13 мрачных кинокритиков: любимые фильмы ужасов

31 октября 2019 в 15:28
Чертова дюжина кинокритиков по просьбе «Афиши Daily» поделилась к Хеллоуину своими любимыми фильмами ужасов.

Антон Долин

«Искусство кино», Meduza

«Вампир»
(01)
«Вампир» («Vampyr»), реж. Карл Теодор Дрейер, 1932

Не первый хоррор в истории кино, но первый по-настоящему страшный и современный.

(02)
«Сияние» («The Shining»), реж. Стэнли Кубрик, 1980

Образец формализма и ужаса перед формализмом одновременно.

(03)
«Кошмар на улице Вязов» («A Nightmare on Elm Street»), реж. Уэс Крейвен, 1984

Самый жуткий фильм моего детства. Смерть есть сон, сон есть смерть.

(04)
«Шоссе в никуда» («Шоссе в никуда»), реж. Дэвид Линч, 1997

Сюрреализм + нуар = кошмар (в самом благородном смысле слова). «Я у вас дома».

(05)
«Темные воды» («Honogurai mizu no soko kara»), реж. Хидэо Наката, 2002

Лучший кайдан. Из воды мы пришли, в воде и растворимся.

Станислав Ф.Ростоцкий

«Коммерсант»

«Пожиратели плоти»
(01)
«Невеста монстра» («Bride of the Monster»), реж. Эдвард Д.Вуд-мл., 1955

На этом месте мог быть любой фильм с великим и неповторимым Белой Лугоши. Но именно тут он произносит: «Дом… у меня нет дома!!!» Этого достаточно.

(02)
«Регентруда» («Die Regentrude»), реж. Урсула Шмангер, 1975

Не совсем хоррор, но, как сказано в интернете, «языческая сказка от студии DEFA (ГДР)». Однако ничего в моей жизни меня так не пугало. По сию пору.

(03)
«Пожиратели плоти» («Zombie Flesh-Eaters»), реж. Лучо Фульчи, 1979

А с этого фильма в свои 14 я просто ушел. После сцены с глазом. И очень долго потом не видел гениального финала с музыкой Фабио Фрицци.

(04)
«Кошмар на улице Вязов-3: Воины сна» («A Nightmare on Elm Street 3: Dream Warriors»), реж. Чак Расселл, 1987

Все, что я хотел и получил в своей жизни от фильма ужасов в принципе. Однажды смотрел (слава богам) под открытым небом, после того как я взял автограф у режиссера.

(05)
«Заклятье» («The Conjuring»), реж. Джеймс Ван, 2013

Как ни странно, сильнейшее впечатление от хоррора в кинозале в десятые годы. Потом франшиза выродилась в невнятную чепуху, но первый — наповал.

«Изгоняющий дьявола», «Ребенок Розмари» и «Суспирия» после просмотра на большом экране — вне конкуренции. Так просто не бывает. И еще из главного есть штук, наверное, пятьдесят.

Алиса Таежная

The Village, Wonderzine, «Афиша Daily», «Искусство кино»

«Сырое»
(01)
«Сырое» («Raw»), реж. Джулия Дюкорно, 2016

Просто один из лучших фильмов в моей жизни. Когда просят посоветовать что‑то посмотреть, обязательно советую его. Вегетарианцы, каннибалы, секс, чесотка и очень много крови из носа.

(02)
«Суспирия» («Suspiria»), реж. Лука Гуаданьино, 2018

Такой страшный, что смотрела его, одновременно общаясь по скайпу с парнем, — визжали в унисон. Хотя это джалло, и вообще должно быть нестрашно. Ремейк Луки Гауданьино — великий и невероятный, но совершенно другой.

(03)
«Впусти меня: Сага» («Let Me In»), реж. Мэтт Ривз, 2010

Все назовут шведский оригинал, я назову американский ремейк. Мэтт Ривз — одна из главных чудо-звезд американского кино, что по этому фильму очевидно. Царапины, неровности, мрак, доведенные до исступления дети — все как доктор прописал.

(04)
«Кэрри» («Carrie»), реж. Брайан Де Пальма, 1976

До сих пор снится рука Кэрри, вылезающая из могилы. Де Пальма — человек, отлично понимающий про кинематографический ужас и, что самое главное, куда применить ведро свиной крови.

(05)
«Забавные игры» («Funny Games»), реж. Михаэль Ханеке, 1997

Обе версии не досмотрела и, наверное, не досмотрю никогда. Радикализм, который ощущаешь кожей, — даже получить в солнечное сплетение раз десять подряд было бы меньшей пыткой.

Cтанислав Зельвенский

«Афиша Daily»

«Страж»
(01)
«Феномен» («Phenomena»), реж. Дарио Ардженто, 1985

Есть у Ардженто фильмы и получше, но от этого какие‑то особенно крупные мурашки.

