Вредные советы. 7 ошибок при создании российских парков

17 декабря 2019 в 16:45
Фотография: Валерий Матыцин/ТАСС
Как сделать парк тем самым «третьим местом»: любимым горожанами, разнообразным и работающим круглый год? Как не превратить парк в пространство, на которое потрачено много денег, но которым никто не пользуется? «Афиша Daily» побывала на конгрессе World Urban Parks в Казани и собрала 7 вредных советов.

Опровергаем вредные советы, показываем лучшие примеры парков и просим экспертов рассказать, как избежать ошибок.

Ирина Алексеева
главный архитектор Якутии
Надежда Снигирева
партнер Проектной группы 8, эксперт Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Сделать как в Европе

Нет смысла копировать международные практики, если за ними не стоит понимание того, по какому сценарию существует парк, кто и в какое время в него ходит, сколько денег готов оставить и какие события хочется посетить. При создании общественного пространства необходимо найти идентичность и понять, что нужно тем, кто сюда будет приходить.

Надежда Снигирева: С чего все начиналось? Все хотели копировать практики. Но очень часто получалось скопировать только визуальную часть, без смысла и методов работы с территориями. Это прослеживалось в дизайне самых первых российских парков, немного хипстерских, немного похожих друг на друга, потому что был страх перед пониманием городов.

Сказать однозначно, что сделать все как в Европе — это ошибка, было бы неправильным. Очень важно изучать методы, с помощью которых во всем мире работают с общественными пространствами, причем не только в Европе, но и в других регионах. Важно делать уникальные вещи, развивать местные культурные коды, работать с идентичностью.

Ирина Алексеева: Во всем должен быть баланс. Природа, история и культура Якутии — довольно глубокий источник для поиска идентичности. Но если слишком буквально использовать эти образы, это приведет к надуманной сложности, перенасыщению среды и не очень качественным решениям. Возможно, иногда стоит использовать опыт из общей практики и не изобретать велосипед. В общем, лучше всего — взвешенная доля самобытного, тогда рождается новая идентичность, характерная времени и нацеленная на будущее.

Ставить на визионерские идеи

Звездная архитектура давно в прошлом. Куда важнее позаботиться о будущих посетителях. Проработанная функциональная модель парка, архитектурная концепция и авторский надзор на протяжении всего процесса — то, что убережет от витания в облаках.

Ирина Алексеева: Может быть, это прозвучит скучно, но необходима нормативно-правовая защита самих идей, концепции, эскизов и стадии проектирования. Необходим авторский надзор. Иначе непонятно, как реализовывать заложенные смыслы.

Начать с крупных вложений

Для первых результатов достаточно минимальных и недорогих изменений. Простые действия, произведенные совместно с горожанами, помогут начать использовать территорию без крупных вложений. Быстрые победы — будь то новые островки отдыха на транзитной магистрали или посадка деревьев, которые защищают от проезжей полосы, — обеспечат доверие к дальнейшему процессу, люди начнут осваивать место, привыкать к изменениям и считать его своим.

Ирина Алексеева: Надо начинать не с крупных вложений, а с переформатирования всех участников процесса. Мы в Якутии брали заказчиков, проектировщиков, архитекторов, подрядчиков, управляющие компании, жителей — и все вместе учились. Ездили в Москву, Татарстан, Корею. Руками и ногами все пробовали и изучали. Выстраивать муниципальные команды в городах — это важно. Пример: маленький якутский город Нюрба. Они, пройдя всю эту школу, даже без денег начинают небольшие действия, проводят мероприятия в парках, фестивали уличной еды, рок-фестивали. В малых городах можно увидеть, что даже небольшие действия имеют колоссальный эффект.

Надежда Снигирева: Крупные вложения — это проблема. Иногда вкладываются большие деньги, и часто становится понятно, что делать этого не надо было вовсе. Например, благоустроен парк, а в него никто не ходит. Получилось пустое общественное пространство. Это говорит о том, что, может быть, неправильно выбрано место или неправильно выбрана аудитория проекта, или базовые вещи не учтены.

Все можно решить с помощью тестовых проектов и небольших изменений. Эта практика получила развитие на волне развития городского активизма, когда негосударственные деньги или инвестиции со стороны бизнеса преобразовывали территории, а люди сами шли и делали.

Минимальные изменения, маленькие шаги и первые результаты важнее, чем идеальные общественные пространства, — мы открываем возможности для разных людей в городе. И для жителей, которые могут развивать территории, для горожан, которые активны, и для профессионалов, которые хотели бы идеи тестировать. Мы перестаем бояться ошибиться, делать что‑то новое. Перед тем как перекрывать проезды во дворы в районе бульвара «Белые цветы» окончательно, мы сделали тестовое перекрытие на месяц и посмотрели, как все работает. Этот инструмент очень важен для принятия правильного решения.

Перерезать красную ленточку (и забыть)

Это страшное слово «эксплуатация». Сегодня недостаточно открыть новое общественное пространство — нужно заниматься им дальше. Уже на этапе проектирования стоит представлять, кто, как и по каким принципам будет управлять парком. Грамотное использование — следующий этап на пути к успеху после проектирования и строительства.

Надежда Снигирева: Важность эксплуатации и правильного управления парками осознается только сейчас, когда они уже построены. И, как правило, очень мало обсуждается, что происходит, когда общественное пространство открыто. Если это маленький город, то может не хватать денег на содержание. Или нет садовника в городе, чтобы поддерживать парк в достойном виде. Это проблемы не только для малого города, такая история случилась и с Крымской набережной в Москве.

