«Чудо-женщина»: Зельвенский против супергероини

Фотография: «Каро Премьер»
Станислав Зельвенский не видит никакого чуда в новой «Чудо-женщине» — ни с точки зрения кинокомиксов, ни с точки зрения феминизма.

Посреди лазурного моря стоит изумительный остров Фемискира, где нет ни одного мужчины: амазонки радуются там жизни и оттачивают свое боевое мастерство, которое, как они рассчитывают, им не пригодится, поскольку они отделены от внешнего мира волшебным барьером. Детей, соответственно, на острове тоже нет, кроме одной девочки по имени Диана, которой мама, местная царица (Конни Нильсен), врет, что вылепила ее из глины.

Девочка вырастает в Чудо-женщину (Галь Гадот) и однажды вытаскивает из воды симпатичного пилота (Крис Пайн), который необъяснимым образом просочился через волшебный барьер, да еще и привел за собой немцев. Выясняется, что на дворе 1918 год, мир в огне, пилот — американец, работающий на британскую разведку. В мировоззрении амазонок важную роль занимает история про бога войны Ареса, которого необходимо победить, и Диана, прихватив специальный меч, вместе с пилотом отправляется в Лондон, а потом и на фронт.

Финальный трейлер «Чудо-женщины»

«Чудо-женщина», конечно, больше, чем фильм. В мире больших голливудских денег это знаковое событие. Во-первых, это самый дорогой фильм-комикс про женщину, во-вторых, что даже важнее, это самый дорогой фильм, поставленный женщиной. Тут, правда, есть нюанс: это не Патти Дженкинс (снявшая в начале нулевых «Монстра» с Терон и с тех пор в основном работавшая на телевидении) добилась для своего проекта 150-миллионного бюджета, а студийные боссы, решив, что режиссер здесь должен быть в юбке, вытащили (далеко не сразу причем) из соответствующей колоды Дженкинс. То есть это не столько завоевание, сколько подарок; впрочем, с мужчинами на блокбастерах тоже никто не церемонится. И символический жест удался — во всяком случае, на уровне прессы (про сборы говорить рановато): те же критики, что десять лет назад закатывали в бетон «Женщину-кошку» и «Электру», в изменившемся культурном климате дружно превозносят как реальные достоинства «Чудо-женщины», так и те, которых у нее нет и в помине.

По факту это совершенно заурядный супергеройский комикс, ни единым кадриком не отличающийся от десятков своих предшественников (про прошлогодний «Бэтмен против Супермена», где Чудо-женщина уже мелькнула, можно сказать разное, но не это). Помпезное, порой живописное, бездушное, местами забавное, глупое, неоправданно длинное зрелище, которое два часа подводит нас к схватке, которую мы не то чтобы очень хотели увидеть.

Сахарный первый акт на острове амазонок напоминает би-муви 60-х, кино «меча и сандалий» с элементами легкой эротики, только уже без легкой эротики, которая придавала этому хоть какой-то смысл. Потом начинается ретро, что-то вроде «Первого мстителя», но куда менее остроумное и искусное. Полтора картонных злодея — немецкий генерал Людендорфф в исполнении Дэнни Хьюстона, на автомате таращащего глаза, и женщина-химик (Элена Анайя), стряпающая убийственный газ. Союзники еще лучше. К Пайну, который похож тут на отфотошопленного Дмитрия Дюжева , вопросов особенно нет (хотя у них с Дианой химия как раз не очень). Но героев в тыл врага сопровождают настоящий индеец, араб (для камуфляжа носит феску и повторяет «Et voilà!») и шотландец (носит килт и обладает лицом Юэна Бремнера, известного миллионам как Кочерыжка). Чем им заняться, кроме как представлять угнетенные народы, сценаристы не придумали, поэтому главный их подвиг — проход без приглашения на вечеринку немецких генералов.

Что касается самой Дианы, то она умеет бросать волшебное лассо, отбивать пули браслетами и совершать немыслимые акробатические трюки в микроскопическом платье, ни разу не показывая трусы. Амазонка в антураже Первой мировой — зрелище не столько экзотическое, сколько нелепое (не более, наверное, чем мужчина в трико), но это было бы нормально, если бы авторы просто развлекались. Они же заставляют Чудо-женщину активно сострадать разоренной Европе и произносить длинные речи о войне, что при весьма скромном актерском даровании Галь Гадот выглядит то скучно, то ужасно (особенно в неожиданно злободневной сцене, где героиня смотрит на последствия химической атаки). Тем более что при всей своей силе и независимости Диана под конец начинает всхлипывать и изъясняться цитатами из Элтона Джона. Иначе говоря, не вполне понятно, что эта полуголая брюнетка в тиаре делает для победы мирового феминизма такого, чего уже не сделали Зена, королева воинов, и Шина, королева джунглей. Достижения Патти Дженкинс тоже представляются неочевидными: пока она доказала только то, что женщина, как и мужчина, может поставить дурацкий летний блокбастер.