(02)
«Страж» («The Sentinel»), реж. Майкл Уиннер, 1977

Это, в общем, «Ребенок Розмари» для бедных, но я почему‑то питаю к нему слабость.

(03)
«Невинные» («The Innocents»), реж. Джек Клейтон, 1961

Очень непростой, литературный, изысканный и так далее и в то же время прямолинейно жуткий фильм. Пусть будет хоть одна безусловная классика в этом списке.

(04)
«История двух сестер» («Janghwa, Hongryeon»), реж. Ким Чжи Ун, 2003

Единственный, кажется, хоррор, с которого я в какой‑то момент сбежал из кинотеатра, — от страха, естественно.

(05)
«Князь тьмы» («Prince of Darkness»), реж. Джон Карпентер, 1987

Опять же, очевидно не лучший из хорроров Карпентера, но исключительно родной.

Анна Сотникова

Everybody’s Doing It Now, «Афиша Daily», Esquire

«Дом»
(01)
«Дом» («Hausu»), реж. Нобухико Обаяси, 1977

Сумасшедший культовый хоррор Нобухико Обаяси — психоделическая история о шестерых одноклассницах, встречающих демонического котика, кровожадное пианино и других удивительных духов в загородном доме тетушки одной из них.

(02)
«Существо» («The Entity»), реж. Сидни Дж.Фьюри, 1982

Психиатрический хоррор про женщину, которую регулярно насилует нечто невидимое, — самое страшное высказывание про личное бессознательное.

(03)
«Карнавал душ» («Carnival of Souls»), реж. Герк Харви, 1962

Лучший фильм про призраков, а также отец доброй половины независимого американского кинематографа.

(04)
«Жуткие создания» («The Uncanny»), реж. Дени Эру, 1977

Питер Кушинг рассказывает Рею Милланду три кошмарные истории о кошачьем заговоре.

(05)
«Кабинет доктора Калигари» («Das Kabinett des Doktor Caligari»), реж. Роберт Вине, 1920

Классика.

Вадим Рутковский

CoolConnections

«Живая мертвечина»
(01)
«Дом клоунов» («Clownhouse»), реж. Виктор Сальва, 1988

Возможно, первый (и чуть ли не единственный) хоррор, который вызвал первобытный, беспримесный страх; даже поздний шедевр Сальвы «Джиперс Криперс» подействовал не так сильно.

(02)
«Живая мертвечина» («Braindead»), Питер Джексон, 1992

Самый смешной и возбуждающе отвратительный.

(03)
«Дракула» («Dracula»), реж. Фрэнсис Форд Коппола, 1992

Это не про страх и не про смех, а про красоту; ничего столь же роскошного и величественного в жанре хоррора не снимали.

(04)
«Тайна перевала Дятлова» («The Dyatlov Pass Incident»), реж. Ренни Харлин, 2013

Идеальная версия самой жуткой истории на свете: разгадка есть, но ощущение липкого ужаса никуда не девается. Возможно, его поддерживает чисто советский тоталитарный помрак, ловко использованный финско-голливудским беспредельщиком Харлином.

(05)
«Реинкарнация» («Hereditary»), реж. Ари Астер, 2018

Ошеломляющий микс семейной саги и доводящей до физической дурноты дьявольщины. Великий дебютный полный метр.

Денис Виленкин

«Афиша Daily», Forbes

«Ворон»
(01)
«Рассвет мертвецов» («Dawn of the Dead»), реж. Джордж Ромеро, 1978

Фильм, занимающий почетное место в десятке самых любимых фильмов за всю историю кино. Идеальный хоррор: социально-философский комментарий + обворожительная съемка, монтаж и музыка (особенно в режиссерской версии Джорджа Ромеро, а не в продюсерской Клаудио Ардженто) + незабываемые, великолепно прописанные герои. Ну и да, пустой супермаркет, населенный зомби, — идеальная метафора Бодрийяра.

(02)
«Ворон» («The Crow»), реж. Алекс Пройас, 1994

Фильм — легенда. Фильм — загадка. Потрясающий религиозный триллер о раскаянии.

(03)
«Техасская резня бензопилой» («The Texas Chain Saw Massacre»), реж. Тоуб Хупер, 1974

Чистое искусство. Главный слешер на свете. Низкий жанр еще никогда так сильно не пугал высокий.

(04)
«Хеллоуин» («Halloween»), реж. Джон Карпентер, 1978

Второй главный слешер на свете. Страшно подумать, как же Карпентеру удалось найти баланс между восхитительно тревожной музыкой и уютными убийствами.

