Вестерны

От шоу Буффало Билла до «Мира Дикого Запада»: как изменились ковбои за 150 лет

30 ноября 2016 в 14:21
Фотография: West World / HBO
После просмотра первого сезона «Мира Дикого Запада» и в ожидании видеоигры Red Dead Redemption 2 Егор Зырянов рассказывает, как поп-культурный образ ковбоя трансформировался за последние 150 лет.

Шоу Буффало Била

Образ бесстрашного белого мачо в седле, всегда готового нашпиговать противника свинцом из двух любимых кольтов, известен с XIX века. И все привычные стереотипы о ковбоях из боевиков породили непосредственные участники покорения Дикого Запада, — а скорее последними из них.

Одним из самых известных ковбоев в истории считается Буффало Билл — гражданин США, урожденный Уилльям Коди. Он убил несколько тысяч американских бизонов, внеся значительный вклад в кровавое дело их массового истребления, служил разведчиком в американской армии, затем вольным егерем, в конце концов прославился, став образцовым шоуменом своего времени. Шоу Буффало Билла представляло собой реконструкцию событий, происходивших на Диком Западе. Коди ездил со своей труппой по США и Европе, разыгрывая сценки в духе «нападение кровожадных краснокожих на фургон мирных поселенцев» и «последний бой генерала Кастера».

События, которые показывались труппой, с исторической точки зрения происходили совсем недавно — всего каких-то пару десятилетий назад. Поэтому Билл активно пользовался возможностью нанимать в свое шоу настоящих ковбоев и индейцев, которые играли практически самих себя. Как понимаете, серьезных навыков драматической актерской игры в шоу Буффало Билла не требовалось, зато ценилось умение виртуозно ездить верхом, стрелять, бросать лассо и так далее. Так роль первых ковбоев в американской поп-культуре сыграли сами ковбои.

Переселенцы и ковбои в литературе

Считается, что вестерн — исключительно киножанр, но это вовсе не так. У этого богатого пласта американской культуры был мощный литературный предшественник. Первые вестерны в литературе датируются серединой XIX века. То есть жизнь ковбоев и западных переселенцев была романтизирована еще до выходок Буффало Билла. Причем многие из новелл того времени описывали вполне реальных персонажей — вроде того же Уилльяма Коди, которым было суждено стать архетипическими. Вестерны сначала печатались в дешевых газетах и журналах, затем переродились в самостоятельную литературную индустрию. Крупные произведения появляются уже в конце XIX — начале XX века.

Первые вестерны в кино

В 1903 году на американские киноэкраны выходит фильм «Большое ограбление поезда», и с этого момента начинается история киновестерна. Несмотря на то что приключенческие романы о Диком Западе были популярны и в США, и в Европе, по-настоящему известным образ ковбоя стал благодаря киноиндустрии. И если раньше ковбои воспринимались как элемент общего эпического полотна, то теперь они стали его ключевой фигурой.

реклама

Ковбой эпохи классических вестернов уже не просто наемный трудяга, сильный белый мужчина, способный справиться с любыми трудностями, это своеобразный аналог рыцаря без страха и упрека из куртуазных романов. Классический ковбой, оторванный от общества, становится странствующим героем. Его главная мотивация уже не связана с процессом колонизации новых земель, теперь он либо благородный мститель, либо не менее благородный разбойник, обязательно совершающий подвиги, ради своей дамы сердца. Именно такой архетип ковбоя встречается повсеместно в картинах золотой эпохи вестернов, например, в фильмах Джона Форда и Говарда Хоукса.

Ревизионистские вестерны

К 1960-м классический вестерн себя изжил, но отказываться от жанра, в котором воплотилась вся американская ностальгия по «духу фронтира» и культу оружия, американским режиссерам не хотелось. Вестерны должны были стать другими, так и появились картины «Человек с Запада», «Дикая банда», «Маленький большой человек». В фильмах, которые киноведы называют ревизионистскими вестернами, сюжеты, типажи героев и злодеев усложнились, женские персонажи перестали появляться только в третьестепенных ролях, создающих фон для главного героя, индейцев не выставляли как безоговорочное зло ну и наконец — градус насилия совершил беспрецедентный скачок вверх.

