«Гоголь», «Бонус» Германики и другие сериалы кинофестиваля «Движение»

1 мая 2017 в 15:34
В Омске на кинофестивале «Движение» прошли эксклюзивные показы серий новых российских сериалов. Максим Сухагузов рассказывает, что они из себя представляют.

«Отличница», реж. Оксана Карас

Единственный конкурсант, который не получил ни одной награды, но зато был на почетном месте фильма открытия. Сериал в качестве фильма открытия — не оксюморон, а закономерная позиция для фестиваля, где в прошлые годы ТВ-проекты вроде «Салам Масква» и «Красных браслетов» уже обставляли полные метры. Однако публику не заставили смотреть все восемь серий, а привезли специально перемонтированную двухчасовую версию. Монтаж сериала по заказу фестиваля — уникальный случай для российских киносмотров (если не считать фестивальную судьбу «Я буду рядом», «Дубровского» и «Саранчи», у которых заранее закладывался полный метр). На мировых фестивалях такое уже случалось: в 1983 году в Каннах показывали урезанную версию телеромана «Больвизер» Фассбиндера, Джейн Кэмпион в 1990 году ужала свой мини-сериал «Ангел за моим столом» до двухчасовой версии для Венеции, а шестичасовой ТВ-опус Рауля Руиса «Лиссабонские тайны» сократили до фестивальной четырехчасовой версии.

«Отличницу» сняла Оксана Карас, прогремевшая на «Кинотавре-2016» с «Хорошим мальчиком», и в этом смысле новая лента — это история про хорошую девочку из 1958 года, педантичную криминалистку Крапивину (Яна Гладких), которая сразу после института оказалась в УГРО советской милиции, где всех строит строгая начальница (Юлия Ауг), глазеют следаки (Александр Яценко, Дмитрий Лысенков), а наглый опер в кожанке (Никита Ефремов) вечно что-то недовольно бурчит из-под усов. Как и в «Хорошем мальчике», чистая душа оказывается в центре круговорота событий: Крапивина начинает распутывать сложное дело с масонскими статуэтками, искать предателя в отделе, влюбляться, переосмыслять себя и в конце концов взрослеть.

Конечно, музыкальных номеров здесь нет, но вместо этого Карас с оператором Сергеем Мачильским («Свои», «Белая гвардия») придумали другой аттракцион: практически все сцены сняты одним кадром ручной камерой. Помните в «Настоящем детективе» однокадровую 6-минутную сцену? Так вот «Отличница» почти полностью состоит из таких сцен, но здесь заметно хуже обстоят дела с изящностью деталей и вообще с продакшеном. Поэтому в каких-то сценах (особенно поначалу) этот прием плохо клеится с антуражем 1960-х (это как если бы «Оттепель» стали снимать в стиле «Школы», но с плохим реквизитом), в иных сценах ложится нормально, а в отдельных работает на ура — как, например, в финальной схватке, которая из-за этой живой камеры вдруг выглядит оммажем легендарной драки из карпентеровского фильма «Чужие среди нас», с нелепой и долгой возней в подворотне.

«Бонус», реж. Валерия Гай Германика

Пилотная серия Валерии Гай Германики, которая пропала с кинорадаров после «Да и да» и «Майских лент», но успела за это время упустить из рук съемки своей версии «Оле Лукойе», пройти шоу «Танцы со звездами», снять несколько клипов и реклам, родить второго ребенка, снять в Крыму этот сериал «Бонус», а потом еще два года монтировать и переделывать, чтобы его можно было поставить в эфир ТНТ.

