Зяблик тысячелетия: Зельвенский о том, почему «Хан Соло» не так уж хорош

Станислав Зельвенский — о том, почему от нового спин-оффа «Звездных войн» не стоит ожидать каких‑то космических высот.

В далекой-далекой галактике процветает криминальный капитализм и территорию делят соперничающие преступные группировки. На планете Кореллиа распоряжается гигантская гусеница; молодой правонарушитель Хан (Олден Эренрайк) решает ее кинуть и сбежать вместе со своей подружкой детства по имени Ки’ра (Эмилия Кларк). Но судьба их временно разводит в разные стороны. Ки’ра становится правой рукой гангстера Драйдена Воса (Пол Беттани). Хан, мечтающий стать пилотом, записывается в имперскую армию, получает фамилию Соло, но счастья не находит и дезертирует, примкнув к небольшой банде Тобиаса Бекетта (Вуди Харрельсон).

Разговоры про фильм о молодых годах Хана Соло ходили уже давно: после того, как «Дисней» в 2012 году купил «Лукасфильм» и стал разрабатывать планы сиквелов, приквелов и ответвлений, его появление было вопросом времени. Как известно всем интересующимся, работавший над «Соло» режиссерский дуэт Фила Лорда и Кристофера Миллера («Лего. Фильм», «Мачо и ботан») рассорился со студией после нескольких месяцев съемок и был спешно заменен на Рона Говарда, крепкого профессионала, голливудского ветерана, автора множества неплохих и плохих фильмов. Обычно такие истории заканчиваются катастрофически. В данном случае — и это, видимо, хорошая новость — этого сказать нельзя. Швы между поп-культурным юмором первых режиссеров и высокобюджетным занудством второго в глаза не бросаются, и в целом «Хан Соло» — сносная, если ничем и не выдающаяся, глава франшизы, полностью соответствующая реалистическим ожиданиям.

В смысле жанра «Соло», написанный одним из сценаристов оригинальной трилогии Лоренсом Касданом (в соавторстве с собственным сыном), действительно возвращается к истокам: как и старые серии «Войн», это в первую очередь вестерн и только потом все остальное. Соперничающие банды, лавирующий между ними герой, ограбление поезда, погони, дуэли, карточные долги и так далее и тому подобное. О судьбах вселенной речь не идет — точнее, идет только под конец и самую малость — в основном же сюжет вертится вокруг каких‑то жалких канистр с космическим топливом.

Разумеется, раз в пять минут авторы передают приветы фанатам, и конечно, все, что в этом фильме должно быть, будет: как Хан встретил Чубакку, при каких обстоятельствах познакомился с Лэндо Калриссианом (Дональд Гловер), как впервые сел за штурвал «Сокола тысячелетия»: информация не то чтобы очень нужная или важная, но понятного происхождения. Плюс пара неожиданностей, опять же, направленных на фанатов, но уже с другими импульсами: не успокоить их, а наоборот, взбудоражить.

При этом история, которая рассказывается в самом фильме, особого интереса не представляет, а новые герои, как водится, едва ли могут составить конкуренцию старым. Романтическая линия — хотя отношения Хана и Ки’ры не вполне соответствуют такому определению — сделана очень схематично, и противоречивый персонаж Эмилии Кларк скорее сбивает с толку, чем интригует. Вуди Харрельсон — в своем репертуаре, но в самой ленивой его вариации: на его месте мог быть, в общем, кто угодно, включая Федора Бондарчука. На Пола Беттани со шрамами и кинжалами посмотреть всегда приятно, однако трудно не испытывать некоторую досаду, зная, что в предыдущей инкарнации, до смены режиссера, Драйден Вос в исполнении Майкла К.Уилльямса был наполовину человеком, наполовину пумой.

Ситуацию отчасти спасает дроид женского пола, напарница Калриссиана, которая, во-первых, беспрерывно пытается спасти братьев-дроидов от угнетения, а во-вторых, дает простор самым смелым фантазиям в истории «Звездных войн» (официальной, конечно!). Играющий Лэндо Дональд Гловер, рэпер и актер, — суперзвезда в Америке, о чем по этой забавной небольшой роли трудно догадаться. К Чубакке никаких вопросов нет. Ах да, Хан Соло. Несоменно, Эренрайк — жертва обстоятельств (если можно так говорить о звезде диснеевского блокбастера): любые сравнения с Харрисоном Фордом для него убийственны, но так было бы с каждым на его месте. Принять такого Хана Соло или нет — вопрос вкуса. Эренрайк неплохо держится, но его харизма, мягко говоря, скромна, и если в амплуа «славный малый» он убедителен, то как начинающий циник, одиночка и будущая легенда космической контрабанды — едва ли. С другой стороны, зрителю, находящемуся вне или на обочине культа «Звездных войн», этого вполне может и хватить — если его вообще привлечет этот умеренно зрелищный и веселый, но пресноватый, длинноватый и монотонный фильм.