(05)
«Дом на краю парка» («La casa sperduta nel parco»), реж. Руджеро Деодато, 1980

Многие считают, что это итальянский ремейк «Последнего дома слева» Крейвена, но совпадений, кроме главного актера, Дэвида Хесса, практически никаких. «Дом» Деодато — один из лучших итальянских фильмов 80-х и совершенно точно лучший exploitation ever (наравне с «Цветком и змеей» Масару Конумы). Психологизм как здесь сегодня встречается в редких фестивальных кинофильмах. Отпад, от первого и до последнего кадра.

Наталья Серебрякова

Colta, «Афиша»

«Твин Пикс: Огонь, иди за мной»
(01)
«Сонная лощина» («Sleepy Hollow»), реж. Тим Бертон, 1999

Готический хоррор, в котором констебль расследует дело всадника без головы. Последняя пристойная роль Джонни Деппа (а было это в 1999 году).

(02)
«Твин Пикс: Огонь, иди за мной» («Twin Peaks: Fire Walk with Me»), реж. Дэвид Линч, 1992

«Это был сон. Мы живем во сне», — произносит Дэвид Боуи. А еще здесь есть Крис Айзек, Кайл МакЛаклан, Кифер Сазерленд и сам Дэвид Линч. Программный фильм про последнюю неделю из жизни Лоры Палмер.

(03)
«Чужой-4: Воскрешение» («Alien: Resurrection»), реж. Жан-Пьер Жене, 1997

Четвертая часть «Чужого», в котором он плодится и производит на свет помесь инопланетянина и человека. Первый фильм в своей жизни, который я смотрела на языке оригинала. Чудовищ, придуманных Жене, до сих пор помню.

(04)
«Муха» («The Fly»), реж. Дэвид Кроненберг, 1986

Хороший хоррор должен внушать отвращение. Это самый отвратительный фильм Кроненберга. Напомню, что сам Кроненберг играет в фильме акушера, который вытаскивает из чрева Джины Дэвис личинку мухи.

(05)
«Птичий короб» («Bird Box»), реж. Сюзанна Бир, 2019

Мир захватила эпидемия, при которой нельзя смотреть на этот самый мир открытыми глазами. Хоррор с Сандрой Баллок в повязке и со счастливым концом (что редкость).

Стас Тыркин

«Комсомольская правда»

«Изгоняющий дьявола»
(01)
«Психоз» («Psycho»), реж. Альфред Хичкок, 1960
(02)
«Ребенок Розмари» («Rosemary's Baby»), реж. Роман Полански, 1968
(03)
«Изгоняющий дьявола» («The Exorcist»), реж. Уилльям Фридкин, 1973
(04)
«Челюсти» («Jaws»), реж. Стивен Спилберг, 1975
(05)
«Сияние» («The Shining»), реж. Стэнли Кубрик, 1980

И я бы отметил классику, которой сейчас, конечно, никого не напугаешь, но все-таки.

(01)
«Кабинет доктора Калигари» («Das Kabinett des Doktor Caligari»), реж. Роберт Вине, 1920
(02)
«Носферату: Симфония ужаса» («Nosferatu, eine Symphonie des Grauens»), реж. Фридрих Вильгельм Мурнау, 1922
(03)
«Франкенштейн» («Frankenstein»), реж. Джеймс Уэйл, 1931

Евгений Ткачев

«Афиша»

«Фантазм»
(01)
«Кошмар на улице Вязов» («A Nightmare on Elm Street 3: Dream Warriors»), реж. Уэс Крейвен + «Кошмар на улице Вязов-3: Воины сна» («A Nightmare on Elm Street 3: Dream Warriors»), реж. Чак Расселл

Все части по-своему хороши (даже ужасная вторая), но больше всего люблю первую и третью. Кстати, третья под названием «Воины сна» открывается эпиграфом из Эдгара Аллана По: «Сны. Эти маленькие кусочки смерти. Как я их ненавижу». Лучше не скажешь! Мне кажется, что круче «Кошмара на улице Вязов» хоррора еще не придумали. Лихой концепт (не спи — умрешь) помножен тут на демоническую фигуру с извращенным чувством юмора: все помнят сексистские шуточки Фредди Крюгера. Также все помнят когтистую перчатку, а еще кошмары, кошмары, кошмары, которые насылал этот монстр и от которых начинает кругом идти голова, — с таким кино точно не уснешь.

(02)
«Хеллоуин» («Halloween»), реж. Джон Карпентер, 1978

Ну тут все понятно: икона слешера, от которой до сих пор прет. Карпентер в идеальных пропорциях смешал все ингредиенты (маленький городок, маньяк в маске, final girl, тревожная музыка за кадром — карпентеркор), так что на его зелье до сих пор продолжают навариваться хоррормейкеры. И прошлогодний сиквел «Хеллоуина» это только подтвердил.

