Режиссер Джеймс Ван — о том, почему он снял фильм «Аквамен» без воды

12 декабря 2018 в 13:32
Фотография: Jeff Spicer/Getty Images
Автор успешных хорроров «Пила», «Астрал» и «Заклятие» снял фильм про подводное царство Атлантиды в рамках киновселенной супергероев DC. «Афиша Daily» расспросила Джеймса Вана, зачем он научил Джейсона Момоа говорить на русском языке и без пузырьков под водой.

— Вы создали хоррор-вселенную «Заклятья», приложили руку к «Форсажу», а каково было переключиться на кинокомиксы?

— Как ни странно, работа над «Акваменом» меня расслабляла. Это вовсе не значит, что работать над ним было легко. Но в случае с «Форсажем-7» я пришел работать над чьей-то франшизой, где был свой, устоявшийся состав. Это как на семейном ужине, куда ты приходишь в качестве друга одного из членов семьи, знакомишься со всеми и подстраиваешься под их разговоры. А в случае с «Акваменом» мне позволили создать мой собственный фильм, начать все практически с чистого листа. Хотя моя картина начинается с того, чем закончилась «Лига справедливости», но это фильм про Аквамена и его приключения с Мерой — наступило время их персонажам быть в центре внимания.

— Вам предоставили полную свободу действий?

— Да, и я это очень ценю. Мне показалось, чтобы создать успешный фильм, нельзя было слишком уж привязываться к другим картинам. Спасибо DC, они еще на берегу сказали мне, чтобы я не волновался о том, как это будет пересекаться с другими фильмами, и заверили меня, что если где-то и будут какие-то несостыковки, они займутся этим сами. Так что пока они снимали «Лигу справедливости», я готовился к съемкам «Аквамена». Если было что-то, чего я не хотел, чтобы они делали, я им сообщал. Например, мог позвонить среди ночи и сказать, чтобы в «Лиге справедливости» они не посещали Атлантиду и не показывали Аквамена в его классическом костюме. Я хотел, чтобы эти две вещи были в моем фильме. Зак Снайдер (режиссер и продюсер, запустивший киновселенную DC — Прим. ред.) с большим уважением отнесся к моим пожеланиям.

— Как долго вы снимали «Аквамена»?

— Очень долго. Боже, это, пожалуй, самый длинный фильм в моей карьере. «Форсаж-7» был длинным, потому что после смерти Пола Уокера мне нужно было доснять некоторые моменты. А здесь было столько всего сложного, что мы снимали больше 100 дней — и это даже не включая работу второй съемочной группы. Просто для контекста — я снял «Пилу» за 18 дней, а «Астрал» за 20 дней.

— Но с «Пилой» вам и не надо было отправляться в другие миры!

— Верно! Но когда я думаю о том, что за время «Аквамена» я мог бы снять несколько «Пил», я поражаюсь, как можно так долго фильмы снимать — это же очень утомляет!

— Расскажите об этом Джеймсу Кэмерону. Учитывая масштаб фильма, вы режиссер, которому удается делегировать некоторые обязанности, или же вы по своей природе микроменеджер?

— Я и то, и другое! Если я что-то делегирую и отдаю на откуп другим, мне надо быть уверенным, что я разъясню каждый нюанс. Мне нравится прорабатывать каждый фильм до мельчайших деталей — не только уделять время костюмам, волосам и гриму, важно обращать внимание на совсем небольшие вещи. К примеру, я решил в большой сцене с Джейсоном [Момоа] и Эмбер [Херд] взять и разместить в самом углу экрана небольшого краба, который крадет золотую монетку и улепетывает с ней. Конечно же, это никаким образом не влияет на сюжет и не имеет большого значения, но такие детали завершают образ подводного мира. Для меня такие вещи очень важны — взять даже сцену с рыбами: я хотел, чтобы каждая из них немного отличалась от другой, а это занимает очень много времени и работы.

— А как вы подошли к выбору актеров?

