«Парни со стволами» Тодда Филлипса: военная тайна вместо комедии

Фотографии:
«Каро Премьер»
18 августа 2016 в 13:46
Антон Долин предупреждает — новый фильм от создателя трех «Мальчишников в Вегасе» только кажется комедией.

Этот фильм — отличный пример того, как мало о фильме сообщает трейлер. Причем сообщает, как правило, совсем не то. Судя по рекламному ролику и репутации режиссера Тодда Филлипса, прославившегося тремя «Мальчишниками в Вегасе», зрителя ждет не вполне пристойная зажигательная комедия о двух придурках, ушедших в отрыв (какой именно отрыв, сообщается урывками). На это же указывает название — по меньшей мере в российском прокате: официальный заголовок «War Dogs», то есть «Псы войны», звучит на порядок мрачнее. На самом деле перед нами основанная на подлинных событиях драма — не без элементов фарса, само собой, — о том, как в современной Америке можно заработать на поставках оружия. Очевидно, фильм на такую тему имел бы мало шансов на коммерческий успех. Так что дистрибьюторов можно понять и даже простить.

Реальная история, изложенная в нашумевшей статье Rolling Stone, действительно впечатляет. Два школьных друга, молодые неудачники из благополучных еврейских семей, решили заняться довольно специфическим бизнесом — снабжать оружием и амуницией армию США. Как выяснилось, после скандалов с поставщиками-монополистами этот клондайк открылся для всех желающих. Особенное раздолье было для мелких компаний, не претендовавших на сам пирог, а только на крошки с общего стола, то есть на самые незначительные (и все равно дорогостоящие) заказы. Даже будучи полуграмотным непрофессионалом, при определенных затратах энергии можно было разбогатеть. Это и произошло с основателями корпорации AEY Inc. Кстати, Эфраим Дивероли и Дэвид Пэкауз, даже став миллионерами, так и не придумали, как расшифровывается эта аббревиатура.

С одной стороны, сюжет хорош сам по себе, экранизация документального расследования напрашивается — и продюсерский расчет за этим проектом чувствуется сразу. Сначала хотели снимать Джесси Айзенберга с Шайей ЛаБафом, потом остановились на Майлсе Теллере с Джоной Хиллом: ни одна пара, ни другая не похожа на реальных прототипов, но есть ли разница? С другой стороны, будет законно назвать «Парней со стволами» авторским проектом Филлипса. Человек, бесспорно, одаренный, он буквально зациклен на теме инфантилизма американских мужчин. Все его «Мальчишники» об этом — о механизме отключения памяти и сознания, позволяющем списать любое поведение на инстинкты.

Здесь привычный лейтмотив получает неожиданное развитие. Оказывается, в общественной жизни еще больше, чем в частной, комплексы превращают вполне безобидное и даже симпатичное существо в машину по производству хаоса. Сам этот процесс, имитирующий обретение власти (или «крошек от пирога» власти), смертельно опасен для окружающих, а традиционная охота за наживой, которой герои оправдывают свои действия, лишь малая часть необратимой трансформации. На самом деле символическое насилие и подчинение себе окружающего мира куда важнее денег. Об этом символизирует и прославленный кадр с Тони Монтаной из «Лица со шрамом», украшающий стену первого офиса AEY Inc. Фигуры умолчания в «Парнях со стволами» даже выразительнее, чем портреты и судьбы центральных персонажей. Филлипс ясно дает понять, что на таких вот алчных неучах, богатеющих на чужой беде и «принципиально» не поддерживающих ту самую войну в Ираке, которая по факту их кормит, стоит целое государство, а его руководители значительно страшнее этих двух шлимазлов. Кажется, где-то рядом скрыта военная тайна внешней политики США — по меньшей мере ее психологическая подоплека. Впрочем, эта мысль остается не проговоренной напрямую.

Атмосферой как-бы-комедии, даже не черной, а зловещей, «Парни со стволами» напоминают «Волка с Уолл-стрит». Параллель напрашивается хотя бы из-за Хилла, актера незаурядных способностей, которому, конечно, необходим режиссер, чтобы их по-настоящему проявить. В дуэте он кладет Теллера на обе лопатки (по сюжету, впрочем, тоже). Его дебильный смех и то наслаждение, с которым он стреляет по мишеням, тянут на отдельный мощный образ — даже в отрыве от остального фильма. Слабым местом на фоне актерских достижений остается сценарий, распадающийся на череду сценок — затянутых или, наоборот, непростительно схематичных. Некоторые у Филлипса получаются сами собой — например (кто бы сомневался) эпизод в Вегасе, когда на сцену выходит колоритный персонаж Брэдли Купера. А вот приключениям американцев в Ираке или Албании не хватает сочных подробностей. Здесь бы поменьше аккуратности и политкорректности, побольше наглости и злобы. Но этих качеств, которыми в избытке наделен Эфраим (если и не реальный, то кинематографический), Филлипсу, увы, не хватает.

При всем этом «Парни со стволами» обладают тем достоинством, которого не отнять даже у самых слабых голливудских фильмов по мотивам реальных событий. История здесь рассказана и увлекательная, и полезная, ознакомиться с ней имеет смысл каждому. Пусть в сухом остатке будет тривиальная мораль: война — зло, и если уж это зло неизбежно, то пусть его творят хотя бы взрослые, ответственные люди.