На «Движении» представили рабочую версию пилота этого диковинного проекта, который уже успели окрестить странным словосочетанием «рэп-мюзикл». В этой серии действительно дают волю рэп-композициям, но не так обильно, как это себе можно вообразить из-за приставки «мюзикл». Для сериала большинство треков написал рэпер Дуня, махнувший рукой на свою карьеру и хайп после баттла с Оксимироном, чтобы втихаря сочинить целый вагон оригинальных текстов для «Бонуса» и привести рэп в этом сериале в божеский вид. С аутентичностью треков все хорошо — по сюжету строки принадлежат заглавному рэперу Бонусу, молчаливому парнишке с провинциальным хитом «Любовь, которой нет», который особенно по нраву местным полицейским. Другое дело, что все эти треки звучат за кадром, а по-настоящему музыкально-танцевальный номер здесь только один — встреча с придорожными проститутками, — да и тот выглядит как вставной элемент из фильмов Жоры Крыжовникова. Также в форму рэп-читки облачены слова рассказчика, в роли которого здесь выступает исполнитель Мефистофеля из сокуровского «Фауста» Антон Адасинский с голосом Владимира Епифанцева, что в разы приумножает демонизм всего происходящего на экране.

Драматургия никогда не была сильной стороной фильмов Германики, поэтому у первой серии простая структура: представляют Бонуса из провинции, параллельно зрителю показывают жизнь московской мажорки с ее братом-наркоманом, чтобы в конце серии он и она встретились взглядами в столичной пробке, словно в каком-нибудь «Ла-Ла Ленде». В следующих сериях обещают перепевку сюжета о Ромео и Джультте, где рэперу из низов будут мешать встречаться с дочкой миллионера. Но уже сейчас пилот выявил заметную проблему. По сюжету все любят Бонуса, сериал называется в честь него, но персонаж оседает в тени остальных героев, зрителю не дают ничего, за что его можно полюбить. Всю серию Бонус практически ничего не говорит кроме фразы «Да пошел ты», якобы все самое важное он выражает через тексты песен, но и те звучат лишь за кадром, поэтому большую часть времени протагонист просто молча грустит по старшему брату. Выходит так, что пилот перетягивает на себя второстепенный герой по прозвищу Гашик, с которым Бонус едет покорять Москву. Конечно, актер Артем Сучков убедителен в образе гопника, но его слишком много — особенно хочется сократить невыносимо затянутую сцену про штрудель. В остальном все хорошо, пока герои не начинают много говорить, поэтому ждем больше музыки, танцев, фирменного безумия и Пахома в одной из ролей.

«Детки», реж. Нигина Сайфуллаева

Последняя надежда для нашумевшего проекта канала ТВ-3 «Быть или не быть», в котором зрителям показывают рабочие пилотные серии, а те решают — запускать полноценный сериал или нет. Однако авторы шоу задали такой высокий порог проходимости (75% за), что в итоге ни один из четырех пилотов не прошел отбор, а создатели уже прокляли такой демократический принцип. Последний пятый пилот — самый сильный и качественный, будет обиднее всего, если под зрительское непонимание ляжет еще и этот сериал. На большом экране омского «Движения» стали особенно очевидны достоинства «Деток»: это изящное кино, сочно снятое, хорошо прописанное (сценарист «Комбината «Надежда» и «Как меня зовут» Любовь Мульменко), с удачным кастингом и очевидным потенциалом.

Как и в предыдущем фильме Нигины «Как меня зовут», который укоренялся в болезненной зоне отцов и детей, здесь этим помазаны драмы всех персонажей. Герой Цыганова владеет стрип-клубом и десятком голых тел, но не может совладать со своими сыном и женой. Сын в исполнении Петра Скворцова из «Ученика» не хочет быть похожим на своего отца, но получается ровно наоборот. Девочка Лера влюбляется в героя Цыганова, потому что видит в нем фигуру отца, которого у нее никогда не было. Юная Маша уходит в стриптиз, чтобы отомстить своему взрослому женатому мужику. Стриптизерша Света, сама того не зная, переспала с сыном своего босса и страдает от этого. Плюс парень из фильма «14+» и сериала «Красные браслеты» Глеб Калюжный и финальное появление Александра Паля, за которыми тоже будет интересно наблюдать. Сначала кажется, что сериал возглавляет Цыганов, но вскоре на первый план выходят те самые «детки» — сериал будет строиться как раз на том, что юнцы и герой Цыганова взаимно судьбоносят друг друга. Получается своевременное кино о том, как поколение пап-Цыгановых начинает понимать поколение вписок. Пилот показали в эфире 30 апреля — до следующего воскресенья его можно смотреть и спасать здесь.

