«Скандал»: докудрама про харассмент с Терон, Кидман и Робби

15 февраля 2020 в 10:00
Фотография: «Централ Партнершип»
Станислав Зельвенский — о вышедшем после утешительного «Оскара» за грим и прически «Скандале» с потрясающим трио актрис: Шарлиз Терон, Николь Кидман и Марго Робби. Однако фильму не удалось избежать плакатности, в которую легко скатиться в разговоре о политике и харассменте.

Во время президентской кампании 2016 года Мегин Келли (Шарлиз Терон), звездная ведущая канала Fox News, модерирует дебаты республиканских кандидатов и задает Дональду Трампу острые вопросы на тему женщин. Тем временем другая ведущая «Фокс», впавшая в немилость у руководства Гретхен Карлсон (Николь Кидман), встречается с адвокатами, готовясь подать против своего босса, основателя и директора Fox News Роджера Айлза (Джон Литгоу), иск о харассменте. Тем временем молодая сотрудница по имени Кайла (Марго Робби), предприимчивая девушка из набожной семьи, пытается сделать в «Фокс» быструю карьеру.

За какие‑то два года, прошедшие с момента смерти Роджера Айлза, одного из самых влиятельных и одиозных американских медиадеятелей, десятилетиями диктовавшего республиканскую повестку через Fox News, о нем успели снять документальный фильм, минисериал с Расселом Кроу «Самый громкий голос», а теперь и кино. Впрочем, в «Скандале» в фокусе в первую очередь женщины, а сам Айлз остается хоть и ключевым, но персонажем второго плана: не только историческая фигура, но и символ злоупотребления властью.

Русский трейлер «Скандала»

Фильм, понятно, основан на реальных событиях: скандал с иском Карлсон и увольнением Айлза в 2016 году был чрезвычайно громким. Насколько все это интересно в странах, где никто в глаза не видел ни Келли, ни Карлсон, ни тем более Айлза — вопрос сложный, но, разумеется, незнание контекста не мешает получить какое‑то удовольствие и вынести какие‑то уроки из художественного произведения. Впрочем, даже в Америке фильм прошел не слишком удачно и в прокате, и, учитывая задействованные ресурсы, через сезон наград: призы (в том числе «Оскар») получали в основном гримеры, эффектно раздувшие Литгоу и преобразившие актрис, особенно Терон, которую вообще невозможно узнать.

Поставил «Скандал» Джей Роуч, начинавший с «Остина Пауэрса» и «Знакомства с родителями», а потом с головой ушедший в благонамеренное политическое кино, как правило, на HBO: про жертву маккартизма Трамбо, про пересчет голосов в 2000-м, про Сару Пейлин и так далее. Наверное, этот фильм тоже лучше бы смотрелся на телевидении: большого экрана он, прямо скажем, не требует. Но это, возможно, был и вопрос принципа: тема #MeToo активно проникла в сериалы — взять «Утреннее шоу» или, например, «Наследников», — а в кино «Скандал» теперь останется едва ли не первопроходцем.

Очевидное достоинство фильма —помимо злободневности и уже упомянутых гримеров — страстные актерские работы: Терон играет железную волю, Робби — наивную амбициозность, Кидман — усталую расчетливость, Литгоу выжимает из своих сцен максимум, делая Айлза и более человечным, и более зловещим, чем получалось у Рассела Кроу.

Очевидная проблема же в том, что героини — лица Fox News, а Fox News для сделавших «Скандал» демократов — более или менее гестапо, чего они и не скрывают. Ни бывшая мисс Америка Карлсон, ни тем более Келли (знаменитая, например, репликой про то, что Иисус и Санта-Клаус были белыми мужчинами) не вызывают у авторов особых симпатий, и фильм представляет собой несколько шизофреническую попытку об этом забыть, пусть умом и понятно, что воззрения сотрудниц никак не делают поведение босса менее скотским. Для своего удобства сценарист (Чарльз Рэндольф, соавтор «Игры на понижение») придумал персонажа Робби — то, что деликатно называют «собирательным образом». Актриса старается, и сцена, где Айлз просит ее поднять платье повыше, еще повыше, еще повыше — эмоциональная вершина фильма, однако этого мало. К тому же внедрение заведомо выдуманной фигуры в реальные события — опасное дело, подсознательно подрывающее доверие к вроде бы документальному рассказу.

Когда «Скандал» становится сатирой, он может быть хорош: например, в финале есть отличная сценка с Малкольмом МакДауэллом в роли Руперта Мердока. Но как драма это очень неглубоко, очень безопасно, а в самых пафосных местах еще и фальшиво. То, что харассмент — это плохо, уже вроде бы не требует подробной расшифровки. А какой‑то более сложный разговор — скажем, о мере вины тех же Карлсон и Келли, годами молчавших о происходящем вокруг, пока им это было удобно, — фильм всерьез заводить боится. Ограничиваясь ударами по грузному мертвому телу Айлза и издевательской деконструкцией идеологического противника: единственная офисная подруга героини Робби немедленно оказывается тайной лесбиянкой, у которой на кухне висят два огромных постера с Хиллари Клинтон.

5
/10
Оценка
Станислава Зельвенского