13 самых интересных художественных выставок на три месяца вперед

29 декабря 2016 в 14:32
Масштабный музыкальный перформанс в ГЭС-2, Триеннале российского современного искусства, «Оттепель» в Музее Москвы и другие интересные события первой четверти 2017 года.

Проект-ретроспектива Валерия Айзенберга

Айзенберг — один из самых известных наших художников на Западе: в 2005 году его группа Escape представляла Российский павильон на Венецианской биеннале. Вдогонку ММОМА выставлял работы Escape, но никогда — самого Айзенберга. Теперь музей покажет ретроспективу его собственных работ, созданных за 40 лет, — с участием фотографий, инсталляций и видео. Групповые работы Escape не покидала ирония — что в таблице, где был детально просчитан вклад каждого участника в концептуалистские проекты группы, что в видео «Квартет», где они никак не желали петь вместе, — теперь же интересно посмотреть, насколько ирония свойственна и сольным проектам отца-основателя.

Когда

24 января — 5 марта

Семен Файбисович «Москва моя»

Художник советского андеграунда в середине 90-х бросил живопись на 12 лет. За это время он успел побывать публицистом, писателем, фотографом. В Музее Москвы он представит два последних цикла проекта, с которым вернулся в живопись в 2007-м, — «Мой двор» и «Казанский В». В них портрет новой эпохи, образ современной Москвы отражен точно так же, как на его картинах 80-х.

Когда

26 января — 1 марта

Эдуард Штейнберг «Если в колодце живет вода»

Штейнберг — одно из пяти главных действующих лиц неофициального искусства 70-х вместе с Кабаковым, Булатовым, Пивоваровым и Янкилевским. В отличие от последних он не получил художественного образования, не работал книжным иллюстратором и не увлекался концептуализмом — а скорее продолжал линию супрематизма, что идет еще от Малевича, за что его принято относить ко «второй волне авангарда». Большая выставка в ММОМА приурочена к восьмидесятилетию художника, на ней представят редкие работы из коллекции семьи, которые раньше никто не видел. Дизайном экспозиции занимается архитектор Сергей Ситар, так что, вероятно, выставка знаменитого нонкомформиста станет самым красивым проектом года.

Когда

7 февраля — 19 марта

Extension.fi

Галерея «Триумф» за последние два года достойна ордена за вклад в дружбу народов: в рамках программы Extension здесь успели показать молодых художников Эстонии, Румынии, Ирана и Кореи. Теперь на очереди финны: как и все предыдущие участники долгосрочной программы «Триумфа», они имеют тесную связь с русским искусством, пока остаются на периферии международной арт-сцены, но от биеннале к биеннале уверенно набирают вес. В последние годы финские художники все больше и больше обращаются к традиции — в современном поколении это выражается в преобладании природной темы, за которую на выставке в «Триумфе» отвечают пейзажи Ярмо Мякиля, инсталляции из коряг Кари Кавен и облачная живопись Саму Раатикайнена, а также мрачное видео «Некрополис» от IC-98, чем-то напоминающих наш «Синий суп».

Когда

12 февраля — 5 марта

Геометрия настоящего

На месте электростанции ГЭС-2 на «Красном Октябре» под руководством автора Центра Помпиду в Париже обещают сделать выдающееся культурное пространство. Но для тех, кому интересно увидеть проект, так сказать, in transition, в феврале будут приоткрыты двери ради большого саундарт-проекта. Все пространство заброшенного здания будет заполнено музыкальными перформансами и инсталляциями, имеющими отношение к богатой истории электронной музыки в России, — в том числе и в неожиданных коллаборациях пионеров электроники с молодыми русскими музыкантами. Японский композитор Риоко Акама создаст звуковую инсталляцию вместе с молодым российским художником и инженером Борисом Шершенковым, а американский гитарист из группы Sunn O))) Стивен ОʼМэлли выступит вместе с любителем тибетской ритуальной музыки Алексеем Тегином. На верхнем этаже разместится проект участника ближайшей Венецианской биеннале Джеймса Ричардса, а курирует все действо гуру саундарта из Британии Марк Фелл. Из самых ожидаемых привозов — концерт иконы даба Ли «Скретча» Перри.

Где

ГЭС-2

Когда

20 — 27 февраля

Оттепель

«Строители Братска». 1960–1961

Оттепель — название сверхпроекта, который объединил три музея и один парк (Горького), которые вместе решили поразмышлять о своеобразной эпохе в стране и в мире. Все началось в декабре с Музея Москвы, который показал не только искусство того времени, но и городской быт, — в феврале эстафету примет ГТГ и выставит советских художников. Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, как обычно, стремится доказать, что официальное искусство того времени существовало по тем же законам, что и искусство международное, — и в одном ряду покажет большие имена официального и неофициального искусства: Гелия Коржева, Таира Салахова, Анатолия Зверева, Эрика Булатова, Эрнста Неизвестного. Кроме картин и скульптур срез эпохи дополнят художественные фильмы и документальные съемки.