(03)
«Фантазм» («Phantasm»), реж. Дон Коскарелли, 1979

Пожалуй, самая недооцененная хоррор-франшиза, сделанная с такой выдумкой, что даже немного обидно, что ее культ за 40 лет (а именно столько продолжалась история) так и остался локальным. Параллельные миры, города-призраки, злодей Верзила, его приспешники-карлики, блестящие металлические шары-убийцы — вы такого точно не видели! В пятой части еще примешалась драматургия квантовой суперпозиции, которая превратила «Фантазм» в совсем уж отъехавшее кино.

(04)
«Зловещие мертвецы» («The Evil Dead»), реж. Сэм Рейми, 1981

Обожаю всю трилогию целиком (сериальный сиквел «Эш против зловещих мертвецов» тоже прекрасен!) Вообще, занятно, как франшиза эволюционировала от камерного хоррора до комедийного и приключенческого слешера, — в этом смысле образцовая часть третья («Армия тьмы»), в которой Эш (Брюс Кэмпбелл) отправляется в Средневековье. Количество панчлайнов и убойных сцен там зашкаливающее.

(05)
«В пасти безумия» («In the Mouth of Madness»), реж. Джон Карпентер, 1994

Просто один из самых страшных фильмов на свете.

Зинаида Пронченко

«Кино-ТВ»

«А теперь не смотри»

Я не люблю ужасы как жанр, так что слешеры как подвид не смотрю, например, никогда. Понятно, что в лучших своих образцах хорроры это метафора тех или иных человеческих фобий, комплексов и прочих экзистенциальных мучений, вплоть до несчастной подростковой любви. Поэтому для меня лучшими являются те картины, в которых страх — исключительно в голове боящегося. Ну и эстетически, конечно, в хоррорах все должно быть безупречно, как у Николаса Рога, например, в его венецианском макабре «А теперь не смотри» — такой палитрой не мог похвастаться даже Джованни Беллини.

(01)
«Сияние» («The Shining»), реж. Стэнли Кубрик, 1980
(02)
«А теперь не смотри» («Don't Look Now»), реж. Николас Рог, 1973
(03)
«Что ни день, то неприятности» («Trouble Every Day»), реж. Клер Дени, 2001
(04)
«Антихрист» («Antichrist»), реж. Ларс фон Триер, 2009
(05)
«Ребенок Розмари» («Rosemary's Baby»), реж. Роман Полански, 1968

Гордей Петрик

«Кино ТВ», «Афиша Daily»

«Нью-йоркский потрошитель»
(01)
«Нью-йоркский потрошитель» («Lo squartatore di New York»), реж. Лучо Фульчи, 1982

Эстетически среди джалло я, конечно, всегда предпочитал Ардженто, но Фульчи куда мимолетней, и в этой мимолетности страшнее и веселей. А посему его можно пересматривать до изнеможения.

(02)
«Десять негритят», реж. Станислав Говорухин, 1987

Главный страх детства. Под экранизацию Агаты Кристи замаскирован чистейший слешер, исполненный в привычной нашим детективам традиции подражания англичанам с их этикетом и готикой.

(03)
«Фантазм-2» («Phantasm II»), реж. Дон Коскарелли, 1988

Ни в одной сновиденческой кинофраншизе я не хотел побывать с такой силой, как здесь: самому обнаружить эти лаборатории по перекачке мертвых в живых, сыграть в догонялки с летающими алюминиевыми глазами и Высоким человеком во фраке.

(04)
«Техасская резня бензопилой» («The Texas Chain Saw Massacre»), реж. Тоуб Хупер, 1974

После этого кино я понял, что хоррор бывает высокохудожественным. И вообще, надо бы относиться к ним посерьезней. Так, кажется, еще говорил Николас Виндинг Рефн, а я за ним повторяю уже по инерции.

(05)
«Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» («The Blair Witch Project»), реж. Дэниэл Майрик и Эдуардо Санчес

Самый страшный фильм, который довелось видеть в принципе. Пересматривать не решусь, да и сложно сейчас, когда мокьюментари укоренились в традицию, представить, что он значил на момент выхода, будучи жанровым пионером.

Андрей Плахов

«Коммерсант»

«Кроваво-красный»
(01)
«Птицы» («The Birds»), реж. Альфред Хичкок, 1963
(02)
«Сияние» («The Shining»), реж. Стэнли Кубрик, 1980
(03)
«Ребенок Розмари» («Rosemary's Baby»), реж. Роман Полански, 1968
(04)
«А теперь не смотри» («Don't Look Now»), реж. Николас Рог, 1973
(05)
«Кроваво-красный» («Profondo rosso»), реж. Дарио Ардженто, 1975