Анатолия Akue в 3-м Самотечном переулке и Гуаличо в Большом Сухаревском. Тем не менее большая часть граффити горожанам нравилась и рисунки вскоре стали новыми достопримечательностями.

В 2014 году Москву захватила новая волна граффити, к созданию которых не имели отношения ни Департамент культуры, ни «Артмоссфера», — патриотических. Первым в этой серии стал рисунок «Россия и Крым — вместе навсегда» на улице Солженицына, который создала таинственная организация «Сеть». Она же начала размещать по всему городу другие рисунки патриотической тематики — про защиту родины, присоединение Крыма и так далее. Дальше — больше: в 2015 году город захватили рекламные граффити, пропаганда ЗОЖа и традиционных ценностей. Непривычный формат продвижения освоили компании «Касперский», Yota, «Аэрофлот» и другие крупные организации.

Сабина Чагина
Куратор творческого объединения «Артмоссфера»
«Наш проект проходил в рамках программы Департамента культуры «Лучший город Земли» в 2013 году. Мы отправляли письма в управы с просьбой изобразить чью-нибудь работу на определенной стене и получали от них согласования — все это происходило на основе постановления мэра, которого он выпустил к фестивалю граффити. После того как управа разрешала взять нам какую-нибудь стену, мы связывались с собственниками здания: согласовывали с ними этот вопрос и эскизы будущего рисунка. Они решали — появится работа на их доме или нет. Главная проблема была и есть в том, что вся эта процедура не регламентирована. Нет никакого закона, который бы разрешал размещать уличное искусство в городе. Например, вначале у мэра было распоряжение, что нам нужно согласование у Москомархитектуры. Мы им писали запрос, но они ответили, что к ним это вообще не имеет никакого отношения. Получается, что мы сами решали, у кого и что нужно согласовывать. Остановились на управе и собственнике здания. Собственниками здания, если речь идет о жилом доме, обычно является ТСЖ. Они проводили собрания с жильцами и обсуждали эскиз. Обычно жильцы относились лояльно к рисункам: все-таки это была не реклама, а качественные работы. Некоторые, конечно, не сразу понимали ценность арт-объектов и были против. Как я понимаю, когда на дом собираются нанести граффити с рекламным посылом, то компания платит немалые деньги ТСЖ. Поэтому жильцы с большей радостью соглашаются, чтобы их дом расписали и не важно как — по сути, людей подкупают. Официально подобная реклама вообще запрещена. Наш контракт с Департаментом культуры длился год, в этот период за работами следили и ухаживали. На Гончарной набережной, например, повредился рисунок, но мы планируем совместно с властями его восстановить. Хотя по бумажкам мы уже вообще за них не отвечаем».

В 2015 году граффити «Лучшего города Земли» начали уничтожать. Перепись жертв Сабина Чагина ведет у себя в фейсбуке. Первым закрасили работу Гуаличо — ей оказался недоволен арендатор здания. На месте граффити Luka появилась реклама «Аэрофлота». По неизвестным причинам закрасили и работу команды «310» в проезде Апакова. Исчез также рисунок Анатолия Akue.

Получилось, что официально разрешенные городом граффити регулярно уничтожаются, а за их сохранность никто не отвечает. В Департаменте культуры редакции «Афише Daily» заявили, что срок сохранности работ был прописан в договоре с подрядчиком и составлял 12 месяцев. Теперь же ответственность за граффити никто не несет и ими могут как угодно распоряжаться владельцы зданий. В ведомстве также отметили, что никакого отношения к новым рисункам (патриотическим и рекламным) департамент не имеет.

Иван Шубин
Руководитель Департамента СМИ и рекламы г. Москвы
«На сегодняшний день отсутствует порядок согласования такого вида наружной рекламы, поскольку он не предусмотрен законом «О рекламе». Мы считаем такую рекламу незаконной — именно потому, что формально рисунки на фасаде не являются рекламным носителем. С точки зрения общей идеологии развития рекламы в городском пространстве, в таком формате — на стрит-арт-объектах — она избыточна. Власти города за последние 5 лет провели большую работу по освобождению мегаполиса от избыточной рекламы, в том числе на строительных сетках, сегодня аутдор-реклама упорядочена и не требует новых поверхностей. Поэтому, говоря о развитии такого плакатного искусства, важно различать его общественную значимость и коммерческую составляющую, которой, как мы считаем, быть не должно. Надеемся, что в ближайшее время будут разработаны правила в отношении объектов стрит-арта и граффити — в первую очередь тех, которые санкционированы властями разных уровней, и в вопросе их коммерческого использования будет поставлена точка».