Брейгели, Дюшаны, Инфанте: 5 династий великих художников

10 июня 2022 в 15:08
На выставке «Фамильные ценности» в Музее АЗ показывают работы семи художников династии Инфанте — от классика российского ленд-арта до его внуков. Рассказываем, у каких еще художников талант передавался по наследству.

Брейгели

Картину Брейгеля узнать легко. Но вот вопрос: какого именно Брейгеля? Эту фамилию носила целая династия фламандских живописцев эпохи Возрождения, творивших на протяжении 150 лет. Различить их можно по смешным прозвищам, созвучным их работам.

Родоначальником династии был Питер Брейгель-старший, которого называли Мужицким, потому что на своих картинах он изображал в основном природу, деревню и ее жителей — мужиков. Конечно, там были и отсылки к Библии, но «низкого» в его работах намного больше. У Питера Брейгеля-старшего и его жены Марии родилось двое сыновей: Питер Брейгель-младший и Ян Брейгель-старший. Оба пошли по стопам отца.

Питер Брейгель-младший создал почти 1000 картин, среди которых есть и копии работ папы. Он получил прозвище Адский: слишком уж много на его полотнах было сцен Страшного суда и адских мучений грешников. А Ян Брейгель-старший дружил с Рубенсом и изображал волшебные лесные и горные ландшафты с библейскими фигурами. Его прозвали Бархатным за точную технику рисования. А еще он был одним из первых художников, кто стал работать в жанре натюрморта. Он писал, например, экзотические цветы из оранжереи эрцгерцога Альбрехта VII, так как работал при его дворе. У Яна Брейгеля-старшего (который младший) был сын Ян Брейгель-младший. Он продолжил дело отца и писал пейзажи, натюрморты и другие работы со множеством мелких деталей.

Руис и Пикассо

Дон Хосе Руис Бласко был не очень успешным художником-анималистом и куратором местного музея в Малаге на юге Испании, а еще преподавал в школе изобразительных искусств. Его первенца назвали Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис-и-Пикассо: по испанскому обычаю имя состояло из имен почитаемых святых и родственников семейства. Пикассо — это фамилия матери, которую Пабло и взял как основную: отцовская казалась ему слишком обычной.

Дон Хосе сразу разглядел у сына способности к рисованию и научил его азам живописи. Семья Пикассо переезжала из одного испанского города в другой: отец получал там профессорские должности в художественных заведениях, и сын поступал туда же на учебу. Свои первые работы, «Знание и милосердие» и «Первое причастие», Пикассо написал под руководством дона Хосе — картины получили признание на художественных выставках Барселоны и Малаги. Интересно, что главный герой на обеих — отец.

Именно отец арендовал для сына его первую мастерскую-студию, возил его в мадридский музей Прадо изучать живопись Веласкеса и Эль Греко, помог ему поступить в Королевскую академию искусств в Мадриде — лучшее художественное учебное заведение Испании.

Ходит легенда, что под впечатлением от первых работ своего талантливого ребенка дон Хосе отдал ему свою палитру и отказался писать сам. А Пикассо якобы всю жизнь потом испытывал вину, что художественно затмил отца. Но когда Пикассо стал авангардным художником (придумал все эти картины с «кубиками»), его отношения с отцом, любителем классической традиции в живописи, стали портиться. Но влияние отца не прекратилось даже после его смерти в 1913 году. Именно он передал Пабло страсть не только к живописи, но и к голубям, с которыми маленький Пикассо часто играл в отцовской голубятне. Много лет спустя белая голубка с веточкой оливы появилась на знаменитом плакате ко Всемирному конгрессу сторонников мира 1949 года.

Брюлловы

Карл Брюллов родился и рос в очень творческой семье. Его прадед был лепщиком на фарфоровом заводе, дед и отец — скульпторами, все братья учились в Петербургской академии художеств. А папа, Павел Брюллов (урожденный француз Пауль Брюлло), с ранних лет обучал сына живописи и часто — строгими методами. Например, Карла могли не пустить обедать, пока он не напишет нужное количество животных и человеческих фигур. Уже потом он вспоминал, что умение «опрятно рисовать» у него появилось благодаря детским упражнениям.

В 1818 году в Петербурге началось строительство Исаакиевского собора, и к этому оказалась причастна почти вся семья Брюлловых. Даже юный Карл помогал отцу в его работе, вылепив для одной из моделей Исаакиевского собора фигуры двенадцати апостолов из красного воска. А когда он стал самостоятельным художником, папа продолжал давать ему советы, рекомендовать книги по искусству и даже делал рамы для картин сына.

Брюллов написал больше 200 портретов, расписал купол Исаакиевского собора, получил лавровый венок и бриллиантовый перстень из рук императора Николая I. А за «Последний день Помпеи» современники прозвали его «первой кистью государства». Во многом такой талант художника проявился именно благодаря родным.

Дюшаны

Автор знаменитого «Фонтана», перевернутого писсуара — еще одно «яблочко от яблони». Его дед по материнской линии был художником и гравером, мама — художницей-любительницей, она писала в основном сельские пейзажи. Братья и сестра Марселя получили академическое образование и тоже стали художниками. Так что в их доме много рисовали, а еще — читали, вместе сочиняли музыку и по вечерам играли в шахматы, которые всю жизнь занимали и Дюшана. Он часто сравнивал искусство с партией, а художников с игроками и говорил: «Не все художники играют в шахматы, но все шахматисты — художники».

Уже в лицее преподаватели заметили талант юноши и хотели, чтобы он развивался в живописи как реалист. Летние каникулы Дюшан проводил с братом-художником Жаком Вийоном и действительно экспериментировал с классическими изобразительными техниками, писал акварелью и маслом. Затем Марсель поступил в частную академию художеств в Париже, где прославился как мастер шаржей и карикатур с непристойными надписями и каламбурами. А потом попал под влияние современных авангардных течений — увлекся модернизмом, кубизмом, сюрреализмом, дадаизмом, переехал в США и, наконец, стал делать инсталляции из обычных вещей вроде колеса, деревяшки или писсуара.

Инфанте

Семья русских авангардистов с испанской фамилией Инфанте (их работы этим летом можно увидеть в Музее АЗ) — еще один пример того, как талант передается из поколения в поколение.

Франциско Инфанте-Арана — современный классик российского ленд-арта и кинетического искусства. В 60-х он исследовал способы запечатлеть в рисунке движение, а в 70-х вместе с супругой Нонной Горюновой начал создавать абстрактные инсталляции в природных ландшафтах, используя зеркала, подвижные элементы и оптические иллюзии. Работы Франциско Инфанте и Нонны Горюновой находятся в собраниях по всему миру: от Третьяковки и Русского музея до Центра Помпиду в Париже.

В мастерской Франциско Инфанте часто были дети и внуки: они рисовали, лепили и просто проводили время, наблюдая за отцом и дедом. А потом тоже стали заниматься искусством.

Старший сын, Северин Инфанте, — художник, музыкант, дизайнер, перформер. Младший сын, Платон, — один из создателей группы «Хомоурбан», известной своими перформансами и фильмами. Он занимался видеоинсталляциями с включением компьютерной графики, а сейчас выставляет мультимедиаобъекты, в которых графика соединяется с реальными предметами. Его жена Дарья Инфанте была и художником по костюмам, и гримером, и оператором, а их сын Серафим — режиссер мультимедиа: снимает клипы и короткометражки.