Туалетный вопрос: как в России появились общественные уборные и почему их вечно не хватает

5 августа 2023 в 14:00
Фото: Евгений Биятов/РИА «Новости»
Очевидный факт: абсолютно все люди ходят в туалет каждый день. При этом иногда создается ощущение, что городские власти об этом не знают: во многих местах страны приходится преодолеть несколько километров, чтобы найти заветную кабинку. «Афиша Daily» разобралась в прошлом, настоящем и будущем этой важнейшей, но недооцененной части инфраструктуры.

История общественного туалета

В 1699 году, незадолго до основания Петербурга, прообразы общественных туалетов открыли в Москве по указу Петра I. Это были выгребные ямы с деревянными помостами. Очищали их с помощью ковша, а отходы вывозили в бочках за пределы города специальные люди — их называли золотари. Но санитарное состояние населенных пунктов не изменилось: люди высмеивали выгребные ямы и не хотели ими пользоваться, справляли нужду прямо на улицах, во дворах, в деревянных колодах извозчиков и арках Китайгородской стены. Нечистоты попадали в воду, что приводило к вспышкам инфекционных заболеваний.

В XIX веке Российскую империю охватила холера. Чтобы хоть немного улучшить ситуацию, в 1871 году в Петербурге открыли первый общественный туалет. Деревянное строение возвели у Михайловского манежа по проекту Ивана Мерца — соавтора Водонапорной башни. Ретирадник состоял из бревен, обшитых с обеих сторон досками, и стоял на каменном фундаменте. В нем были устроены два ватерклозета, писсуар и небольшая комната для сторожа. Помещение отапливалось, но баков не было, поэтому смыв происходил прямым напором воды из городского водопровода. В конце столетия по проекту Мерца построили еще четыре таких туалета: у Александринского театра, напротив Никольского рынка, у Львиного моста и на Малой Конюшенной. В это же время на улицах города стали появляться открытые писсуары: у Невы, Фонтанки, внутри Гостиного и Апраксина дворов, в Летнем саду.

Общественная уборная в Александровском саду

В Москве в то время открывали первые каменные ретирадники. Крестьяне и торговцы обходили их стороной, внутри бывали лишь интеллигенты и состоятельные горожане. Солидные постройки, увенчанные крестами, напоминали людям о часовнях: часто перед ними крестились и отвешивали низкий поклон. Женщины стеснялись использовать уборные, предпочитая переносной горшок.

XX век стал революционным в санитарном вопросе: в крупных городах наладили проточную канализацию. В Петербурге архитектор Алексей Зазерский по заказу купца Александрова построил три типовых туалета, похожих на особняки: в Александровском саду, у Благовещенского и Тучкова мостов. Уборные были разделены на четыре части: женскую, мужскую, для девочек и мальчиков. Также в них были устроены ниши-лоджии для ожидания транспорта в непогоду. Там, где еще не было канализации, устанавливали деревянные будки над выгребными ямами. В конце XIX — начале XX века в городе было около 40 благоустроенных отхожих мест.

В Москве в 1902 году открыли первый подземный туалет на Театральной площади. Сооружение возвели по проекту инженера Михаила Щекотова. В нем были мужское и женское отделения, а также два класса — платный и бесплатный. В первом посетителю выдавали полотенце, одеколон и мыло. Всего в то время в городе насчитывали около десяти общественных клозетов. Часть из них была оснащена техническими новшествами: вентиляцией, печным отоплением и электрическим освещением.

В 1917 году в городах деревянные общественные туалеты стали разбирать на дрова, а каменные переделывали под жилье. Ощутив нехватку отхожих мест, люди стали использовать в качестве уборных существующие постройки, например бастион храма Христа Спасителя в Москве.

