Фестиваль «Любимовка» в «Театр.doc»
с 3 по 10 сентября
Из 625 пьес, присланных на «Любимовку» в этом году, эксперты отобрали 20. В шорт-листе много новых городов, имен и смешных названий: «Потому что я страшный и ссаный» (Алина Журина, Троицк), «Леша, который устроился на работу, на которой не платят» (Алексей Битюцких, Волгоград) и, например, «Неодушевленная Галина номер два» (Олег Колосов, Излучинск). В течение недели с утра до вечера в «Театр.doc» будут проходить читки пьес-финалистов с обсуждениями. Каждый день будет начинаться с драматургических и режиссерских мастер-классов от съевших на этом деле собаку героев актуального театра: Николы МакКартни, Бориса Павловича, Любы Стрижак, etc. Не менее насыщенная жизнь — в офф-программе «Спорная территория»: в нее вошло все, что обычно никуда не входит. Кстати о входе: он свободный, по записи на сайте фестиваля.
«Война близко» в «Театр.doc»
13 и 25 сентября
Новая вещь независимого «Театр.doc» состоит из трех разных частей, объединенных неуютной повесткой дня. Первая часть основана на дневнике жителя Луганска, в котором описано, как война, которая всегда где-то не здесь, приходит в твой дом. Вторая — премьера пьесы «Ваши голоса», подаренной театру британским мэтром политического театра Марком Равенхиллом, — про лапшу на ушах населения в условиях псевдодемократии. Последняя часть — документальное высказывание о деле украинского режиссера Олега Сенцова, отбывающего 20-летний срок в колонии строгого режима в российской тюрьме. Все три вещи, как нетрудно догадаться, оказываются звеньями одной цепи.
Фестиваль «Территория»
с 10 по 20 октября
Формально фестиваль начинается 14 сентября — в день открытия выставки режиссера-концептуалиста Дмитрия Волкострелова «Повседневность. Простые действия» в ММСИ. Театральная программа же плотно укомплектована между 10 и 22 октября и состоит из российских и европейских экспериментальных премьер, концертов современной музыки и мастер-классов (ради которых в Москву ежегодно съезжаются сотни студентов). В первую очередь нужно смотреть новый проект немецкой команды Rimini Protokoll «В гостях. Европа» (спектакль в случайной квартире), новосибирскую премьеру Тимофея Кулябина «Процесс» по Кафке, спектакль БДТ им. Товстоногова «Язык птиц» — импровизационное чудо с участием детей-аутистов. Вся программа — здесь.
«Заводной апельсин» в Театре наций
17 сентября
Филипп Григорьян, чья дизайнерская феерия «Женитьба» с Ксенией Собчак в Театре наций уже наделала шуму, на сей раз ставит перформанс здесь же с Андреем Смоляковым. В «Заводном апельсине» режиссера интересует не столько сюжет книги Энтони Берджесса (и фильма Стэнли Кубрика по ней) про футуристических отморозков, сколько ситуация, в которой Берджесс работал над своим произведением. Писатель жил с диагнозом «опухоль мозга» и страшной психологической травмой — его беременная жена в годы войны была изнасилована четырьмя дезертирами. Таким образом, перформанс Григорьяна — про насилие; и в частности, над языком. В одном из актов, к примеру, звучит текст драматурга Юрия Клавдиева, переведенный дважды туда-обратно в Google Translator.
«Черный русский» в доме Спиридонова
с 18 сентября
Зрителей приглашают не в какой-нибудь театральный зал, а в дом Спиридонова в Малом Гнездниковском переулке; на входе раздают маски и запускают внутрь — навстречу приключениям по мотивам повести Пушкина «Дубровский». История про русского Робин Гуда разыгрывается одновременно в нескольких пространствах, зрителям предоставлена свобода перемещений. Команда исполнителей составлена главным образом из «брусникинцев» и артистов «Гоголь-центра», а в роли Маши — телезвезда Равшана Куркова. Предводитель затеи и режиссер — специалист по дерганым фантасмагориям, работающий с «Гоголь-центром», Театром наций и Александринским театром Максим Диденко.
«Гордость и предубеждение» в МХТ им. Чехова
24 и 25 сентября
История любви богача и простушки, рассказанная посредством песен и танцев, — новый потенциальный хит основной сцены МХТ им. Чехова. Больше сотни костюмов, специально написанная музыка (композитор Питер Экстром), установка на комфортное и увлекательное зрелище — за все это в ответе молодой режиссер Алексей Франдетти, получивший «Золотую маску» за постановку мюзикла «Рождество ОʼГенри» в Театре им. Пушкина. В ролях — те, кто не растерял способность петь и танцевать одновременно, то есть исключительно вчерашние выпускники.