Необходимо проектировать модели содержания парков. Убирать снег вручную или брусчатка выдержит нагрузку от уборочной техники? Есть ли деньги на автополив? Какие виды растений выживут? Это позволит приземлиться и найти полезные и реалистичные решения.

Архитекторы могут представлять одно, но когда люди приходят в общественное пространство, они могут использовать парк так, как ни один архитектор не может представить. Важно проанализировать место после окончания строительства. Архитектура только тогда хороша, когда она работает, а не просто красиво выглядит.

Удивиться, что на улице бывает –10°

Пять месяцев зимы — реалии московской жизни. Где‑то это количество приближается к 12. Создавая общественное пространство, необходимо позаботиться о тех вещах, которые сделают его удобным и привлекательным не только днем в хорошую погоду — желательно 365 дней в году.

Ирина Алексеева: Еще в советские годы [в Якутии] стояла задача обеспечить людям комфорт в условиях почти экстремального климата. С Экспо в Монреале 1967 года привезли идею теплого перехода: в поселке Удачный такой проект был реализован, правда сейчас переходы остались не у дел.

Людям, несмотря на холод, даже если –40 на улице, все равно необходим свежий воздух. Мы решили, что в условиях экстремального климата Якутии общественные пространства должны быть круглогодичного использования. Это значит, что вокруг должны быть «теплые» точки притяжения: павильоны с разными функциями, например, стрит-ретейлом. К тому же нужно начинать с малого. Так, в городе Покровске установили лавочку с подогревом и подсветкой. Думаем о том, чтобы сделать сушилку для детских варежек. Небольшие фишки, которые будут давать людям комфорт.

Надежда Снигирева: Откроем любой журнал про ландшафтную архитектуру — большинство картинок будет про лето. Проектировщики нечасто задумываются о том, что делать в парках зимой. Но вообще-то в некоторых городах люди привыкли гулять и в –10, и в –25°. В нашем климате очень важно проектировать как летние, так и зимние сценарии.

Мы стараемся делать зимний генплан места. Здесь работают очень простые решения, не требующие вложений. Зимой самым популярным местом может стать обычный холм, который становится горкой.

Мы стараемся предусматривать теплое помещение в любом проекте, чтобы люди могли зайти погреться. К тому же это точка развития предпринимательской активности, где можно взять чашку чая или кофе, согреться, провести время, зайти в туалет. Летний фонтан зимой может работать как игровая площадка, где скапливается снег.

Некоторые страны имеют программу зимнего развития общественных пространств. Применяются разные приемы: освещение, которое делает пространство более позитивным, организация открытой зоны для занятия спортом, появление точек обогрева, специальные зимние мероприятия.
Важно учитывать не только снег и лютый мороз, но и межсезонье. В таких ситуациях здорово спасают навесы, укрытия, места, где люди могут более комфортно проводить время.

У канадского города Эдмонтон есть целая стратегия Winter City Strategy, одна из важных ее задач — круглогодичное посещение городских парков

Забыть, кто в доме хозяин

Чтобы синергия парка, бизнеса и горожан случилась, необходимо придумать, какие платные функции появятся в парке и кто за них будет отвечать, задолго до того, как люди будут гулять по дорожкам в поисках кофе. Не менее важно создать команду по управлению парком.

Ирина Алексеева: Архитектурой должен кто‑то управлять, поэтому парку нужен оператор. Нужно продумывать, кто из резидентов будет в парке, собрать команду предпринимателей, заняться культурным программированием.

Недавно мы были в Верхоянске. Там живет 1400 человек, это один из самых маленьких городов России. «У меня главная задача — обеспечить тепло зимой. Кто должен заниматься всем социокультурным программированием?» — спрашивает глава, у которого львиная доля бюджета уходит на котельную, а остальное — на зарплаты учителям. Но даже здесь выход есть.

Бояться недовольных

Изменения — это почти всегда непривычно и, возможно, даже страшно. Городская среда — тонко настроенная штука, поэтому любые интервенции должны быть согласованы с горожанами. Для создания востребованного общественного пространства просто необходимо доверие людей, а значит, больше информации и инструментов влияния на проект.

Надежда Снигирева: Глупо считать, что, если кто‑то недоволен, значит, он не прав. Когда проект создается с вовлечением жителей, горожане получают пространство для реализации своих инициатив и могут влиять на то, что происходит с территориями. Места становятся устойчивыми, появляются люди, которые о них заботятся, становятся заинтересованными в их развитии. Это колоссальная поддержка в процессе создания общественных пространств. Это то, что делает места интересными и особенными. Все будут довольны — так не бывает. Надо искать союзников и партнеров.

В результате благоустройства происходит изменение привычных для горожан сценариев, важных для них вещей. Иногда можно затронуть важную ценность, хотя кажется, что ничего страшного не происходит. Особенно болезненны любые изменения в исторических городах. Так возникают городские конфликты. Взять пример набережной Вологды, откуда я родом, где три километра пытаются заковать в бетон.

Общественные пространства — первая точка для того, чтобы наладить диалог в городе. Когда происходит диалог, формируется общественная ценность. Дверь открывается, и все начинают видеть, почему город особенный, про что они сами, как это влияет на жизнь.

Глупо, когда тратятся безумные деньги, — получается ерунда, люди ссорятся. У этого процесса серьезные последствия. Доверие выстраивается долго, а теряется очень быстро. Поэтому конфликты напрямую влияют на отношение в городе друг к другу. Мы частенько вспоминаем про город, когда что‑то плохое происходит. Хочется, чтобы было много хороших поводов.

Расскажите друзьям