«Омерзительная восьмерка», «Выживший» и выставка устаревающих гаджетов

Куда пойти в первую неделю после каникул: две громкие кинопремьеры, выставки Ильи Зданевича, муми-троллей и интерактивные экспонаты в галерее «Марс».

Понедельник, 11 января

«Выживший»

Героический вестерн Алехандро Гонсалеса Иньярриту с Леонардо Ди Каприо и Томом Харди

Алехандро Гонсалес Иньярриту, которому после «Бердмэна» в Голливуде можно буквально все (какое-то время), снял героический вестерн. В нем раненый Леонардо Ди Каприо мучается и звереет, оставшись в одиночестве на заснеженных суровых просторах Дикого Запада, после того как его ограбил и оставил умирать собственный компаньон (Том Харди).

«Омерзительная восьмерка»

Снова вестерн: охотники за головами ищут убежище, чтобы переждать бурю, а попадают в ловушку

«Омерзительная восьмерка» — это разом и «Великолепная семерка», и «Десять негритят»: когда герои оказываются в сборе (через час после начала — но фильм идет почти три), история превращается в герметичный детектив. На улицу не выйти, кто-то из присутствующих явно не тот, за кого себя выдает, при этом у всех пистолеты. В роли сыщика — Сэмюэль Л.Джексон, но и к нему полного доверия нет. Это лучший отрезок фильма: пока он балансирует на краю пропасти, стоя на одной ноге, подпрыгивая, комически размахивая руками, будто сейчас упадет, Тарантино великолепен. Ему нет равных в этой игре многозначительных взглядов, напряженных пауз и словесного армрестлинга, на короткой дистанции он гений ритма, идеально чувствующий моменты, когда нужно притормозить, а когда разогнаться. Что не так у нового Квентина со всем остальным — читайте у Зельвенского.

Вторник, 12 января

«Искусство взаимодействия»

Самая интерактивная и высокотехнологичная выставка этого месяца

Кинетические и аудиовизуальные работы — вся классика сайнс-арта в одном месте. Это именно та выставка, где можно и нужно все трогать, а сам зритель становится участником действия. Интерактивные снежные узоры, рисунки звуковых волн, фрактальная графика и музыкальные эксперименты. Среди авторов – Иван Кабалин, Ivan Rastr, Tundra, Kuflex, Ян Калнберзин, Евгений Афонин и другие.

«Отоваренная мечта»

История о рекламе и товарном дефиците в советском обществе

Дефицит сопровождал советскую экономику с конца Гражданской войны до конца перестройки. Все это время существовала и советская реклама, которая не просто демонстрировала книги, галоши, майонез, соки, шампанское и черную икру, пылесосы, телевизоры, автомобили и парфюмерию, но и создавала имидж счастливого общества изобилия. На выставке можно увидеть фотографии, отражающие продуктовое изобилие/дефицит в СССР с начала и до конца XX века авторства Александра Родченко, Аркадия Шайхета, Бориса Игнатовича, Всеволода Тарасевича, Дмитрия Бальтерманца, Виктора Ахломова и других. Также в МАММ показывают рекламные плакаты и отрывки из советских фильмов, прославляющих сытую страну, и предметы советского быта из Московского музея дизайна.

«Шляпа волшебника: Муми-тролли и другие герои нашего детства»

Выставка к 70-летнему юбилею персонажей Туве Янссон

Туве Янссон происходила из артистической семьи, и с детства ее склонность к фантазированию всячески поощрялась. Первый муми-тролль появился на двери туалета на даче Янссонов, а потом история про Муми-маму, Муми-папу и остальных героев развивалась уже на страницах газет и в отдельных книгах. На выставке в галерее «На Солянке» дань великой истории отдают современные художники. Посетители увидят видеоперформанс Марины Абрамович и произведения медиахудожницы Марике ван Вардендам, а также фирменную плюшевую инсталляцию Ростана Тавасиева, световые объекты Саши Лысова, интерактивные работы московского дуэта «МишМаш», а также художницы Анны Франц. Зрителей ждет еще несколько сюрпризов от художников и настоящая праздничная атмосфера Муми-дола.

Среда, 13 января

«Коллективное сознательное. Диалоги с классикой»

Большая выставка стипендиатов Минкульта РФ в области молодого искусства
Иван Плющ. Автопортрет Рембрандта. 2015. Объект.

В течение 2015 года куратор и художник Диана Мачулина вела работу со стипендиатами, которые получили классическое профессиональное образование и следуют академической традиции, заботясь о пластическом совершенстве высказывания. Но на вопрос о том, что такое классика, однозначного ответа они не дают. Среди участников проекта из регионов есть и те, кто достаточно давно работает в системе современного искусства, и те, кто этой системе принципиально противостоит. В рамках этой выставки консерваторы соседствуют с адептами гангста-рэпа, а феминистские идеи — с высказываниями в духе «Домостроя». «Именно эту разность мнений и устремлений хочется показать и сохранить, — говорит Мачулина. — Можно сказать, что эта выставка — дайджест мнений поколения, от которого зависит ближайшее будущее нашего искусства».

Четверг, 14 января

«Одно внутри другого. Искусство новых и старых медиа в эпоху высокоскоростного интернета»

Современные художники о быстро устаревающих гаджетах
Картина из серии «Праздные дни»

Все авторы, принадлежащие к числу молодых представителей художественного цеха, родились еще в СССР и помнят мир без сотовых телефонов, социальных сетей и доступной информации «Википедии». Широкополосный интернет изменил все — от общения до образования, от дизайна до оплаты покупок. В работах молодых авторов мировая сеть отрефлексирована наряду с новыми гаджетами и явлениями, которые заполнили нашу жизнь окончательно и бесповоротно. Фотоаппараты, телефоны, плееры и фейсбучные страницы — явления одного порядка, которые бесконечно воспроизводятся друг в друге и навевают одновременно ужас и восторг.

«Ильязд. XX век Ильи Зданевича»

Первая ретроспектива забытого гения авангарда, открывшего миру Нико Пиросмани

Поэт и теоретик русского авангарда, Зданевич дружил с крупнейшими европейскими художниками, в том числе с Пикассо, Максом Эрнстом, Миро и основоположником футуризма Маринетти. Это он вместе с братом Кириллом открыл для нас грузинского художника-самоучку Нико Пиросмани. С ним он познакомился в 1912 году, когда приехал в Тифлис погостить у родителей. Зданевич был типичным представителем русского авангарда: придумывал безумные концепции творчества, ставил эксперименты над русским языком, рисовал и писал трактаты, но от политики был далек. После революции он недолго думая бежал вместе с потоком эмигрантов сначала в Константинополь, потом в Париж, где и осел на фабрике Коко Шанель, которая стала крестной его дочери. Во Франции Ильязд продолжил экспериментировать с книжным оформлением. В Пушкинском музее можно будет увидеть двадцать книжных изданий, оформленных Зданевичем, и его графические работы.