«Все пути ведут на север» театра «Балет Москва» в Центре им. Мейерхольда
23 сентября
Франко-бельгийский хореограф Карин Понтьес поставила с танцовщиками «Балета Москва» нечто, буквально сочиненное в процессе репетиций самими танцовщиками. Получился коллективный автопортрет, в котором каждый характер проявляется через специфику телесной выразительности. Что по умолчанию предвещает редкую искренность.
«Золушка» в театре «Россия»
с 1 октября
По сказке Шарля Перро в 1957 году классики американского мюзикла Ричард Роджерс и Оскар Хаммерстайн сочинили одноименный музыкальный фильм. В 2013-м на основе фильма впервые был поставлен спектакль на Бродвее. Московская версия — прямой аналог оригинала; во всяком случае трудилась над ней международная команда во главе с маэстро бродвейских сцен и Вест-Энда Линдсеем Познером. На русский язык либретто перевел постоянный соавтор российских постановок Stage Entertainment Алексей Иващенко.
«Золотой осел». Разомкнутое пространство работы в «Электротеатре Станиславский»
с 1 по 5 октября
Роман Апулея «Золотой осел» — основа для всего, что касается режиссерских опытов воспитанников Бориса Юхананова в «Электротеатре Станиславский». При этом сюжета романа может не возникать ни в одном из спектаклей; каждый из режиссеров по сути ставит все, что пожелает, а потом приходит Борис Юхананов и объясняет авторам и зрителям, при чем здесь Апулей. Объясняет так, что вопросов не остается. Зрителям предлагается своего рода сериал, не перестающий репетироваться. Сам худрук «Электротеатра» сообщает, что участвует в проекте в роли богини Изиды и что композиции имеют свои названия и «предстают в виде синтетических спектаклей: Белая, Мохнатая, Город, Мохнатая, Белая. Все вместе они и есть бабочка».
Фестиваль моноспектаклей «Solo»
с 1 по 12 октября
Хедлайнер «Соло» в этом году — Дени Лаван, главный актер Леоса Каракса, звезда «Корпорации «Святые моторы». Его спектакль «Красная машина» состоит из прозы, поэзии, музыки и импровизации. В программе также бостонская и ханты-мансийская версии «Наташиной мечты» Ярославы Пулинович, монолога девочки-подростка из детского дома. Кроме того, документальный спектакль на основе постов в фейсбуке «Facebook. Live», драма по письмам и дневникам Адольфа Гитлера «Hitler in Love». Расписание и программка — на сайте театрального центра «На Страстном».
«Ивонна. Принцесса Бургундская» в Театре наций
10 и 11 октября
Не любящая играть по правилам девочка Ивонна — центр интриг и перипетий внутри чинно устроенной королевской семьи. Гротескная история о социальных нормах принадлежит авторству мэтра польской драматургии Витольда Гомбровича. На ее постановку в Театре наций был приглашен именитый ученик Кристиана Люпы Гжегож Яжина, один из самых видных героев актуального европейского театра. Вместо пышных декораций — пустое пространство, свет и звук. Во-первых, это красиво, а во-вторых, так на первом плане оказывается насыщенный смыслами текст и ничем не заслоненное актерское присутствие. В главной роли — Дарья Урсуляк.
«Демократия» в РАМТе
14 и 15 октября
Канцлер ФРГ Вилли Брандт бросает всего себя на политическую борьбу за объединение двух Германий. И в самый ответственный момент выясняет, что его главный референт — шпион и все пропало. Постановка пьесы Майкла Фрейна для худрука РАМТа Алексея Бородина — продолжение разговора об исторических граблях, на которые человечество не устает наступать снова и снова: «Мы отвыкли вести диалог, отсюда — бесконечный замкнутый круг одних и тех же проблем, невозможность исправить одни и те же ошибки». В главных ролях — ведущий актер РАМТа Илья Исаев и Петр Красилов, сыгравший на этой же сцене Эраста Фандорина.
«Мандельштам. Век волкодав» в «Гоголь-центре»
15 и 16 октября
Спектакль про Осипа Мандельштама — часть большого проекта «Гоголь-центра», посвященного поэтам Серебряного века. На постановку об авторе «Египетской марки» и «Кремлевского горца» приглашен создатель театра Derevo, авангардист и апологет зрелищного пластического театра Антон Адасинский. В главной роли — Чулпан Хаматова.
