Первый взгляд: сериал «Траст» Дэнни Бойла про семью Гетти

5 апреля 2018 в 17:24
Фотография: FX Networks
В рубрике «Первый взгляд» мы кратко рассказываем о впечатлениях от новых сериалов. Это не рецензии, а скорее зрительские заметки на полях. Сегодня Станислав Зельвенский — о первых сериях «Траста», где Дэнни Бойл с коллегами рассказывают более веселую версию тех же событий, что и Ридли Скотт в фильме «Все деньги мира».

«Трасту» Дэнни Бойла и повезло, и не повезло выйти почти одновременно со «Всеми деньгами мира» Ридли Скотта. Не повезло, впрочем, только в том плане, что самым ленивым, возможно, не захочется слушать одну остросюжетную историю дважды. Но во-первых, с подготовленным зрителем разговаривать проще — тем более, что участники событий, да и сами события, окружающие похищение внука магната Гетти в Риме в 1973 году, допускают очень разные трактовки. А во-вторых, фильм Скотта кому-то понравился больше, кому-то меньше, но уж точно не является каким-то сияющим идеалом, рядом с которым и встать страшно. Наоборот, это чрезвычайно интересно: как разные артисты играют одних и тех же людей в одних обстоятельствах, как разные (хоть и английские) режиссеры раскладывают один сюжет.

Кроме того, похищение похищением, а у Саймона Бофоя — шоураннера «Траста», который написал для Бойла «Миллионера из трущоб» и «127 часов» — большие планы: если этот сезон пройдет хорошо, обещаны еще как минимум два. Вроде бы один про юность Пола Гетти, а второй про смерть, но вообще в этом семействе — как, впрочем, в любой могущественной династии — историй хватит и на десять сезонов: «проклятье рода Гетти» и все такое прочее.

Русский трейлер «Траст»

И телевизионный формат при таком количестве персонажей и нюансов, конечно, выигрышнее кинематографического. Бофой и Бойл, у которого, как ни странно, довольно большой опыт работы на телевидении, вовсю пользуются его возможностями, и уже по первым сериям ясно, что «Траст» — не просто колбаса, разрезанная на десять часовых кусков. Каждая серия концентрируется на одном из героев. Главный герой первой — Пол Гетти (Дональд Сазерленд), скряга-миллионер, сидящий в своем английском поместье. Второй — Флетчер Чейс (Брендан Фрейзер), бывший цэрэушник у него на зарплате. Третьей — Пол Гетти-младший (Харрис Дикинсон), похищенный. Четвертой, вероятно — Гейл (Хиллари Суонк), его мать.

Образы порядком отличаются от тех, что мы видели в кино. Если в «Деньгах» Гетти был показан одиноким отшельником, потерявшим все человеческое, этакой мумией, здесь он (ближе, кажется, к реальности) — капризный, бессердечный, но вполне живой старикан, за которым, помимо комично вышколенного дворецкого Буллимора, приглядывает целый гарем. Гетти Сазерленда ничуть не менее зловещий, чем Гетти Кристофера Пламмера, но куда более озорной — склонный к эксцентричным поступкам и театральным выходам, и даже ведущий любопытную сексуальную жизнь, ограниченную, впрочем, достижениями медицины 1970-х.

В фильме похищенный — почти ребенок; здесь Гетти-младший (самый младший; средний, жалкая личность, тоже, конечно, появляется), «золотой хиппи», в свои 16 выглядит и ведет себя на все 25. Он сожительствует в Риме с близняшками-брюнетками, расплачивается за ужины картинами и нюхает в кредит кокаин. Впрочем, внешность и повадки начинающей рок-звезды не мешают ему быть раздражающе несообразительным; Бофой в связи с этим поддерживает альтернативную, отличную от официальной, версию похищения.

Что Хиллари Суонк в роли решительной мамы сможет противопоставить Мишель Уилльямс, пока не очень понятно. Зато уже ясно, кто в «Трасте» лучший персонаж — это, конечно, «фиксер» Чейс. Марк Уолберг в фильме от начала до конца отыграл его с постной миной, Брендан Фрейзер же лучится удовольствием. В новой интерпретации Чейс — почти коэновский персонаж: техасский ковбой с чемоданом денег и цитатами из Библии на все случаи жизни. При этом чем более идиотское впечатление он производит, тем виднее, насколько он не прост. Об этой роли пишут как о камбэке Фрейзера — возможно, он отпразднует грядущее 50-летие не на руинах собственной карьеры, как было запланировано.

Дэнни Бойл работает в своем узнаваемом (в серии, которую покажут на выходных, будет привет самому грязному туалету в Шотландии) броском стиле, регулярно сбиваясь в видеоклип. Он не боится неортодоксальных решений: так, Фрейзер во второй серии вдруг ломает «четвертую стену», обращаясь прямо к зрителю, причем из будущего. И бить в лоб не боится тоже: в первой же сцене камера исследует голливудскую вечеринку под «Money» Pink Floyd — пролетая над загорелыми телами, ныряя в бассейн и обнаруживая в гараже одного из Гетти, совершающего харакири с помощью вилки для барбекю.

Каких-то откровений тут ждать, наверное, не приходится. Общую канву и самые колоритные детали — вроде знаменитого платного автомата для гостей в резиденции миллиардера — уже заспойлерил Скотт, а мораль известна: деньги растлевают, как, впрочем, и их отсутствие. Но жанр сатирической черной комедии, к которому тяготеют Бофой и Бойл, оказывается уместнее, чем тяжеловесный драматический подход, и сериал, несмотря на все уродливые и страшные вещи, которые в нем изображены, получается крайне развлекательным. Подождем, впрочем, отрезанных ушей.

Стоит ли смотреть?
Да
Где смотреть?