«8 подруг Оушена»: всем сестрам по серьгам

Станислав Зельвенский рассказывает о новинке кинопроката «8 подруг Оушена», где во вселенной Стивена Содерберга сменили героев на героинь, но забыли придумать захватывающее кино.

Мошенница Дебби Оушен (Сандра Баллок), младшая сестра Дэнни Оушена, условно-досрочно освобождается из тюрьмы, где провела несколько лет из-за того, что ее подставил бойфренд, скользкий нью-йоркский галерист (Ричард Армитидж). И немедленно принимается за крупное дело, которое в подробностях обдумывала за решеткой: похищение бриллиантового колье Картье стоимостью в 150 миллионов.

Место действия — ежегодный бал Института костюма в Метрополитен-музее, более известный как Met Gala, важнейшее светское событие Америки. Невольная сообщница — Дафна Клюгер (Энн Хэтэуэй), красавица с куриными мозгами (кажется, актриса), которая должна одолжить колье у Картье. Сознательные помощницы Дебби — старинная напарница (Кейт Бланшетт), хакерша (Рианна), сбытчица краденого (Сара Полсон), ювелир (Минди Калинг), карманница (Аквафина) и вышедшая в тираж и задолжавшая налоговикам ирландская кутюрье (Хелена Бонэм-Картер).

Русское название, по обыкновению, не имеет ни малейшего смысла: во-первых, не Оушена, а Оушен, а во-вторых, подруг у Дебби Океановой, как не сложно посчитать, шесть, максимум семь, если вместе с Дафной. Впрочем, эта арифметическая неувязка уходит корнями во времена, когда трилогию Стивена Содерберга — а до этого фильм с Синатрой — стали переводить со словом «друзья», исключающим, вопреки оригиналу, самого Оушена. В любом случае, Дэнни Оушен, как нам сразу сообщают, скончался, и Дебби даже навещает пару раз его захоронение — впрочем, выражая законные сомнения, что за плитой действительно лежит прах брата. Если вдруг понадобится сиквел — а объединение мужской и женской сборных, например, напрашивается, — воскресить его проще простого. Другое дело, что финансовые достижения «Подруг» пока на это никак не указывают.

Казалось бы, идея с переменой пола в данном случае беспроигрышна: чем женщины, действительно, хуже? Проблема в том, что идея-то в порядке — нормальная, рабочая, пусть и не самая остроумная на свете, — но зрителю ее хватает ровно на те две секунды, что он смотрит на постер. Трудно представить человека, которому этот нехитрый гендерный перевертыш будет и дальше приносить какое-то специальное удовольствие. Дальше остается собственно фильм, и он, к сожалению, так себе.

Трилогия с Клуни собрала в прокате миллиард не утверждением патриархальных ценностей, не удивительными сюжетными хитросплетениями и даже не внушительной суммой актерских харизм, а режиссерской интонацией — ироничной, самоуверенной, праздничной. Сложно было оценить, до какой степени этот легкомысленный голливудский блокбастер был авторским проектом Стивена Содерберга, пока того не вывели из уравнения (он записан исполнительным продюсером «Подруг», но это вообще ничего не значит). Новый режиссер Гэри Росс, опытный голливудский деятель, автор нескольких успешных фильмов для семейного просмотра (он писал сценарий для «Лесси»!), прекрасно понимает, что к чему в развлекательном кино, но чем усерднее «Подруги» пытаются развлекать, тем натужнее и печальнее у них получается.

Это кинематографический эквивалент детского шампанского — на месте и пробка, и пузырьки, а счастья нет. Каждая из героинь вроде бы выглядит забавно (хотя, прямо скажем, не без расовой стереотипизации), но все они существуют в вакууме: домохозяйка из пригорода, нахальная девица из гетто, индианка из традиционной семьи не то что не взаимодействуют, а едва ли обмениваются парой слов. Почти нет химии даже между Баллок и Кейт Бланшетт, которая тут за Брэда Питта. И феминизм, если что, здесь вообще ни при чем, несмотря на пару (буквально — две) осторожных шуток в ту сторону; это никоим образом не история про женскую солидарность и прочее — это история про виртуозных преступников, которые оказались женщинами. Единственная, кто в фильме действительно сияет — Энн Хэтэуэй, которая, на беду, как раз интерпретирует старый как мир образ светской дурочки.

Ограбление придумано сносно, но механистично и жульнически: нам нужно поверить то в абсурдные высокие технологии, то в возможность убедить любого человека, просто перейдя на французский язык (этот номер авторам так нравится, что они позднее повторяют его с немецким, причем дважды). Саспенса нет, потому что почти никто почти никогда ничем не рискует. Со злодеем полный провал: главный отрицательный герой — какой-то тихий мутный товарищ, на которого два раза не посмотришь. Идея с Met Gala — отличная: это как автогонки в предпоследнем фильме Содерберга, лучшее место для такого кино. Но что же оказывается на экране: очки Анны Винтур, спина Хайди Клум, полка с туфлями. Это можно и в «Татлере» изучить. Женский ответ токсичной маскулинности, которую когда-то излучала «Крысиная стая» Синатры, а потом Джордж Клуни с товарищами, пока вышел следующий: мы всех обманули и идем теперь в платьях такие красивые. Лишь бы все были довольны, конечно, но такое мы и при патриархате видали.