— Джейсон и Эмбер уже были заявлены в «Лиге справедливости», но для остального состава я хотел найти самых лучших актеров. Легче всего было, конечно, с Патриком Уилсоном (вместе актер и режиссер сняли уже 8 фильмов — Прим. ред.). Я подошел к нему во время съемок второго «Заклятия» и сказал: «Слушай, дружище, я не уверен, что буду снимать кинокомикс, но если это все же случится, тебе было бы интересно присоединиться и сыграть суперзлодея?». Он тут же согласился. Стоит ли говорить, что за эти годы Патрик и я так подружились, что теперь хотим работать всегда и везде? И Патрик так хорош в «Аквамене» — визуально он полная противоположность Джейсону Момоа, что на руку нашей истории. Их маму играет Николь Кидман, с которой я всегда мечтал поработать. Она, как и я, австралийка! Приятно было поработать и с Дольфом Лундгреном, и с Уиллемом Дефо.

— А не было соблазна взять Веру Фармигу на роль королевы? Ведь вы с ней работаете чуть ли не так же часто, как и с Патриком Уилсоном.

— Вы знаете, я думал о Вере Фармиге, когда подбирал актеров на этот фильм, но потом решил, что это будет как минимум странно. В фильмах из вселенной «Заклятие» они муж и жена, а в кинокомиксах они что — мать и сын?!

— Вы как-то направляли Джейсона?

— Он очень веселый и харизматичный парень, так что все, что мне нужно было сделать — перенести эти черты его характера и на Аквамена. Мы все знаем его по ролям большого и сильного парня, теперь же я хотел, чтобы люди увидели его в другом свете — что он же может быть романтическим героем. Кто знает, может быть, в будущем он даже будет играть в ромкомах?

— Все актеры жаловались на то, что им приходилось проводить половину фильма мокрыми — тот же Джейсон Момоа говорил, насколько тяжело прыгать в мокрых джинсах. Как вы их мотивировали?

— Я просто подходил и выливал на них ведро воды. Они подписались на фильм с названием «Аквамен» — они должны быть готовыми к воде! Фильм же не называется «Сухой человек».

— А насколько много воды было задействовано в съемках «Аквамена»?

— Первым делом я выразил свое пожелание, чтобы воды было как можно меньше! У меня до этого был небольшой опыт работы с этим элементом, и это было ужасно. Процесс, который мы использовали для съемок под водой, называется Dry for wet. Если я не ошибаюсь, эту же технологию применил и Гильермо дель Торо в «Форме воде» для открывающей сцены фильма.

Тут [в Dry for wet] все буквально — мы снимали актеров сухими, чтобы показать их в воде. Мы снимаем фильм на голубом экране, актеры подвешены к потолку на тросах и постоянно болтаются в воздухе, ну а я тем временем бегаю и снимаю. Уже потом мы начинаем использовать наши кинематографические трюки — в итоге это выглядит так, будто бы они плавают!

Снять супергеройский фильм под водой невозможно ни при каких условиях. Ведь люди под водой двигаются так медленно, а супергерои не могут быть настолько нерасторопными. Они двигаются быстро, как дельфины. Так что мне нужно было начать думать так, словно мы все живем в воде. Конечно же, не обошлось без воды. Как можно снять фильм «Аквамен» совсем без воды? Для сцен с подводной лодкой приходилось затоплять всю съемочную площадку и создавать огромные водные бассейны. Или, к примеру, каждый раз, когда герои выходят из воды, тут одними спецэффектами не обойтись — нужно было буквально затаскивать актеров в воду и снимать их выходящими из воды.

Ирония заключается в том, что когда вы в воде, вы не выглядите мокрыми. Вы так выглядите, только когда выходите из воды. Под водой вы, как ни странно, выглядите сухими.
Джеймс Ван
Режиссер

Так что мы проводили много исследований еще до начала съемок фильма — окунали в воду и каскадеров, и костюмы, чтобы посмотреть, как они будут выглядеть в воде, как они будут двигаться, как будет выглядеть тот или иной материал, стоит ему соприкоснуться с влагой. Мы все записали и сфотографировали, чтобы потом воссоздавать на компьютере.