Общественная уборная на Марсовом поле (площади Жертв Революции)

В 1930-е санитарный вопрос получил новый виток развития: в Советском Союзе наладили производство унитазов. Ежегодно выпускали около 150−300 тысяч изделий. В то же время в Москве во время репетиций торжественных парадов участникам мероприятий негде было справить нужду. Большинство удовлетворяло физиологическую потребность в подъездах, во дворах и рядом с жилыми домами. После многочисленных жалоб горожан власти стали сооружать общественные туалеты. Один из них до сих пор работает в парке Горького — здание возвели в 1935 году по проекту архитектора Александра Власова. Во время Великой Отечественной войны развитие туалетного вопроса приостановилось. Во многих домах не работала канализация, люди снова были вынуждены пользоваться выгребными ямами.

В 1960 году в центре Петербурга насчитывали около 50 бесплатных уборных. Работу этих отхожих мест контролировал горком КПСС. В основном туалеты находились в подвальных или полуподвальных помещениях. Так как они были оснащены несколькими выходами, во время холодной войны их причислили к потенциальным бункерам. Но это далеко не единственные дополнительные их функции: в них торговали фарцовщики, оказывали интим-услуги, а участники гонимого советской властью ЛГБТ-сообщества искали себе партнеров. Массовое строительство туалетов началось в преддверии Олимпиады-80: в 1980 году в Москве было уже около 300 уборных.

Туалетный бизнес

После перестройки большую часть туалетов отдали в частные руки. В 1990-е содержать их было невыгодно из‑за высокой стоимости аренды и коммунальных услуг. Уборные начали перепрофилировать под кафе, рестораны, цветочные магазины и игорные клубы. Тем временем московские власти обязали весь общепит и стройки обзавестись уборными. Частники начали возить биотуалеты из‑за границы, и санитарное новшество быстро обрело популярность: кабины автономны и не требуют подводки коммуникаций, их можно ставить где угодно. Первые крупные заказы были сделаны в 1997 году к 850-летию Москвы и к пивному фестивалю в Петербурге. После этого определились ключевые игроки рынка: «Экосервис», «Той-Той» и «Биоэкология». Биотуалеты ставили в кафе, парках, на стройках. Сфера начала процветать «благодаря городским властям», отмечал гендиректор «Биоэкологии» Валерий Гвоздев. Компании предоставляли пластиковые кабинки в краткосрочную и долгосрочную аренду, откачивали отходы. Около 60% дохода санитарному бизнесу приносил съем кабинок на месяц и более. По данным «Коммерсанта», к примеру, выручка «Биоэкологии» за 2006 год составила 350 млн рублей.

Платный туалет в Москве в 1999 году

Тем временем городские общественные уборные были в дефиците: новые не строили, старые приходили в упадок или были перепрофилированы. В 2003 году на 300-летие Петербург получил от Минска в подарок туалеты-автобусы, каждый из которых рассчитан был на обслуживание до 17 человек одновременно. Увидеть такие комплексы можно было на Дворцовой площади и Марсовом поле. «Из многочисленных даров, преподнесенных Петербургу в то время, пожалуй, ни один не был настолько утилитарно целесообразен, как этот», — отмечает искусствовед, автор лекции «Очко в Европу» и основатель телеграм-канала «Русский камамбер» Александр Семенов. В общей сложности в городе работало около 90 общественных сортиров — стационарных, мобильных, автобусных, пишет историк Игорь Богданов в книге «Unitas, или Краткая история туалета». Из‑за нехватки уборных губернатор Валентина Матвиенко инициировала постановление, согласно которому владельцам кафе и ресторанов рекомендовали бесплатно пускать прохожих в заведения, чтобы те могли справить нужду. Спустя три года документ утратил силу, а бизнес разделился на два лагеря: одни продолжили пускать людей в уборные, другие стали устанавливать на них кодовые замки.