Когда

14 февраля — 11 июня

Филипп Халсман

Наверное, ни один фотограф не был таким гениальным режиссером, как Халсман, — ради кадра с летающим Дали и кошками был устроен целый спектакль: мебель висела на лесках, ассистент слева кидал котов, ассистент справа — лил воду, Дали подпрыгивал. Кадр получился только с 28-й попытки. Всего в серии халсмановских прыжков — 200 героев, и все знаменитые: Грейс Келли, Мэрилин Монро, Одри Хепберн, Ричард Никсон. Из них на первую выставку знаменитого глянцевого сюрреалиста в России приедут 50, включая работы с Грейс Келли, Ричардом Никсоном, Альфредом Хичкоком, Уинстоном Черчиллем, Дороти Дэндридж, Пабло Пикассо, Фрэнком Синатрой и другими.

Когда

22 февраля — 21 мая

Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968 годов

Заключительная часть трилогии про оттепель: теперь о том, что в это время происходило за пределами нашей страны. Победа над фашизмом, неоавангард, зарождение медиаискусства (фотография, кино, телевидение, видеоарт), а также концептуального искусства и акционизма. 200 работ будут структурированы в пять глав в соответствии с политическими настроениями в мире — от послевоенной скорби до новой политической утопии. Привезти обещают большие имена — от Ива Кляйна до Люсьена Фрейда.

Триеннале российского современного искусства

Во всех биеннале происходят серьезные перестановки и рокировки: молодежная биеннале после перестройки ГЦСИ уходит в вотчину бессменного комиссара Екатерины Кибовской (теперь руководителя спецпроектов «Росизо»), а взрослой после Бакштейна будет заниматься трио Михайловский — Музыкантская — Ханкин. Михайловский же будет руководить павильоном России на Художественной биеннале в Венеции в этом году (он же возглавлял наш павильон на Архитектурной биеннале в Венеции в прошлом).

В этот неопределенный момент перемен музей «Гараж» запускает собственный долгосрочный проект. Триеннале от «Гаража» обещает «масштабно анализировать художественную ситуацию в стране» и рассказывать о «духе времени и социальных тенденциях, формирующие региональное искусство». Для этого все шесть кураторов «Гаража» встретились с 200 художниками в 40 городах России. Еще на данный момент известно, что темы у Триеннале в этом году нет, но работы будут сгруппированы вокруг семи главных векторов, определяющих отечественное искусство. Также будут выделены самые важные российские художники, которые влияют на арт-ситуацию не только в нашей стране, но и за ее пределами.

Когда

10 марта — 14 мая

Ирина Корина, «Хвост виляет кометой»

Ирину Корину можно было бы назвать одним из самых работящих художников года — с выставкой в Art4, проектом для Никола-Ленивца и обсерватории Архыза, работами для ММОМА и Инкубаторно-птицеводческой станции ВДНХ. Теперь ее можно будет увидеть и в атриуме «Гаража» — в рамках программы Garage Atrium Commissions. Там будет стоять трехэтажная конструкция из всех мыслимых отделочных материалов Москвы: тех, что используют для станций метро, торговых центров и церквей. Внутри инсталляции разместится лабиринт комнат и переходов, по некоторым из которых можно будет даже пробраться на выставки музея. В сухом остатке, как и биеннале, проект тоже представляет собой рассуждение о вопросах национальной и культурной идентичности.

Когда

10 марта — 6 августа

Группировка ЗИП. Остановка ДК ЗИП

Самая веселая и хулиганская художественная группа страны строит башни из фанеры, устраивает передвижные выставки в старых фургонах и, как никто другой, действительно влияет на искусство своего региона (ее участники основали Институт современного искусства Краснодара — КИСИ, который устраивает свой фестивали и выставки). Все четыре этажа особняка на Ермолаевском группировка застроит единой тотальной инсталляцией, изучение которой будет напоминать путешествие с прицелом на пляж, а одна из остановок по пути будет оформлена в виде бара.

Когда

21 марта — 23 апреля

«До востребования. Коллекции русского авангарда региональных музеев. 1918–1930»

Первая часть проекта главного отечественного специалиста по авангарду, Андрея Сарабьянова, могла конкурировать за звание лучшего проекта прошлого года: ради того чтобы найти потерянные работы первых имен среди художников начала века, Сарабьянов два десятка лет провел в путешествии по регионам России. И действительно нашел в запасниках шедевры — не обошлось, конечно, без курьезов и серьезных открытий: например, одна из работ Ивана Клюна была приписана автору с фамилией Клоп.

Проект 2016 года заканчивался на революции, теперь музей покажет вторую серию — с 1918 года по 1930-й, с участием сотни произведений как больших имен (Кандинский, Родченко, Лабас, Фальк), так и не столь знаменитых, которые тоже могут стать — теперь уже для посетителей — самым настоящим открытием.

Дачное Царицыно

В Царицыно в прошлом году начался ребрендинг: музей по крайней мере обещает стать важной точкой на карте культурных пространств Москвы. Один из самых интересных проектов следующего года стартует здесь же — в Третьем Кавалерском корпусе, одной из немногих сохранившихся построек (за это время она успела побывать и кабаком, и складом, и офисом). Мало кто помнит, что в Царицино в конце XIX — начале XX века был устроен великосветский дачный поселок. Здесь бывали Бунин, Андреев, Шаляпин. Они влюблялись и ухаживали за женщинами, женились, растили детей, некоторые дачники разводили сенбернаров. А еще здесь был «маленький Берлин», потому что среди дачников было исключительно много обрусевших немцев. Собственно, об этом и будет выставка — с участием старинных фотографий и предметов примерно той эпохи, а также рассказом об увеселительных играх того времени.

Когда

с 4 апреля