«Мир Юрского периода-2»: невозможность острова

Станислав Зельвенский — о том, почему нам всем следует принять новый фильм про динозавров.

Через три года после того, как динозавры разгромили тематический парк на Исла-Нублар и превратили остров в естественный заповедник, им опять грозит вымирание: на острове проснулся вулкан. Американская парламентская комиссия, взвесив экзистенциальные за и против, решает не вмешиваться и предоставить животных их печальной судьбе.

Это чрезвычайно огорчает Клэр Диринг (Брайс Даллас Говард), которая из менеджера «Мира» превратилась в экоактивиста, защитника прав динозавров, то есть представителя профессии, которая со дня на день может потерять всякий смысл. И тут ее вызывают в имение миллиардера Локвуда (Джеймс Кромвелл), бывшего партнера творца парка, покойного Джона Хаммонда. Помощник Локвуда (Рейф Сполл) сообщает, что они готовы вывезти дюжину особей — в том числе выдающегося велоцираптора Блю — в безопасное место, но военным нужна помощь. Клэр берет единомышленников, задиристую ветеринаршу (Даниэлла Пинеда) и трусливого айтишника (Джастис Смит), и отправляется на Исла-Нубар, прихватив также Оуэна Грэйди (Крис Пратт), своего бывшего бойфренда, морпеха, зоопсихолога, лучшего друга динозавров и человека, всегда умеющего разрядить обстановку.

Русский трейлер «Мира Юрского периода-2»

Возвращение во франшизу Джеффа Голдблума оказалось, увы, чисто символическим, но зато глубоко символичным: доктор Малкольм произносит перед сенаторами программную речь о судьбах мира и человеческой за них ответственности. Ответственность, как обычно, сваливается на американцев — хотя как в юрисдикции США оказался остров у берегов Коста-Рики, не до конца понятно. Представители других уголков Земли — в том числе и России, чего уж там — тоже принимают участие в этой истории, но лучше бы не принимали.

В остальном актерский состав изрядно обновился даже с прошлого раза — за исключением, разумеется, главных фигур новой трилогии: Пратта, уже привычно танцующего со смертью слегка неуклюжий, но зажигательный танец, и Говард, привычно подменяющую Джессику Честейн. К слову, «Мир» сейчас, очевидно, добьет в прокате унылый фильм папы Говард из конкурирующей франшизы. Что касается здешних постановщиков, то Колина Треворроу сменил испанец Х.А.Байона, автор хоррора «Приют», фильма-катастрофы «Невозможное» и мрачной сказки «Голос монстра». Как мы многократно предполагали, в голливудские сериалы режиссеров подбирают на киносайтах: если смотреть по ключевым словам — «монстр», «стихийное бедствие», «сирота» и так далее — лучше человека не найти. Впрочем, испанец справился вполне сносно, а вдобавок привел свой талисман, великую Джералдину Чаплин (на довольно неблагодарную, правда, маленькую роль дворецкого — Майкл Кейн и Энтони Хопкинс, видимо, были заняты).

Главное отличие этой серии в том, что остров с динозаврами играет здесь роль скорее второстепенную, да и вообще люди норовят перетянуть одеяло на себя — что умеют динозавры, чего не умеет Тоби Джонс (на автопилоте изображающий циника, для которого прибыль в несколько миллионов это «неудачный вторник»)? Есть друзья героини, которые отвечают разом за прогрессивные идеи и комический эффект, есть плохой, но неожиданно куртуазный военный (он однажды отзывается о ветеринарше: «Какая вредная женщина!»), есть непростая девочка, которой предстоит быть одним из центральных персонажей в третьем — или шестом, если угодно, — фильме.

Компьютерные животные же довольствуются ролью живописной декорации, которая иногда оживает на несколько секунд, чтобы лизнуть, куснуть или, допустим, трагически сгинуть в потоках лавы. Это не касается, впрочем, раптора Блю, который здесь, как теперь понятно, — аналог Цезаря из «Планеты обезьян» и однажды, соответственно, выучит английский и научится обращаться с огнестрельным оружием, несмотря на свои маленькие лапки. Еще один клонированный хищник выйдет на авансцену в финальном отрезке, но до смерти успеет скорее надоесть, чем испугать (за исключением страшного и смешного эпизода в детской спаленке, напоминающего, что Байона вышел из хоррора).

С другой стороны, динозавры, даже искусственно выведенные, ничего нам не должны, и как франшиза многократно указывала, лучшее, что мы можем сделать для редкого вида, — это молча поставить мисочку с едой и отойти в сторону. В случае кинозрителя это, видимо, спокойно купить билет, два часа поглазеть на не самую, может быть, вдохновенную, но вполне увлекательную беготню и не ныть попусту, что при Спилберге было душевнее.