В Москве в 2013 году на 11,9 млн человек функционировало около 3200 общественных туалетов: 510 городских и 2697 коммерческих. В Лондоне на тот момент было в два раза больше отхожих мест при населении 8,4 млн человек. Власти столицы пообещали, что к 2016 году число уборных вырастет до 4319. Департамент ЖКХ провел конкурс на десятилетнюю аренду земли для размещения 1200 платных туалетов. Аукцион выиграли «Комхоз-Сервис» и «Ст.Консалтинг», которые за 400 млн рублей арендовали у города 10 тысяч кв. метров под отхожие места. Эти компании устанавливали знаменитые «золотые» туалеты, стоимость каждого комплекса составила 3,5 млн рублей. Разовое посещение такой уборной тогда обходилось в 40 рублей. Инвесторы планировали заработать не только на плате за вход, но и за счет размещения рекламы на модулях и терминалов для пополнения услуг связи. Чтобы увеличить доходы, фирмы предлагали властям совместить уличные клозеты с буфетами и вендинговыми аппаратами, но эту идею не оценили. «В эти кабинки сложно зайти, плюс там довольно грязно. Услуга уличных туалетов весьма востребована, но ее нужно уметь качественно преподнести. И стоимость должна быть адекватна», — подчеркивал глава Департамента торговли и услуг Алексей Немерюк.

«Золотой» туалет около метро «Автозаводская»

Горожане отмечали, что туалеты часто ломались: электроника выходила из строя, трубы забивались. В 2015 году победители аукциона перестали платить за аренду земли городу. Через год департамент ЖКХ расторгнул контракт через суд. Вскоре разыграли новый тендер, который выиграла компания «Орк». Все «золотые» туалеты остались на своих местах, а гендиректором фирмы стал Борис Ермаков — он же руководил «Комхоз-Сервисом».

В то же время в столице открыли первый туалет в подземке. Владельцы карты «Тройка» могли бесплатно справить нужду в автоматизированной кабинке на станции «Проспект Мира». В ноябре 2015 года пилотный проект демонтировали. Первую платную умную уборную открыли в метро лишь через два года. Несмотря на то что аукцион на размещение ватерклозетов признали несостоявшимся, один из претендентов — ООО «Развитие города» — начал устанавливать комплексы. Эта компания основана Борисом Фоминым и Маратом Эртуевым. Последний является владельцем юридической компании «Тройка-консалт». Еще три года назад гендиректором ООО «Развитие города» был Дмитрий Цеханович — с 2013 по 2014 год он управлял «Комхоз-Сервисом» (по данным прошлого года эту должность занял Сергей Мокшанов). За 2021 год выручка ООО «Развитие города» составила почти 50 миллионов рублей, а чистая прибыль — 918 тысяч. Сегодня в метро работает 29 таких уборных, а плата за вход составляет 75 рублей.

Журналист Иван Голунов связывал владельцев «золотых» туалетов «Комхоз-Сервис» и «Ст-Консалтинг», а также управляющую ими ныне компанию «Орк» с бизнесменом Сергеем Гляделкиным, который мог вести общие проекты с младшим сыном бывшего генпрокурора России Игорем Чайкой.

Общественный туалет на станции метро «Проспект Мира» в Москве

Что происходит с туалетами в России сейчас, и как их нехватка влияет на туризм

В прошлом году Москва приняла почти 18 млн человек, а доход с турпотока составил 120,4 млрд рублей. Если учесть еще примерно 13 млн жителей, то 5754 туалета (сюда входят торговые центры и кафе) кажется совсем небольшим количеством. Если акцентировать внимание только на городских бесплатных общественных туалетах, находящихся в ведении ГБУ «Доринвест», уборных будет в десять раз меньше — 227 стационарных и 276 передвижных.

В Петербурге и вовсе еще недавно все городские туалеты были платными — 30 рублей за вход. «Явное улучшение ситуации жители и туристы почувствовали лишь в 2022 году, когда с них перестали брать деньги за справление нужды. Правда, до заветной цифры в один туалет на каждые 500 метров все равно дойти не удалось», — подчеркивает Александр Семенов. По данным за прошлый год, «Водоканалу», который отвечает за городские уборные, принадлежало 790 стационарных и передвижных туалетов. Если посчитать торговые центры, кафе и рестораны и прочие общественные пространства, в Петербурге 7828 уборных при населении 5,6 млн человек и более 8 млн туристов за год. Подчеркивают нехватку отхожих мест жители исторического центра. Нет туалетов и у некоторых достопримечательностей: например, отсутствует уборная при музее «Домик Петра I».

