Новый «Хеллбой»: без дель Торо, в Лондоне и с Миллой Йовович

12 апреля 2019 в 21:12
Станислав Зельвенский о том, почему новый «Хеллбой» от режиссера «Игры престолов» по комиксам о черте-супергерое — это специфическое адское зрелище.

В V веке король Артур повздорил с могущественной колдуньей по прозвищу Кровавая королева (Милла Йовович), разрубил ее Экскалибуром на шесть частей, каждую из них спрятал в ящичек, а ящички отправил в разные концы Британии.

Прошло много времени, колдунья мечтает быть собранной заново и устроить апокалипсис. В котором какая‑то важная роль отведена Хеллбою (Дэвид Харбор), краснорожему демону со спиленными рогами, которого Распутин в конце войны вызвал из преисподней для нацистов, а усыновил в итоге охотник за привидениями профессор Брум (Иэн МакШейн), основатель бюро по изучению и приструниванию паранормальных явлений.

Король Артур, если он существовал, наверняка извертелся в могиле, которая, как выясняется в «Хеллбое», находится не там, где принято считать. Сегодня он гостит в «Трансформерах», завтра о нем снимает фильм Гай Ричи, послезавтра он размахивает Экскалибуром в прологе американского кинокомикса. Новый фильм почти дословно повторяет сюжет славного, хотя и с треском провалившегося недавно в прокате детского фэнтези «Рожденный стать королем»: опять мстительная ведьма, меч в камне, семейные тайны и шутки про Мерлина (здесь его называют Гэндальфом, например). Только вместо Брекзита и пухлых школьников — ад, хард-рок и оторванные конечности.

Почти все действие перезагруженной экранизации комиксов Майка Миньолы — за исключением символичной экскурсии в Мексику в начале — происходит в Англии, и место мексиканца дель Торо занял британец Нил Маршалл. У которого после прославившего его хоррора «Спуск» были некоторые успехи на телевидении (в «Игре престолов», например), но дела в большом кино идут ни шатко ни валко. И сейчас его, кажется, тоже ожидают непростые минутки; американская пресса, во всяком случае, рвет и мечет.

Между тем «Хеллбой» не так страшен, как его малюют. Вряд ли по нему составят спецкурсы в киношколах, но это определенно не самые безнадежные два часа в истории жанра. Главный враг, как всегда в таких случаях, — дилогия дель Торо, по которой часть аудитории будет яростно ностальгировать, но тут надо сразу оговориться, что поезд ушел. Если мексиканец — сентименталист и любитель рукотворных сказочек, то англичанина тянет в трэш-хоррор, милитаризм, бескомпромиссные спецэффекты и юмор из пабликов: прокатный рейтинг «Хеллбоя» вырос до «18+», а целевая аудитория, соответственно, еще помолодела.

Здесь Милла Йовович значительную часть роли отыгрывает в расчлененном виде. Один из главных антагонистов — прямоходящий говорящий кабан. Лондон разрушают ребята примерно как из «Doom», но размером с Биг-Бен. Хеллбой занимается мексиканским реслингом с вампиром, вырывает глаза трем гигантским троллям (такой взбесившийся «Хоббит») и взасос целуется с Бабой-ягой; визит в ее избушку на курьих ножках, находящуюся в каком‑то параллельном измерении, — один из самых непритворно жутких эпизодов всей франшизы. «Бабушка, почему у тебя такой волосатый язык?» — интересуется герой. Чтобы лучше облизывать тебя.

Дэвид Харбор (шериф из «Очень странных дел») сменил Рона Перлмана без особого ущерба для роли: рога — даже в виде пеньков — и хвост перевешивают актерские нюансы, и подмены, в принципе, можно и не заметить. Компанию ему в этот раз составляют девушка-медиум (чудесная, хотя и откровенно чужеродная тут Саша Лейн из «Американской милашки»), которая выблевывает эктоплазму высочайшей детализации, и азиат-спецназовец с секретом (Дэниел Дэ Ким).

Фильм про демона с каменной рукой не вышит, как прежде, а довольно грубо сколочен: повсюду трещины, явно образовавшиеся при сокращении материала до 120 минут, все персонажи тащат на себе флешбэки, и так далее. Сюжет насколько извилист, настолько и безыскусен, моральные терзания героя оформлены максимально тупо, а концентрация попсового британского фольклора и литературы (феи, подменыши, великаны, Льюис Кэрролл, не говоря уж про рыцарей Круглого стола) явно превышает норму. С другой стороны, все это не имеет большого значения в мире разухабистого паранормального боевика, которым стал «Хеллбой»: весело — и ладно. Точнее, черт с ним.

6
/10
Оценка
Станислава Зельвнеского