Вконтакте: как устроен бизнес контактных зоопарков

Контактные зоопарки в мире детских развлечений — это новые мастер-классы по лепке из глины и прочее валяние из войлока. Как они устроены с точки зрения экономики, этики и гигиены, разбирались студенты РАНХиГС под руководством Светланы Рейтер и Ивана Голунова.

В ноябре 2015-го москвичка Татьяна вместе со своей семьей отправилась в контактный зоопарк «Чудесный рай» в Коньково. Там ее укусила енотовидная собака. Администратор обработала укус перекисью и показала паспорт собаки: прививку от бешенства ей сделали в августе 2014 года. Татьяне сказали, что прививка действительна 3 года. Сначала пострадавшая беспокоиться не стала. Но потом знакомый ветеринар ее напугал: прививка работает год. Татьяне сделали экстренную противостолбнячную терапию, укол иммуноглобулина и вакцинацию против бешенства — 6 уколов в течение пары месяцев.

Одну малышку в контактном зоопарке поцарапала носуха, потянувшаяся за яблочком. Сотрудники сразу обработали ранку и спокойно уверили мать в том, что все животные привиты, — но документы не показали. Девочку отвели к врачу, который сразу назначил уколы.

Еще одна маленькая москвичка пострадала, играя с кроликом в ТРЦ «Рио» на Дмитровке. Кролик укусил ее за палец, сотрудники предложили йод — но даже не поинтересовались, какое именно животное показало зубы. Зверей весом до 500 грамм не обязаны прививать — это как раз случай кроликов. Чтобы понять, здорово ли маленькое животное, можно взять у него анализы или наблюдать, не умрет ли оно по истечении десяти дней.

Администрация предложила купить через 10 дней новый билет, если хочется увидеть, жив ли кролик: 500 рублей в будни, 600 — в выходные. Упорная женщина привела в зоопарк сотрудников ветстанции, которых тоже не хотели пускать без билетов. Кролик был жив, хотя с документами у него все было неидеально.

Практически под каждым вторым постом инстаграме под портретом довольного карапуза в обнимку со зверюшками можно прочитать комментарий о том, как они кого-то погрызли, поцарапали, покусали. Большинство не воспринимает маленькие зубки всерьез, однако животное в контактном зоопарке — это не домашняя кошка. Зверек перед этим имел контакт с огромным количеством других людей и животных — и не по собственной воле.

Все развлечения Москвы

Гладить козочек, фотографироваться с тушканом, пить кофе с котом — семейные выходы при участии дрессированных и не очень зверей стали новым любимым развлечением для семей с детьми.

Появилось первое в Москве кафе для собак: Groom Room. Тартар из говядины, карпаччо из грудки: меню для псов разработали шеф-повара Ginza Project. Кафе «Котики и люди» перед тем, как уйти в отпуск, объявило о начале занятий йогой в компании котов.

Несложно и заказать зоопарк на дом. Средняя цена выездного мероприятия составляет 15 тысяч рублей, из которых 15 минут — шоу с эффектным появлением каждого животного, еще 15 минут — фотосессия и игры с питомцами. Получасовое комическое шоу с кроликом строит 7 тысяч рублей, а за 10 тысяч можно рассчитывать даже на нехитрую иллюзию: один из зрителей превратится в живую лошадь.

Откуда звери

В контактных зоопарках Москвы — целый Ноев ковчег. Встречаются кенгуру, носухи, хомяки, козы, карликовые пони, горные козлы, еноты, обезьяны, лисы, лемуры, змеи, крокодилы и бородатые агамы — ящерицы с шипастой челюстью. Владелец зоопарка «Мой маленький мир» рассказывает, что животных, даже самых экзотических, покупают на территории России. Разброс цен огромный: за банальную морскую свинку просят 2 сотни, за лемура катта можно отдать от 120 до 250 тысяч рублей.

Почти все питомники так или иначе представлены в интернете и цены дают примерно следующие: енота-полоскуна можно купить за 25 тысяч рублей, носуху — за 35 тысяч рублей, чернобурку — за 15 тысяч рублей. Стоимость пустынной лисицы фенек составит 100 тысяч рублей, белки европейской — 6 тысяч рублей, шиншиллы — 3500 рублей, за дикобраза придется отдать 45 тысяч рублей, за скунса — от 30 тысяч рублей, за хорька — от 4000 рублей, павлин стоит от 25 до 60 тысяч рублей, а кенгуру — от 150 до 250 тысяч рублей и т. д.