«Отель «Калифорния» в ЦИМе
22 и 23 октября
Восемнадцать актеров примеряют на себя манеры, повадки и образ мыслей главных героев американских шестидесятых. Здесь Джим Моррисон и Дженис Джоплин, Энди Уорхол и Хантер Томпсон, Патти Смит и Пит Таунсенд — все они, так вышло, встретились вместе в отеле «Калифорния», который мог бы существовать. Здесь же ведется подготовка масштабного протестного шествия против войны во Вьетнаме, и в честную компанию внедряется агент ЦРУ под прикрытием. Играют молодые артисты отовсюду: Роман Шаляпин из Театра наций, Ксения Орлова из ритуальных опытов Клима, Константин Челкаев из «Балета Москва». В один большой музыкальный спектакль собрала всех вместе драматург и режиссер Саша Денисова, которая небезосновательно находит в 1960-х и великую недостижимую утопию, и бесчисленное количество параллелей с настоящим временем.
Фестиваль «Сезон Станиславского»
с 27 октября по 17 ноября
В программе «Сезона Станиславского» этого года — новые спектакли литовского мастера Эймунтаса Някрошюса и именитого бельгийца Люка Персеваля. Из Вильнюса приезжает «Мастер голода» по повести Кафки про артиста цирка, чье искусство заключается в публичном голодании. Из Амстердама (постановка Персеваля в Toneelgroep Amsterdam) — «Год рака» по роману голландского писателя Хьюго Клауса, дуэт о хрупкости любви и катастрофическом непостоянстве современного мира. И третий спектакль — «Суфлер» из Королевского драматического театра Швеции, современная сказка с приветом «Сирано де Бержераку». Режиссер — новое для здешней публики имя — Геста Экман.
«Барабаны в ночи» в Театре им. Пушкина
Начало ноября
Новый московский спектакль мастера экзистенциальных абсурдистских зрелищ Юрия Бутусова — снова в Театре им. Пушкина и снова по Брехту. Поставленный им здесь же «Добрый человек из Сезуана» уже четвертый год занимает лидирующие позиции во всех театральных чартах, будучи не развлекательной ерундой, а сложным (и, как всегда, безумно красивым) режиссерским произведением. Новый спектакль — по пьесе «Барабаны в ночи», циничному и прямолинейному высказыванию немецкого театрального реформатора о лицемерной природе гражданского пафоса и незыблемости закона «своя рубашка ближе к телу». Главные роли исполнят Александр Матросов, Александра Урсуляк и приглашенный из «Сатирикона» Тимофей Трибунцев.
«Чапаев и Пустота» в «Практике»
с 18 по 24 ноября
Третья работа хореографа и режиссера Максима Диденко с «Мастерской Дмитрия Брусникина» — после «Второго видения» в Боярских палатах и «Конармии» в Центре им. Мейерхольда. Основная интрига — как постмодернистская гипнагогическая эпопея Пелевина про Василия Ивановича и Петра Пустоту уместится на крохотной сцене «Практики». Музыку сочиняет Иван Кушнир.
«Централ парк вест» в МХТ им. Чехова
ноябрь
В комедии Вуди Аллена муж изменяет жене, жена обо всем узнает, но вместо скандала устраивает сокрушительный сеанс психоанализа сопернице. В МХТ пьесу поставит Константин Богомолов, едва ли не каждый спектакль которого — от «Идеального мужа» и «Карамазовых» на этой же сцене до «Бориса Годунова» и «Князя» в «Ленкоме» — всякий раз становится самым резонансным событием сезона уже несколько лет подряд.
Фестиваль NET
с 15 ноября по 6 декабря
В афише фестиваля «Новый европейский театр» как минимум четыре точки притяжения. «Имитация жизни» интеллектуала Корнеля Мудруцо (Венгрия) — полудокументальный спектакль про великую силу предрассудков в современном обществе. «Vangelo» скандалиста Пиппо Дельбоно (Италия) — исповедальная акция при участии трансвестита с синдромом Дауна и недавнего пациента психиатрической клиники. Тем временем новые достижения в области инклюзивного театра явлены в удивительном по красоте мысли и исполнения танцевальном перформансе «Gala» Жерома Беля (Франция): артисты с самыми разными синдромами и без синдромов создают собственные танцы и обмениваются движениями прямо на сцене. И последнее по списку, но не по значению, — бронебойный минимализм в представительстве дуэта компании «Форсд энтертейнмент» (Англия) и их стендап-дуэта «Праздники будущего»: час непрерывных перечислений веселых и жутких фактов и фантазий о будущем человечества.
«Мертвые души. История подарка» в «Школе драматического искусства»
декабрь
В основу будущего спектакля Дмитрия Крымова — маэстро безрассудной бутафории и абсурдистских феерий — легла легенда о том, как Пушкин подсказал Гоголю сюжет «Мертвых душ». Следует ожидать бескомпромиссной чехарды культурологических хохм и парадоксальных перипетий в лучших традициях «Монти Пайтона». Премьера намечена на декабрь.