Его Воробейшество: чем хороши новые «Пираты Карибского моря»

27 мая 2017 в 19:14
Юмор и пластика пятых «Пиратов Карибского моря» напомнили Егору Москвитину о золотой классике Чарли Чаплина.

Уилл Тернер (возрастной актер Орландо Блум) несет вечную подводную вахту на проклятом корабле «Летучий голландец». Их с Элизабет Суонн (неподвластная времени Кира Найтли) сын Генри (Брентон Туэйтс) обещает положить всю свою жизнь на то, чтобы спасти отца. Поможет ему в этом лишь артефакт Трезубец Посейдона. За ним же охотится мертвый капитан Салазар (Хавьер Бардем) и его воинство призраков, похожих на статую Ван Гона в Париже. Тем временем ученая девушка Карина (Кая Скоделарио из «Бегущего в лабиринте») устает доказывать солдатам и пиратам, что институтка — это не то, что им кажется. А капитан Джек Воробей (Джонни Депп) решает ограбить банк — но вместо этого похищает весь дом целиком.

В новых «Пиратах» вдвое больше энергии, чем в старых: возможно, дело в том, что их ставят сразу два режиссера. Норвежцы Йоаким Реннинг и Эспен Сандберг работают вместе уже дюжину лет. Их «Бандитки» с Сальмой Хайек и Пенелопой Крус оказались образцовым бадди-муви без мужчин. «Макс Манус: Человек войны» был песнью героическому одиночке. А номинированный на «Оскар» байопик Тура Хейдердала «Кон-Тики» изучал психологию индивидуалиста, чьи амбиции не воплотить в жизнь без команды. Так что скромные норвежцы взялись за «Пиратов», не имея за плечами визионерского опыта Гора Вербински (ответственного за исходную трилогию) или музыкального таланта Роба Маршалла (снявшего четвертую часть), но с пониманием побуждений героев.

В результате шоу, прежде не признававшее никого, кроме Джека Воробья, вдруг становится многоголосым. Хавьер Бардем нагоняет страху, Джеффри Раш передразнивает Йонду из вторых «Стражей Галактики», рок-звезды из The Beatles и The Rolling Stones напоминают, за что мы любим пиратов, а в массовке есть как минимум три гения эпизода — и одна обезьяна. Молодые актеры играют свои роли куда настойчивее, чем можно ждать от двойников Блума и Найтли, а сами Блум и Найтли заходят в кадр с большим личным багажом — и потому кажутся зрителю родными людьми. И даже Джонни Депп после шести лет разлуки больше не смотрится застрявшим в «Дне сурка» самодовольным кривлякой. Это странно и даже смешно, но он освобождается от надоевшего зрителю амплуа не в «Алисе в Cтране чудес», не в «Мрачных тенях» и не в «Одиноком рейнджере», а именно в проклявших его «Пиратах Карибского моря». Кажется, с актером произошла какая-то необъяснимая метаморфоза — и его герой вдруг стал равен в своей магической пластике, добродушной мудрости и радостной самоотдаче героям Чарли Чаплина.

Выстроенные вокруг него комические ситуации тоже напоминают, несмотря на все буйство карибских красок, о черно-белом кино, но спродюсированном Джерри Брукхаймером. Незадачливые разбойники и их бедные лошади таскают за собой целый банк — и конечно же, в конце погони в его сейфе не останется ни монеты. Всякий раз, когда фильм становится излишне эмоциональным, в кадре на мгновение появляется какая-нибудь нелепая пиратская рожа. А Джека Воробья ждет фантастическая карусель с гильотиной — сцена, которую в этом сезоне вряд ли переплюнут другие блокбастеры.

Придумав смену поколений актеров, «Пираты Карибского моря» превратились из парка аттракционов в летний лагерь бесконечной юности. Это редкий фильм, который дарит не только острые ощущения, но и чувство умиротворения: да, даже у Орландо Блума есть морщины, но пока хватает денег на билет кино, в жизни останется место для неоспоримой красоты.