Вестерны 1960–1970-х вобрали в себя элементы нуара и неореализма, а ковбои в них хотя и остались положительными героями, но они лишились своего вечного оптимизма. Теперь они оказались способны на настоящую жестокость по отношению к врагам, а их мотивации стали куда более обыденными, нежели поиск приключений (например, главный герой «Человека с Запада» отправляется в путь с целью нанять учительницу); мешают им не только очевидные антагонисты, но и союзники (герою фильма «Ровно в полдень» противостоят жители городка, который он пытается защитить).

Спагетти-вестерны

В это же время другие режиссеры не пошли по пути увеличения доли реализма, наоборот — стали развивать мифологическую составляющую историй о ковбоях. Снимались эти так называемые спагетти-вестерны преимущественно в Италии, а не в США. И именно они стали самыми известными вестернами в мире. Показательный пример — «Хороший, плохой, злой» и другие работы Серджо Леоне с Клинтом Иствудом. Создатели спагетти-вестернов не старались, чтобы фильмы выглядели правдоподобно, и многие из них вдохновлены почти супергеройскими персонажами «Семи самураев» Куросавы.

Итальянцы практически адаптировали образ самурая для западной аудитории, превратив его в ковбоя. Теперь ковбой мог практически все: он не боится никаких врагов, его действия одновременно эффективны и эффектны. Спагетти-вестерн, считавшийся вначале жанром категории «B», стал безумно популярен, подведя своеобразную черту под эволюцией классического ковбоя-героя. Что показательно, одновременно с эпохой спагетти-вестернов наступил золотой век супергеройских комиксов, и в конце концов функции этих двух персонажей — ковбоя и супергероя — слились в поп-культуре в одну.

Истерны

Еще любопытный виток истории ковбойского образа — фильмы, которые снимались в странах соцлагеря под вдохновением западных вестернов. Так называемые истерны мало чем отличались по техническому уровню от старой американской классики, но была и определенная художественная разница. Если американские режиссеры пытались уловить дух «той самой» Америки, то советские режиссеры часто использовали все те же клише и отработанные сюжетные схемы как метафору — например, Гражданской войны в России. Во-вторых, ковбои, олицетворяющие западный мир, часто становились отрицательными героями, а их традиционные антагонисты — индейцы — положительными. В поисках примеров можете посмотреть картины производства ГДР с Гойко Митичем в главной роли.

Ковбои сегодня: ирония и ретрофутуризм

В наши дни делать серьезные вестерны без доли иронии себе позволяют делать разве что разработчики компьютерных игр, да и то немногие. Но это исключение только подтверждает правило, основная масса возможных художественных задач в этом жанре решена. Образ ковбоя стал настолько архетипичен, что его нынешняя судьба находится в плоскости либо постоянного переосмысления, либо в плоскости иной постмодернистской эксплуатации. Ковбои встречаются и в футуристическом фэнтези (кто не знает Хана Соло), и постапокалипсисе («Безумный Макс» и серия игр Fallout), и в откровенных пародиях вроде «Футурамы» или «Ковбоев против пришельцев». Разумеется, и последние фильмы Тарантино представляют собой скорее смесь иронии и ностальгии, нежели настоящие вестерны.

реклама

Ковбой перестал быть героем жанра вестерн и стал героем поп-культуры, а единого его образа в нынешнем медиамире не существует. Не существует и единого способа его переосмыслить. Кто-то обращается к ретрофутуризму (например, свежий сериал «Мир Дикого Запада»), а кто-то просто откровенно издевается над устаревшими клише. В любом случае образ старого доброго героя с кольтом и в широкополой шляпе не собирается выходить из головы современных творцов.

Расскажите друзьям
Читайте также
На сайте используются cookies.
Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
[]