Антон Долин про новых «Охотников за привидениями»

27 июля 2016 в 14:33
Антон Долин посмотрел новую версию культовой комедии 1980-х и с грустью убедился, что повторить ее успех не получилось.

На улицы Нью-Йорка лезет всякая нечисть, пугает честной народ и оставляет за собой след густой зеленой слизи, по-научному — эктоплазмы. С чего бы вдруг? Не торопите события — к финалу выяснятся причины несчастья и найдется тот, кто в нем повинен. За поиски возьмутся две старые подруги, горе-ученые Эрин Гилберт (Кристен Уиг) и Эбби Йейтс (Мелисса МакКарти). За несколько лет до того они написали о привидениях и способах борьбы с ними целую книгу, за что и были изгнаны из научного сообщества. Ничего, самое время найти компаньонов — бравую блондинку-лаборантку Хольцман (Кейт МакКиннон) и коренную ньюйоркчанку Пэтти (Лесли Джонс), чтобы открыть бизнес по борьбе со зловредными призраками. Ведь совсем скоро посреди Манхэттена откроется портал в загробный мир, и не каждому будет под силу его закрыть.

Интересно, каким будет взгляд на «Охотников за привидениями» того зрителя, который не вырос на старом одноименном фильме и его сиквеле, а, возможно, даже о них не слышал? Покажется ли ему это зрелище нелепым, старомодным, причудливым? Или просто самым неудачным из фильмов Пола Файга (как минимум наименее смешным)? Те же, кто влюблен в классических «Охотников», могут как угодно капризничать и ругать новую версию, но все равно не смогут устоять при звуках первых тактов заглавной песни или при виде той самой бывшей пожарной станции, где веселая компания устроила свой штаб. Тем более при новой встрече с Биллом Мюрреем, Дэном Эйкройдом и Сигурни Уивер: сразу несколько актеров того фильма появляются здесь на несколько экранных секунд. Рефлекторная реакция на них, а тем более на гигантского Зефирного человечка или хулигана Лизуна, обеспечена. Как, увы, и сравнение тех «Охотников» с этими.

Фильм Айвана Райтмана (в новой картине он продюсер), снятый в 1984 году, идеально воплощал свою эпоху. Он был глупым — в лучшем смысле слова, — притом сделан умными людьми, позволившими себе подурачиться вволю. «Охотники за привидениями» одновременно эксплуатировали страстную любовь американцев к паранормальному и издевались над ней. Вывернув наизнанку стандарт американской готики, повлияли тем самым на ранние фильмы Тима Бертона, на «Каспера», много на что еще. Наконец, одну из лучших своих ролей там сыграл Билл Мюррей — актер, которого невозможно не любить.

Во всем этом было что-то абсурдно спасительное; недаром знаменитый автомобиль «Охотников» был переоборудован из кареты скорой помощи. В новом фильме перекрашивают и переделывают уже катафалк, и это тоже невольно говорящая деталь. Франшиза не столько оживлена, сколько живописно мумифицирована. Попытка повторить легкомысленность тридцатилетней давности сегодня выглядит вымученной. Как и весь проект — заметим, созданный не только ради денег, но и в качестве искреннего оммажа культовой классике. Приношение вышло культурным, но в качестве мотивации для просмотра этого маловато. Неясно, что новые «Охотники за привидениями» сообщают о нынешней реальности; вероятно, ничего. Или надо предположить, что сегодня, в пору всеобщей неуверенности в себе и паранойи, страх призраков опять стал глобальной проблемой? Что-то не верится.

Сказать о главном новаторстве Файга при обращении к классическому сюжету все-таки имеет смысл. Раньше он феминизировал жанры свадебной комедии, полицейского бадди-муви и шпионского фильма, а теперь собрал вместо мужского квартета женский. Даже непонятно, как прокатчики упустили шанс назвать фильм по-русски «Охотницами за привидениями». Актрисы неравноправно хороши — естественная харизма МакКарти, многолетней музы Файга, и пластичность выразительной Кристен Уиг смотрятся даже слишком ярко на фоне персонажей-масок МакКиннон и Джонс. Тем не менее сам замысел поручить все злодеяния и глупости мужчинам (среди них такие авторитеты, как Энди Гарсия, Чарлз Дэнс и Майкл Кеннет Уилльямс) внушает уважение своей концептуальностью. Напротив, женская интуиция и вера в чудеса оказываются залогом успеха при борьбе со сверхъестественным злом. Образ тупого мускулистого красавчика-секретаря, которого с явным кайфом играет Крис Хемсворт (как же ему, видимо, осточертел Тор!), грешит некоторой преувеличенностью: это уже радикально-феминистская карикатура бесполезного мачо.

Получить честное зрительское удовольствие от «Охотников за привидениями» несложно. Здесь отличный саундтрек, изобретательные спецэффекты, несколько без преувеличения ярких сцен — например, погоня за призраком-драконом на концерте тяжелого металла (не пропустите камео Оззи Осборна). Только учтите, что этот фильм ни при каких обстоятельствах не станет легендой. Он обречен на то, чтобы отражать свет другой легенды, вышедшей на экраны в 1984-м.