Как устроена экономика зверинца

Только в Москве по данным «2ГИС» насчитывается 38 контактных зоопарков. Как правило, такой зоопарк работает с 10 до 22 часов. В будние дни здесь появляется от 10 до 15 посетителей в час, в выходные и праздники — до 30 человек. Билет для взрослого в среднем стоит 300 рублей, детям до 3 лет — бесплатно. Почти все посетители еще берут стаканчик вполне себе макробиотического корма: за 50 рублей насыпают немножко сушеного банана, орешков, семечек и моркови. В месяц успешный контактный зоопарк зарабатывает более 1,5 миллиона рублей только на продаже билетов. По словам сотрудников одного из московских зоопарков, этот бизнес окупается за полгода.

Франшиза одного из популярных зоопарков стоит 500 тысяч рублей за взнос, последующие месяцы вычитается по 5% прибыли. Владельца учат управлять зоопарком, помогают наладить контакты с зоологами и поставщиками животных, а также дают советы вроде оптимального для детской психики цвета стен. Иногда обучение — это просто инструкция, которую передают на компьютерном диске.

Предпринимателям стоит только найти помещение и обустроить вольеры. На рекламу тратиться, конечно, нужно, хотя главный триггер — бесконечные саги студий «Дисней» и «Пиксар» про няшных лемуров, зайчиков, лисичек и прочий «Зверополис».

Безопасны ли животные в контактных зоопарках

Прививки экзотическим животным обязаны делать раз в год. Вот примерная стоимость услуг ветеринара за один прием: 300 рублей — осмотр, 1500 рублей — стоимость вакцины, 600 рублей — укол. В среднем тратится 36 000 за год на стандартную процедуру для 15 животных.

Ребёнок, который приходит поиграть с пушистым зверьком, не всегда может рассчитать свои силы. Некоторые животные после многочисленного тисканья вовсе становится агрессивными.

За их состоянием следит только сам хозяин — никакие инстанции не обязаны контролировать животных после их продажи фирме или частному лицу. Поэтому режим жизни животного тоже зависит исключительно от воли хозяина. Некоторых обитателей контактных зоопарков в торговых центрах выгуливают прямо в здании, среди ресторанных двориков, других совсем не выпускают из вольеров.

Короли московских зверинцев

Один из самых популярных контактных зоопарков Москвы расположен на Новом Арбате и принадлежит ассоциации лучших музеев и аттракционов мира Big Funny. Придумал ее небезызвестный бывший мэр Архангельска Александр Донской. В октябре 2006 года Донской объявил об участии в выборах на пост президента России, позднее против него было возбуждено несколько уголовных дел. В феврале 2008 года он был признан виновным в использовании поддельного диплома и был вынужден покинуть пост мэра. В 2011 году Донской основал музей эротического искусства «Точка G» в Москве и занялся продюсированием других музеев-аттракционов на грани трэша, среди них: Музей смерти, ленточный лабиринт Мебиуса, лабиринт страха, дом-перевертыш, антистрессовый аттракцион «Бей посуду» и так далее.

Москвой дело не ограничилось — простецкие имаджинариумы Донского плодились в регионах России, Испании и Голландии. Также Александр Донской написал книгу с говорящим названием «Продай себя в бизнесе, в политике, в личной жизни», где среди прочего сообщил следующее:
«Интересно, что спустя много лет я смог заработать неплохие деньги на своем знании механизмов воровства».

Еще одна крупная рыба в московских зверинцах — компания, владеющая брендами «Страна Енотия» и «Ребятам о зверятах» (есть филиалы в России, Украине и Белоруссии, главный акционер — Расим Байрам Оглы Мамедрзаев). Мамедрзаев был одним из самых успешных продавцов пылесосов «Кирби» — продукт первого сетевого маркетинга. Коммивояжеры ходили по квартирам, демонстрировали гаджет и назначали за него цену в зависимости от восторженности хозяев — она доходила до нескольких сотен тысяч рублей. Однако пылесосы быстро ломались, запчасти для них были очень дорогими, а вернуть их было нельзя. Потом Мамедрзаев с таким же успешным «кирбистом» Лацисом Райвисом создали похожий бизнес по продаже фильтров для воды «Блюфильтрс». Продавцы показывали фокусы с пробирками, где вода меняла цвет и становилась мутной. Покупателей убеждали, что они пьют воду плохую, но ее может улучшить фильтр стоимостью от 70 тысяч рублей. Позже на заработанные деньги «кирбисты» стали открывать другие бизнесы, в том числе контактные зоопарки.