«Садовое кольцо», реж. Алексей Смирнов

Сериал 25-летнего режиссера Алексея Смирнова (выпускника мастерской Сергея Соловьева) про проблемы солидных дам и господ, спродюсированный для Первого канала Валерием Тодоровским по сценарию Анны Козловой, чьи тексты звучали в «Кратком курсе счастливой жизни» Германики. Из названия понятно — речь пойдет о людях, обитающих внутри Садового кольца. Количество известных артистов на единицу времени зашкаливает: Мария Миронова играет типичную жену бизнесмена с финансовыми проблемами (его играет Анатолий Белый), Евгения Брик в роли ее распутной сестры и по совместительству помощницы мужа, Ирина Розанова блистает в образе их матери с молодым любовником, Мария Голубкина и Максим Виторган тоже играют чету из элитного центра столицы. На втором плане Юлия Ауг приносит кофе, Александра Ребенок грезит о самоубийстве, Федор Лавров играет следователя.

На фестивале показали первые три серии, но уже по ним заметны примерно те же проблемы, что были у недавнего мини-сериала «Большая маленькая ложь»: большие артисты выдают свой диапазон невпопад, кажется, из-за того, что режиссер ни в чем их не ограничивал. Если в «Лжи» толчковым событием было убийство, то в «Кольце» изъяны мира отчаянных домохозяек подсвечивает внезапное исчезновение сына из семьи Мироновой и Белого. Пускай сериал выглядит на порядок аристократичней и свободней стандартных теленовелл (разговоры про секс, например), но все равно может вызвать аллергию из-за мелодраматической сырости.

«Гоголь», реж. Егор Баранов

В качестве фильма — закрытия «Движения» выбрали первую серию долгожданного проекта компании «Среда» и канала ТВ-3 «Гоголь», которому действительно вскоре предстоит выйти на большом экране: впервые в истории нашего проката в кинотеатрах покажут все серии сериала до эфира, начиная с 31 августа.

«Гоголь» — готическая китчевая мистика, которая цепляется за одну историческую деталь из реальной жизни, ведь в начале карьеры Николай Гоголь действительно работал писарем. По сюжету его прикрепляют к франтоватому следователю Гуро из Петербурга (Олег Меньшиков, почти Фандорин), вместе с которым они едут искать маньяка в село со знакомым названием Диканька. Здесь же обнаруживаются отсылки к припадкам Гоголя, его страсти к сжиганию своих произведений и боязни быть похороненным заживо. Концепция сериала: якобы именно во время этих расследований Гоголь почерпнул идеи для своих книг. В первой серии мы видим намеки на «Шинель», «Майскую ночь, или Утопленницу», «Мертвые души» и «Записки сумасшедшего», в дальнейших сериях узнаем об истоках «Вия», «Тараса Бульбы», «Носа» и так далее.

Ах да, самого Гоголя играет чертовски не похожий на писателя Александр Петров («Притяжение», «Закон каменных джунглей») в черном парике, но это даже хорошо. Как агент Купер из «Твин Пикса» или агент Грэм из «Ганнибала», Гоголь расследует дела при помощи видений, поэтому здесь сериал подчеркивает свой заход на территорию фантазии и сюрреализма. Порой кажется, что в финале обнаружится, будто это все грезы сумасшедшего, лежащего в психбольнице или очутившегося в парке по типу «Мира Дикого Запада», только по мотивам гоголевских текстов (вот был бы поворот). Прибавьте сюда ощущение пародийности всего происходящего: все начинается как «Сонная лощина», потом виднеются «Франкенштейн», «Дракула» и «Адвокат дьявола». Все это настолько вульгарно, что даже прекрасно. Хочется, чтобы с каждой серией было бы еще больше трэша, обнаженки, смелости, кэмпа и примет плохих фильмов Эда Вуда. Все это отлично именуется подходящими до пошлости названиями, с которыми сериал выйдет в прокат: «Гоголь. Начало», «Гоголь. Заколдованное место», «Гоголь. Вий» и «Гоголь. Страшная месть».