Что смотреть на фестивале инклюзивных спектаклей «Протеатр»

21 января 2016 в 17:59
С 22 по 24 января в Центре им. Мейерхольда пройдет маленький, но важный фестиваль особых театров «Протеатр». Елена Ковальская объяснила, что такое инклюзивный театр, а Алексей Киселев выбрал лучшие спектакли.

Три дня подряд, с 22 по 24 января, в Центре им. Мейерхольда будут показывать удивительные образцы мирового инклюзивного театра, читать тематические лекции, устраивать семинары, мастер-классы и обсуждения спектаклей — это фестиваль «Протеатр». Осенью организаторы собирают в Москве в одну большую программу все главные премьеры инклюзивных театров со всей России, а зимой устраивают короткую международную программу. Инклюзивный театр — разновидность социального театра, подразумевающего использование игровых практик и пластических тренингов в качестве инструментов психологической, социальной и ментальной терапии. При этом сами спектакли инклюзивных театральных коллективов нередко становятся значительными объектами искусства.

Елена Ковальская
Театральный критик, арт-директор Центра им. Мейерхольда
«Понятие «социальный театр» объединяет и тот театр, который поднимает социальные проблемы, и тот, который их решает. Например, новая драма выставляет на обсуждение социальные проблемы. А инклюзивный театр и социальные проекты — решают: занимаются включением в культуру, в общество разных социальных групп, обделенных по разным причинам — физическим, имущественным, образовательным и так далее. Подъем интереса к такому театру связан с развитием гражданского общества. Людей стало волновать, на что уходят их, налогоплательщиков, деньги, зачем они содержат эту громоздкую индустрию — театр. А художники задумались, что они могут дать людям взамен на возможность заниматься бесполезным искусством. Мировой, да и наш, советский опыт показывает, что художник может сделать невероятно полезные вещи. Причем такие, которые, кроме него, никто не сможет. Социальные проекты в театрах стали появляться тут и там. Пионерами были независимые театры — костромской Dialogue Dance, ростовский театр «18+», Liquid Theatre, «Театр.doc» — он, собственно, и был инициатором процессов. Однажды Елена Гремина на встрече президента Медведева с деятелями искусства предложила поддержать негосударственные театры на условиях общественной работы, тогда возник министерский проект «Театр плюс общество», он позволил выжить массе театральных групп в стране. Сегодня этот проект деформирован до неузнаваемости. Но процесс продолжается. В дело включились и государственные театры, для которых социальный проект — сверхурочная работа и неуставные затраты. Одновременно театральное сообщество обнаружило рядом с собой огромный мир инклюзивного театра. В Европе особый театр включен в культуру. С 1960-х годов художники в Европе отвоевывали себе ресурсы и свободы, и правительства шли на это, взамен нагружая их общественной работой. Постепенно художники стали находить в такой работе художественный интерес. Работа с особыми людьми заинтересовала их как способ говорить про человека во всей его полноте. Как поход в неведомое. За счет инклюзивного театра в Европе расширялись границы современного театра. У нас инклюзивные театры тоже существуют очень давно, их масса — всех видов. Но у нас такой театр проходит по ведомству образования. Да и общество не рассматривает особый театр как часть культуры. Но среди них есть такие, которые составят конкуренцию многим экспериментальным, поисковым театрам. К примеру, «Круг» Натальи Поповой и «Круг II» Андрея Афонина, взявшего два года назад «Золотую маску» за «Отдаленную близость». Театр «Пиано» Владимира Чикишева в Нижнем Новгороде. Есть и другие. Началось движение профессионального и инклюзивного театров навстречу друг другу. Профессиональный театр инертен, инклюзивный — специфичен. Появление коллективов инклюзивного театра на государственных площадках — один из результатов этого сближения. Мы в ЦИМе предоставляем нашу площадку — и нашу афишу — на равных условиях и популярной «Мастерской Дмитрия Брусникина», и театру Андрея Афонина, и «Студии новой музыки», и фестивалю «Протеатр». Мы адресуем их одной и той же аудитории, и таким образом включаем социальный театр в общую картину актуального театра. У теоретиков и практиков особого театра свои взгляды на свое дело. Я сужу более простодушно. Для меня особый артист — это тот самый артист, о котором мечтали Станиславский, Арто, Брук — безусловный человек на сцене. Человек во всей своей полноте. Через полноту своих артистов инклюзивный театр дает возможность познать нашу собственную».

Что смотреть на фестивале «Протеатр»

«Царь Салтан»/«От весны до весны. Легенда о Коре» студии «Круг»

Команда студийцев «Круга» исполняет балаган по Пушкину. Фольклорное пение, как сообщает аннотация, обратит внимание на «парадоксы русского национального характера». Второе представление сразу следом — «Легенда о Коре» — при помощи аутентичной греческой музыки и пластических импровизаций передает привет античному мифу о Персефоне.

Когда

22 января, 19.00

«Танцую, следовательно, существую» Театра DanzaMobile (Испания)

Артисты с синдромом Дауна и профессиональные танцовщики исполняют коллективное танго, иллюстрируя таким образом заглавный тезис. Дело в том, что севильский центр DanzaMobile — это не только инклюзивный театр, но и видная школа танцев. Хореографы вместе со студийцами основательно подходят к постановке спектаклей, и, по всей видимости, это стало их делом жизни. Их постмодернистский танец — об этом.

Когда

22 января, 20.45

«Absent» театра Verte Dance (Чехия)

Чешская компания современного танца Verte Dance пригласила в свой новый спектакль танцовщицу, живущую с одной ногой. Получился танец про дисбаланс как ключевую социальную категорию; про минимальное и достаточное. Аккуратный камерный contemporary dance; самодостаточный танцевальный перформанс вне зависимости от количества конечностей.

Когда

23 января, 20.00

«Miracle on Wheels» театра Ability Dance Foundation (Индия)

Зрелище инвалидов-колясочников — с боями на саблях, ростовыми куклами и болливудским саундтреком — фестивальный хит со стажем. Основано шоу, разумеется, на индийском эпосе, но, положа руку на сердце, важно ли это — в Книгу рекордов Гиннесса команда Ability Dance Foundation попала, в конце концов, не за переосмысление «Махабхараты».

Когда

24 января, 19.00