Другую сеть контактных зоопарков, «Белый кенгуру», в столице открыл Владимир Еманов, генеральный директор океанариума на Рублевке. Еманову же принадлежит НИИ «Атолл» — ведущее предприятие в области разработки позиционных систем освещения подводной и надводной обстановки в различных акваториях Мирового океана. Компания занималась такими крупными проектами, как павильоны Московского зоопарка и зоопарка в чешском Брно, аквариумный комплекс в Ташкенте, океанариумы в Сочи, аквапарк «Ква-ква-парк» в Мытищах.

Кто идет работать в зоопарк

По-хорошему, каждого посетителя должен встречать специалист с инструкцией. Он же выдает бахилы и просит помыть руки: это необходимо, чтобы звери не подхватили инфекцию с улицы. На эту работу часто берут студентов, которых тренируют профессионалы.

В идеале убирать помещение должны несколько раз в день, а чистить клетки — в конце дня. Но не все зоопарки соблюдают такие меры дезинфекции. Иногда берут даже школьников, которые убирают вольеры за радость общения с животными.

На сайте Россельхознадзора говорится, что каждый крупный зоопарк обязан проходить проверку как минимум раз в год, а его работа регламентируется огромным количеством документов. А про контроль контактных зоопарков в Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору ничего не говорится. Там нам сообщили, что животные прикрепляются к ветеринарным клиникам по округам. Например, «Арбат, 16» обслуживает ветеринарная клиника ЦАО.

Государственные клиники считают, что в любом контактном зоопарке должен быть штатный ветеринар. Если зверь укусит посетителя, то именно он должен показать паспорт животного и его веткнижку, а также объяснить перепуганным родителям, как действовать дальше. К сожалению, большинство зоопарков на штатных ветеринарах экономят. Более того, не в каждом зоопарке имеется элементарная аптечка с перекисью и йодом. Эксперты советуют всегда требовать и сохранять билет, который доказывает, что вы посещали тот или иной зоопарк: если что-то случится и вы захотите пожаловаться, билет и фотографии помогут доказать, что вы там вообще были.

Часто дети бывают разочарованы тем, что животное, с которым они пришли обниматься, ведет себя не очень дружелюбно. Сотрудники контактных зоопарков в таком случае говорят, что зверюшка просто устала или у нее характер такой. Зоолог Московского зоопарка Ольга Майкова на наш вопрос о том, способны ли звери в принципе счастливо жить в условиях небольшой резервации, поясняет:

«Адекватное время свиданий с посетителями зависит от размера и благоустройства помещения, а также от количества этих самых людей. В условиях небольших контактных зоопарков звери скорее работают живыми игрушками. Без свежего воздуха, без солнца, без возможности побегать и проявить свои инстинкты животным плохо. В маленькой клетке при постоянном потоке людей животному некуда уйти и негде спрятаться, нет возможности выплеснуть энергию, его желания не учитываются. Если животное — холерик, то от стресса может начать вести себя агрессивно, если обладает флегматичным характером, то затаивается, становится заторможенным. Это своеобразная защита.

Помещения для животных, особенно енотов, должны быть просторными — и с большим количеством лазалок, домиков, кормушек в разных местах. Самое страшное в зоопарках для зверей — не отсутствие кормов, а скука. В Московском зоопарке мы даем игрушки, прячем еду, чтобы животное ее не сразу находило, чтобы был элемент игры, постоянная занятость, поддерживался интерес к жизни

В контактных зоопарках зверь не имеет возможности проявить свое естественное поведение. Детям просто хочется их потрогать и потискать — таким образом воспитывается не любовь и интерес к животному миру, а потребительское отношение к природе и животным».