— Как вы разрешили проблему с разговорами в воде?

— Меня об этом часто спрашивают, и ответ всегда один — да они просто разговаривают, просто открывают рот. И меня вновь спрашивают, так что же, никаких пузырьков не будет выходить из легких? Нет, когда ваши персонажи — подводные создания, у них нет кислорода в легких. Нет кислорода — нет и пузырьков. Я хотел все максимально упростить, если бы я начал усложнять, это бы отвратило зрителей от просмотра.

Удивительно, что в нашем с вами реальном мире люди посвятили больше времени и сил исследованию космоса, чем океану. Ведь по сути мы так мало знаем о подводном мире, хотя он прямо здесь, на нашей планете. То же самое и с кинематографом — о космосе снято больше фильмов, чем об океане. «Звездные войны» повлияли на наше видение космоса, космических кораблей и наши представления о том, как могут происходить битвы в космосе. Но вселенную подводного мира так никто толком и не снял — и это была одна из причин, почему я захотел стать частью «Аквамена». У меня появилась возможность создать целую вселенную, создать то, чего раньше не было в кино.

— Как же вы тогда готовились к фильму?

— Я смотрел документальные сериалы — «BBC: Планета Земля» и все в таком духе. Мне нравилась работа их операторов. Хотелось начать с этого, чтобы нечто подобное легло в основу моего фильма.

— А вы читали комиксы в детстве?

— Не так много, как некоторые: есть люди, которые с раннего возраста проглатывали номер за номером. Я же ребенок 1990-х, поэтому толком не читал мейнстримовые комиксы от двух основных «домов» [Marvel и DC]. Моей основной страстью были фильмы. Хотя постойте, в детстве я зачитывался итальянскими комиксами в жанре ужасов «Дилан Дог»!

— Что вы знали об Аквамене до того, как подключились к проекту?


— Многие знают Аквамена как объект насмешек. Говоря о нем, люди часто шутят, но я знал, как превратить этот багаж во что-то очень крутое. Это был единственный способ сломать смешной стереотип. К примеру, в мультсериале «Супердрузья» Аквамен ездит верхом на морском коньке. Я тоже решил привлечь эту «тварь», но в моем случае это животное по-настоящему страшное и больше напоминает морского дракона.

— Удалось ли в «Аквамене» как-то еще применить знания, которые получили во время работы над хоррорами?

— Я думаю, что мой интерес к саспенсу и созданию этого напряжения в фильмах распространяется и на другие мои проекты, даже в «Форсаже». На самом деле не важно, в каком жанре ты снимаешь, главное — история и персонажи, которые понятны зрителю и которым можно сопереживать. Важно снять историю, которая будет удерживать зрительское внимание.

— Не могу не спросить про сцену, где Аквамен говорит на чисто русском языке. Обойдемся без спойлеров, но как возникла эта идея?

— Мне очень хотелось создать знаковый имидж Аквамена, который поднимает подлодку со дна океана, приходит и спасает русскую команду от плохих парней, которые их атаковали. И, конечно, было очень весело смотреть на Джейсона, который учил русский. Он постоянно репетировал, так старался отточить свое произношение! И хотя Аквамен — одиночка по своей сущности, мне хотелось показать, что он плавает в самые разные точки планеты и учится той или иной культуре. В фильме были моменты, где я хотел, чтобы он говорил на японском и китайском. В итоге это не сложилось, но я рад, что в фильме остался эпизод, где он говорит на русскомВ русском дубляже героя Джейсона Момоа озвучивает актер Денис Шведов. В итоге в российской прокатной версии национальность подводной лодки сложнее идентифицировать.. Мне хотелось, чтобы он был по-настоящему международным героем.