Чудо в перьях: байопик Элтона Джона «Рокетмен» оказался прекрасным мюзиклом

Фотография: «Централ Партнершип»
На Каннском кинофестивале-2019 вне всякой конкуренции показали мюзикл «Рокетмен» по мотивам жизни Элтона Джона. Станислав Зельвенский докладывает: сравнений с «Богемской рапсодией» не избежать, но в лучшую сторону.

Усталый мужчина средних лет (Тэрон Эджертон), одетый дьяволом (с рогами и всеми делами), врывается в то ли реальный, то ли воображаемый рехаб и, плюхнувшись на один из стоящих кружком стульев, начинает жаловаться собравшимся: его зовут Элтон Геркулес Джон, он алкоголик, наркоман и шопоголик. Когда‑то он был Реджинальдом Дуайтом, сыном офицера в лондонском пригороде — тут в рехабе открывается волшебный портал, и маленький мальчик принимаеся распевать «The Bitch is Back»: «Я сучка, я сучка».

Рехаб, куда Элтон Джон и правда отправился в самом начале 1990-х, так и остается в качестве условного «настоящего»: все, что было раньше, сообщается во флешбэках, а все, что позже, — несколькими титрами в финале. И это точно характеризует тон фильма — одновременно исповедальный, даже покаянный, и кокетливо-нарциссический. С такой интонацией человек, который тридцать лет не пьет, рассказывает об ошибках и сомнениях бурной молодости. Собственно, ровно это здесь и происходит.

Трейлер «Рокетмена»

Авторы — режиссер Декстер Флетчер (заканчивавший «Богемскую рапсодию» после изгнания Брайана Сингера) и сценарист Ли Холл (написавший «Билли Эллиота», похожий, в сущности, фильм; Элтон Джон когда‑то сочинил музыку к его театральной версии) — не забивают нам голову датами и фамилиями, выбрав воздушную эпизодическую манеру. Скрепляющим материалом для биографических зарисовок служат музыкальные номера, поставленные в стилистике мюзикла: с павильонами, изысканными траекториями камеры, подтанцовками, а в некоторых случаях и захватывающими дух спецэффектами.

Песни выбраны так, чтобы хотя бы отдаленно соответствовать тому или иному моменту действия, и в итоге набирается почти полноценный «Greatest hits»: от «Crocodile Rock» и «Benny and the Jets» до «I Want Love» и «Donʼt Go Breaking My Heart» (и финальную песню угадать несложно, если подумать). Поет сам Эджертон — иногда с помощью других актеров — и довольно здорово копирует вокальную манеру Джона. С внешним сходством сложнее — певец никогда не был таким ладно сбитым и смазливым, — но 29-летний валлийский актер в этом не виноват и эффектно растворяется в персонаже.

В пунктирной биографии — музыкальная школа, первый контракт, покорение США и так далее — особо выделено, разумеется, сотрудничество, она же дружба, она же платоническая любовь с Берни Топином (Джейми Белл, бывший Билли Эллиотт). Один из самых трогательных моментов — когда Джон, глядя, как тот чистит зубы, быстренько наигрывает «Your Song».

Что касается драмы, сюрпризов немного: Элтону не хватало родительской любви и одобрения, он долго переживал из‑за своей гомосексуальности. Фильм в этом смысле не выходит далеко за пределы штампов, но в целом ловко и с выносимой степенью сентиментальности обращается с болезненными темами. Относительно подробно описан роман героя с музыкальным менеджером Джоном Ридом (его играет Ричард Мэдден) — роман закончился ссорой, а потом и судами, так что Рид выведен, естественно, тем еще козлом. Зато есть постельная сцена — совсем короткая и довольно целомудренная, но для настолько мейнстримового фильма почти революционная. Забавно, что в «Богемской расподии» Рид тоже фигурирует, поскольку потом работал и с Queen.

Принципиальное отличие «Рокетмена» от «Рапсодии» — предмет, о котором все говорят в первую очередь, — даже не в мюзикловых номерах и более честном взгляде на сексуальную ориентацию героя, а в том, что герой этот здесь, рядом, выглядывает из‑за плеча режиссера. И мы понимаем, что «Рокетмен» — часть промопакета: 72-летний Элтон Джон собрался на покой, в этом году у него выйдет автобиография, проходят прощальные гастроли, вот заодно и фильм. Ну и что, с другой стороны, — даже если все было не так, какая разница. Это меланхоличная, но полная joie de vivre картина, кинематографический аналог одного из тех костюмов с блестками и перьями, которые так любит герой: и в чем ему еще, действительно, выходить на пенсию.

7
/10
Оценка
Станислава Зельвенского

«Рокетмен» выходит в российский прокат 6 июня.