Когда точно стоит жаловаться на зоопарк

Год назад один из ведущих центров по защите прав животных обнаружил в контактном зоопарке «Зверушки как игрушки» краснокнижного морского котика. Этот контактный зоопарк входит в одну из крупнейших российских сетей.
«Мы поражены, как вообще такое незаконное явление, как контактные зоопарки, могло получить широкое распространение. Здесь собраны воедино все нарушения, которые только возможны: ветеринарные, санитарные, этические», — комментирует президент центра по защите прав животных «Вита» Ирина Новожилова.

Гендиректор зоопарка с морским котиком Константин Тощаков парировал: «Содержание в зоопарке краснокнижных животных не запрещается при условии, что у зоопарка имеются все необходимые документы. Прокуратура у нас уже была — и не раз, нарушений в содержании животных они не обнаружили».

Однако вскоре руководство контактного зоопарка заверило, что морской котик находился у них на передержке и вскоре переедет — для него строят бассейн водоизмещением 13 тонн на «Коломенской».

В частном контактном зоопарке на Арбате нашли — и забрали — двухмесячного львенка. Посетители позвонили на горячую линию Департамента природопользования и охраны окружающей среды и рассказали, что он живет в страшной тесноте и при этом с ним все фотографируются. На животного не было представлено никаких документов. «Часть зверей находилась на карантине, однако приспособленные для этого помещения отсутствуют. В связи с ненадлежащим содержанием из зоопарка изъят лев и помещен в центр передержки», — сказал сотрудник Комитета ветеринарии Москвы. Остальных обитателей этого зоопарка арестовали как мигрантов — на них документов тоже не было. Впрочем, они продолжили жить в этом зоопарке, и их запрещено перевозить. Возбудили административное дело по статье «Уничтожение редких и находящихся по угрозой исчезновения видов животных или растений», штраф на юридических лиц по этой статье составляет от 500 тысяч до 1 миллиона рублей. Сотрудники зоопарка в свою защиту сообщили, что у них зато клетки чистые.

Из-за многочисленных жалоб и полной неразберихи с документами разрабатывается законопроект, контролирующий работу частных зоопарков. К написанию документа депутатов подтолкнули многочисленные поступающие жалобы со стороны зоозащитников и москвичей. «В данный момент мы находимся в стадии обсуждения закона. Нам важно прописать статус диких животных, повышение ответственности надзорных структур, сохранение среды обитания. Таким требованиям должен отвечать зоопарк», — справедливо рассуждает депутат Мосгордумы Зоя Зотова. Рассуждения о документе идут уже больше года, но конечных результатов не видно.

Детский психолог объясняет, надо ли вести ребенка в зоопарк

Наталья Мычкова
Социальный-педагог, педагог-психолог

«Все дети разные, и воспринимают они все по-разному. Если вы не уверены в том, что ваш ребенок не пострадает физически и психологически, то не следует рисковать.

Многие родители не хотят заводить животных дома, поэтому приводят свое чадо в контактные зоопарки — и хотят там научить ребенка ответственности. Но контактный зоопарк тут не помощник. Туда дети приходят, потискать, поиграть и забыть.

Если ребенок сходил в контактный зоопарк, ему там понравилось, но его там укусили, то вести его туда повторно можно, даже если у ребенка появился страх. Чтобы побороть страх, с ним нужно встретиться лицом к лицу, иначе может развиться фобия. Страх лечится страхом».

Что знают только хозяева зоопарков

На некоторые наши вопросы сотрудники отказались отвечать даже в популярной в России манере off the record. Например, как их все-таки покупают? И где хоронят животное, если оно умрет? Несмотря на то что весь бизнес с контактными зоопарками абсолютно законный, ни один из зоопарков не говорит, откуда у них появляются питомцы. Контактные зоопарки приносят предпринимателям хорошие деньги без лишней ответственности перед посетителями, как показала практика. Открыть контактный зоопарк теоретически может каждый второй. Пока что зоопарки открывают в зданиях торговых центров, где никому не мешает запах и шум от животных. Снять помещение в жилом доме дешевле. Один из владельцев уже пошутил, что будет поглядывать за освобождающимися в связи с новым законопроектом хостелами, — но, как известно, в каждой шутке есть доля правды.