«Миссия невыполнима: Последствия»: Том Круз по-прежнему лучший

Станислав Зельвенский — о том, почему при всей старомодности новая «Миссия невыполнима» сойдет за эталонный летний экшен-блокбастер.

Прошло два года с тех пор, как Итан Хант (Том Круз) поймал британского террориста Соломона Лейна (Шон Харрис) — бывшего спецагента, ставшего анархистом и сколотившего из бывших сотрудников органов банду под названием «Синдикат». Однако коллеги Лейна продолжили свои темные дела, теперь назвавшись «Апостолами», и под руководством некоего Джона Ларка собираются взорвать чуть ли не три ядерные бомбы. В сделку по продаже плутония пытается вмешаться Хант, терпит неудачу, и на следующий раунд ЦРУ выделяет ему то ли помощника, то ли няню — флегматичного здоровяка Уокера (Генри Кэвилл), за которым тянется кровавый след. Хант с Уокером — а также, разумеется, Бенджи (Саймон Пегг) и Лютер (Винг Реймс) — отправляются в Париж, где таинственный Ларк должен встретиться с дилером по прозвищу Белая Вдова (Ванесса Кирби). Там же Хант встречает старую знакомую Ильзу Фауст (Ребекка Фергюсон) из MI6.

Русский трейлер шестого фильма «Миссия невыполнима»

MI6 — это теперь и «Миссия невыполнима-6», и франшиза достигла возраста, когда новых знакомых заводить все сложнее, а со старыми расставаться все горше. Из предыдущей серии, «Племя изгоев», перекочевали и силы добра — минус герой Джереми Реннера, чье отсутствие никак не комментируется, — и силы зла. Равно как и режиссер Кристофер МакКуорри, главный томкрузовед, который уже десять лет пишет для него сценарии, а иногда — помимо двух «Миссий» это первый «Джек Ричер», отличный — еще и сам их ставит.

За двадцать лет «Миссия» обросла ритуалами не хуже бондианы — и это не только техническое задание Ханту, которое вежливо оставляет ему возможность отказаться от невозможной миссии и самоуничтожается через пять секунд, или похищение какой-нибудь непонятной штучки из неприступной крепости, или самоубийственный прыжок с зависанием в сантиметрах от дна, или чехарда с резиновыми масками. Такой же ритуал, скажем, — бюрократические битвы: почти в каждой серии спецслужбу Ханта разгоняют, а потом вновь собирают, хотя состоит она уже примерно из трех человек. Местный М — должность расстрельная (на ней, кто не помнит, успел побывать даже Энтони Хопкинс); Алек Болдуин, впрочем, с финала предыдущего фильма удержался и теперь отражает аппаратные и не только удары начальницы ЦРУ (ее играет Анджела Бассетт).

Довольно ритуальна и романтическая жизнь Ханта, который в третьей серии женился, потом добровольно расстался с женой, чтобы ее снова не похитили, и с тех пор живет как монах, насколько можно судить. Мишель Монахан, игравшая миссис Хант, тоже возвращается и появляется в первой же сцене «Последствий». Эти непростые отношения, достойные Петрарки (кроме шуток, нетривиальный ход для подобного кино), многократно усложнились с появлением Ильзы, которая явно Итану нравится, но он, как рыцарь, верный идеалу, не может действовать. Она же со значением смотрит на него и не понимает, в чем проблема; один из бесценных моментов нового фильма — когда Ильза наконец узнает, кажется, от Лютера правду и упавшим голосом переспрашивает: «Ах, так он женат?!» К слову, назвать британского агента Ильзой Фауст — высочайший класс, конечно. Последняя (и первая, вероятно) важная для мирового кино Ильза действовала в интересном киносериале 70-х и сексуально пытала узников немецкого концлагеря, а затем и ГУЛАГа.

Нынешняя серия — не такая элегантная, как первая, не такая зловещая, как третья, и не такая веселая, как четвертая, но она явно помощнее предыдущей и как летний экшен-блокбастер почти безукоризненна. Сложнейшие сцены, которыми славится франшиза, — на месте, но в этот раз упор сделан не на высокие технологии и фантастические гаджеты, а на бабушкины практически, но надежные трюки: атаковать вооруженную процессию, набить кому-то морду в уборной, устроить гонку на вертолетах.

МакКуорри, кажется, пересмотрел Нолана — даже композитор гонит что-то слегка циммеровское, только поозорнее, — но его это не портит: в иезуитски запутанном, но довольно дурацком сюжете и самой ДНК сериала содержится достаточно легкомыслия, чтобы уравновешивать новую серьезность. Чем глупее и абсурднее обстоятельства, тем эффектнее «Миссия» достает свои козыри. Ладно телефон, который всемогущие Лютер и Бенджи вдруг не могут взломать, что приводит к целому шоу. Вскоре, например, под смехотворным предлогом оказывается, что агенты не могут отправиться в Париж регулярным рейсом и подъехать на Елисейские Поля на такси, а должны прыгать с парашютом в грозу, чтобы приземлиться на крыше Гран-Пале и, скинув комбинезоны, остаться в безупречных костюмах.

Ради этого мы и ходим на «Миссию». И прекрасно, что сериал в своих евротрипах наконец всерьез добрался до Парижа (в программе — основательный мотопробег по правому берегу и трогательное рандеву в Пале-Рояле). И что рядом с Крузом выросла фигура Генри Кэвилла — который, отдыхая от работы Суперменом, участвовал в похожем на «Миссию» очаровательном, но почему-то провалившемся проекте «Агенты А.Н.К.Л.». Он и сам уже, конечно, большая звезда, но здесь ни о каком паритете речь не идет, и вся его задача — своей массивностью, неприличными усами и цинизмом оттенять компактность, безусость и идеализм Круза. Который старше Кэвилла на двадцать лет, и мальчишеский азарт в его глазах все чаще уступает место усталости, но среди землян лучшего кандидата на то, чтобы провернуть коронный трюк Супермена из старого фильма — разогнаться так, что планета ненадолго развернется обратно, а вместе с ней и время, — по-прежнему не найти.