Решая санитарный вопрос, экскурсионные туры не укладываются в тайминг. О том, что хороших туалетных практик в наших туристических городах практически нет, говорил урбанист Петр Иванов. Работая над проектом «Малые города и исторические поселения» Минстроя РФ, он фиксировал сформировавшийся запрос на туалеты в общественных пространствах.

Новый общественный туалет в парке Горького

Внутренний туризм развивается не только в крупных городах: к примеру, турпоток на Камчатку вырос и составил порядка 300 тысяч человек в год — рекордный показатель для края. Недавно в регионе выстроилась длинная очередь из желающих справить нужду на Вилючинском перевале. По подсчетам «Камчатка-Информ», ежедневно там проезжает до 200 машин и около 1000 человек хотят справить нужду. Но там установлено всего два биотуалета, один из которых предназначен для маломобильных граждан. Та же проблема есть и в других туристических местах полуострова.

Елизавета Гречухина

Главный архитектор службы технического заказчика «А101», экс главный архитектор города Гатчины, выпускница программы «Архитекторы.рф»

«Я возглавляла отдел по развитию комфортной городской среды в Центре компетенций Ленинградской области. Однажды мы занимались благоустройством центральной улицы в Новой Ладоге — тогда это был малый убывающий исторический город. Провели опрос среди жители и выяснили: туристы есть, но они не останавливаются здесь, а если и приезжают, то не тратят деньги. Здесь были развлечения, сувениры, но общественных туалетов не строили. Вместо посещения достопримечательностей человек убивал время на поиск ближайшей уборной. Мы сделали платный чистый нужник, и сегодня он пользуется спросом. Это сыграло свою роль: сейчас в городе есть стабильный туристический поток».

Проблема отхожих мест характерна не только для России. Например, лишь в начале XXI века за этот вопрос всерьез взялся Китай. Власти задумались о «туалетном имидже» сразу после того, как в 2000 году КНР выиграла право на проведение Олимпийских игр-2008 в Пекине. К масштабному событию в столице модернизировали 452 уборные в самых посещаемых туристических местах, но этого было недостаточно: в городе насчитывали 6800 точек на 10 млн жителей. Позже правительство выделило порядка 3 млрд долларов на решение проблемы. С 2015 по 2017 год на территории государства построили более 68 тысяч доступных уборных в городах и деревнях: в парках, при музеях и храмах.

Новый общественный туалет в парке «Яуза»

Произойдет ли «туалетная революция» в России?

Чтобы туалеты появлялись, они должны приносить деньги, считает Елизавета Гречухина. «Мне кажется, уборные могут хорошо работать в связке с другим бизнесом. Если мы делаем общественное пространство с кафе и отхожим местом — это уже рабочая модель. Сегодня некоторые российские девелоперы продумывают нужники в местах общего пользования на первых этажах. Это важная история для маломобильных граждан: пенсионеров, родителей с детьми», — добавляет она.

Руководитель мастерской деревянной архитектуры, преподаватель МАРШ, выпускник и тьютор программы «Архитекторы.рф» Евгений Макаренко уверен: «В нашей стране за всю историю было не так много общественных ватерклозетов, отсюда нет привычки аккуратно ими пользоваться. С другой стороны, туалет — это полноценное общественное здание с определенным уровнем комфорта круглый год. Это влечет за собой необходимость в сложных инженерных решениях не только в части канализации, но еще и по отоплению и вентиляции. В итоге публичная уборная становится дорогим удовольствием. Предпринимателям содержать их невыгодно, у муниципалитетов часто это не первоочередной вопрос.

Чтобы произошла „туалетная революция“ в России, нужна синергия — запрос от горожан на наличие общественных уборных, практика аккуратного пользования удобствами, а также средства и силы муниципалитетов на строительство и обслуживание сооружений. Мало сделать приятный туалет, самая большая ценность — постоянная поддержка уровня чистоты и комфорта».

Расскажите друзьям