Новое Средневековье: что можно разглядеть сквозь музейные окна в Кремле

31 января 2017 в 18:26
Фотографии: Варвара Геворгизова
«Афиша Daily» побывала на обновленной Ивановской площади в Московском Кремле с новым аттракционом — музейными окнами.

До недавнего времени Кремль выглядел незыблемой твердыней на фоне бойко переизобретающей себя Москвы, которая среди прочего лишается исторических зданий, обрастает неоднозначными памятниками, длиннющими скамейками, рощами рябин и становится все более пешеходной.

На прошлой неделе московская страсть к обновлению добралась и сюда: Ивановская площадь обзавелась двумя гранитными подиумами со стеклянными экранами. Издалека от них немного отдает могильным благоустройством первой волны, как на Большой Дмитровке. Однако сверху конструкции оказываются прозрачными. Это археологические окна — общеизвестный способ показать культурные слои, к которому часто прибегают в западноевропейских городах, где одни исторические постройки возникали на месте других (скажем, средневековые дома на месте римских форумов).

Ивановская считается одной из старейших площадей в Москве: она появилась в 1329 году после постройки каменной церкви Иоанна Лествичника, в комплекс которой входит колокольня Ивана Великого. Новая церковь расположилась на месте большой городской площади и таким образом разделила ее на две небольшие — Ивановскую и Соборную. В царские времена территория Кремля была густо застроена и о нынешних просторах можно было только мечтать.

В 1929 году советские власти снесли Чудов и Вознесенский монастыри, а также Малый Николаевский дворец. Сделали они это не столько из вредности, сколько с практической целью: здесь решили построить военную школу для кремлевских курсантов. Так, в 1934 году на месте монастырей XIV века и дворца авторства Михаила Казакова появился неоклассический 14-й корпус, он стал первой постройкой советской власти на территории Кремля.

Новый корпус занял далеко не все освободившееся пространство, и Ивановская площадь стала гораздо больше да еще и обзавелась открыточным видом сразу на несколько главных достопримечательностей Кремля, главным образом — на церковь Иоанна Лествичника с колокольней.

В 14-м корпусе в советские годы размещались и школа РККА, и Кремлевский театр, а в постсоветское время там был кабинет Ельцина, к тому же здание украшало ельцинскую пятисотрублевку 1993 года. В последние годы его занимали различные службы АП, здесь проходили президентские пресс-конференции, и в части корпуса с 2001 года велась реконструкция. Работы, на которые потратили около 8 млрд р., скрывались за тканевым фальшфасадом; их результат оценить москвичам так и не удалось: в 2014 году Путин неожиданно предложил подумать о том, чтобы снести 14-й корпус и заново построить Чудов и Вознесенский монастыри.

В апреле 2016 года его демонтировали, перевезя кабинет первого президента в его екатеринбургский музей. Все, что осталось от этого «советского новодела», как назвал его Путин, — заснеженный пригорок на фотографии с левой стороны. Он же напоминает об огромной клумбе с вазоном на Ивановской площади — в лучших традициях советских ландшафтных дизайнеров.

Раскопки оказались крайне результативными. Специалистам Института археологии РАН удалось обнаружить фундаменты и подвалы снесенных зданий, которые хорошо сохранились, а также немало интересных находок: осколки керамики времен Золотой Орды, битые женские стеклянные украшения, огромное количество ключей, а также держатели для книг — в Средние века они были роскошью, и, по всей видимости, монастыри могли похвастаться богатыми библиотеками. Археологи решили, что все это нельзя скрывать, и предложили сделать два экспозиционных окна на Ивановской площади. Говорят, что такой способ продемонстрировать находки впервые реализован в России.

Внутри аквариумов все находится в первозданном виде, археологи ничего не передвигали: в каком виде обнаружены стены, остатки могильных плит и прочие древности — так их и представляют. Внутри установили климатическое оборудование для лучшей сохранности экспонатов и освещение. Несмотря на общую строгость поведения, принятую в Кремле, вставать ногами на подиумы можно!

В первом окне можно разглядеть фундаменты и цокольные части двух церквей и трапезной Чудова монастыря, а также надгробия. Могильные плиты оказались старше монастыря — и не просто так: в XIV веке их без всякого почтения к усопшим использовали для строительства церквей.

Во втором видно кирпичный фундамент перехода из дворца в монастырь, датированный 1851–1855 годами. Под ним обнаружили деревянный настил и погреб, которые остались тут со времен городской усадьбы XVI века, на месте которой спустя 200 лет построили Николевский дворец.

При желании, хорошем зрении и умении читать на старославянском можно разглядеть даже эпитафии на осколках надгробий. Под одним из них покоился представитель известного рода Вельяминовых, под вторым — схимник Серапион, а под третьим — некий Павел Радионов, который числился «слугой Чудова монастыря». То есть был светским человеком, но помогал монастырю вести хозяйство.

Раскопки на месте снесенного 14-го корпуса будут продолжаться. Говорят, что на его месте могут открыть новый археологический музей, в котором будут храниться найденные артефакты, которые пока что можно увидеть в экспозиции Музеев Московского Кремля. А что касается президентской идеи восстановить Чудов и Вознесенский монастыри, то пока она остается идеей.

Расскажите друзьям