Альт против стрейт: как тикток разделился на два лагеря

19 июня 2020 в 16:23
Весной 2020 года в интернете появились два новых понятия: альтернативный и стрейт-тикток. Пользователи популярного приложения разделились на два полярных лагеря, появились слухи о том, как перейти с одной стороны на другую. Рассказываем о том, почему сообщество поделилось на две группы и чем они отличаются друг от друга.

Instagram против Vine

Корни этого разделения в тиктоке, считает издание Screen Rant, стоит искать в его предшественниках — приложениях Vine и Instagram. Многие сравнивают форматы видео в тиктоке с роликами из почившего Vine, приложения, которое подарило интернету юмористические 6-секундные ролики. Сегодня эпоху Vine вспоминают как «старые добрые времена», а подборки на ютьюбе с видео оттуда набирают миллионы просмотров. Vine ассоциируется с чем‑то несложным, настоящим, но в то же время легендарным. Из приложения в массовую культуру пришло огромное количество шуток, например фраза «I could’ve dropped my croissant».

Полной противоположностью Vine оказался Instagram — мир красивых отфотошопленных снимков, лайф-коучинга и разнообразных эстетик. Из приложения, где пользователи просто делились своими фотографиями, он превратился в огромную площадку для рекламодателей, где каждый мечтает стать блогером, чтобы рассказать о чудодейственных свойствах какого‑нибудь смузи. Однако, как пишет издание The Atlantic, к 2019 году эпоха инстадив изжила себя, уступив место простым фотографиям без обработки.

Оба интернет-жанра — юморной Vine и гламурный Instagram — в каком‑то смысле встретились в тиктоке. Прилизанную сторону тиктока пользователи называют Straight, а более юморную и чудную — Alt. Слово straight не относится к гетеросексуальной ориентации создателей контента, а лишь подчеркивает то, что они «как все». Разделение появилось в середине весны 2020 года в США — там начали снимать ролики о разных сторонах тиктока и шутить об их особенностях.

Яркий пример стрейт-тиктока

Straight против Alt

Яркими представителями стрейт-тиктока стали дома блогеров вроде The Hype House, любители танцев и авторы, связанные с агентствами, которые пишут им сценарии для роликов. Стрейт-тиктокеры часто делают акцент на внешности, успехе, богатстве и красивой картинке — все это привлекает рекламодателей. Они снимают однообразные видео под популярные песни, кривляются на камеру и зачастую плоско шутят. Плохо знакомые с тиктоком зрители, скорее всего, ассоциируют его именно со стрейт-авторами.

Альтернативный тикток же сфокусирован на неочевидных и черных шутках, странных звуках, постиронии и рофле. Авторы высмеивают популярные тренды и переделывают их на свой ироничный лад — например, повторяют танцы под абсурдные звуки. В альтернативном тиктоке можно найти много локальных движений — например, субкультуры, ЛГБТ-сообщество, «ведьмы» и другие. При этом не все представители альтернативного тиктока гомосексуальны или позиционируют себя как готы — ими могут быть и обычные пользователи, разделяющие ценности альт-стороны. Можно сказать, что альтернативный тикток — это местный андеграунд.

Яркий пример альт-тиктока

Три признака, что вы в альтернативном тиктоке

Комментарии-копипасты

Зрители копируют строчки из песен, стилизуют шрифт, расставляют эмодзи между словами и проводят спам-атаку под видео, снятыми на эти треки. В итоге лента комментариев превращается в поток одинаковых сообщений. Ниже — самые расхожие копипасты альтернативного тиктока.

𝔁𝓾𝓮🥶𝓱𝓾𝓪🧚‍♀️𝓹𝓲𝓪𝓸😻𝓹𝓲𝓪𝓸🗿𝓫𝓮𝓲👺𝓯𝓮𝓷𝓰🤩𝔁𝓲𝓪𝓸😼𝔁𝓲𝓪𝓸👣

INTERIOR 🏠 CROCODILE🐊 ALIGATOR 🦎 I 👀 DRIVE 👊 A 🚗CHEVROLET 🚗 MOVIE 🎬 THEATER 🎬

ITS JESUS ✨🧔🏻 Say 👄💬 HELLO 👋 JESUS 🧔🏻 😈GUAWHH 👹

chicken 🐓 wing 🍗 chicken 🐓 wing 🍗 hotdog 🌭 and baloney ✨ chicken 🐔 and macaroni 🍝 chillin 🥶 with my 🍪 homies 👥

Martha😁was🥰an🙃average🐕dog. She went💨aërf🍒&🤕ærph😪&👻EEEER🤠when👧🏻she👄ate🤏🏻some🤖alphabet👽soup,🐶then🧦what🌸happened🌚was🌈bizarre🧽

😳🌳🌲🌳🌲🌲🌲☘️☘️🌵🌵🌿🌲👁️👄👁️💅🌲🌿🌳💚😾ąRē yØû âRę yÕü çŌmĪńG tÖ tHė tRêÉ 😳🌳🌲🌳🌲🌲🌲☘️☘️🌵🌵🌿🌲👁️👄👁️💅🌲🌿🌳💚😾

👁️👄👁️

Можно сказать, что это некий маскот альт-тиктока. У персонажа есть множество тикток-аккаунтов, например, профили, ведущиеся в разных цветах — салатовом, капустном, банановом, или профили, в которых 👁️👄👁️ превращаются в шампуни, магазины и другие вещи. Набор эмодзи появился не в тиктоке, а на ютьюбе благодаря видео, в котором девушка с большими глазами говорит, что людям нужно быть собой. Героиня видео, по мнению комментаторов, была очень похожа на рожицу из эмодзи, после чего 👁️👄👁️ превратилось в самостоятельный мем.

Культ деревьев

Альтернативный тикток известен «культом» поклонения деревьям. Он появился из песни, которую героиня Китнисс Эвердин поет в «Голодных играх». В оригинале текст звучит так: «Are you, are you, coming to the tree…» («Собираешься ли ты к деревьям…») Альтернативные тиктокеры тоже начали звать друг друга к деревьям, и строчки из песни стали мемом.

Мнение из стрейт-тиктока

Маха Горячева

Тиктокерша, участница объединения Dream Team House, @mahavsekupleno

Я не считаю себя стрейт-тиктокером на сто процентов, потому что мой контент не сфокусирован на внешнем виде. Я могу быть в кадре без макияжа и снимать видео, просто встав с кровати.

Не думаю, что стрейт-тикток — это зашквар. Что плохого в красивой картинке или танцах? Хороший внешний вид привлекает людей, мне кажется, что он гиперважен, если ты делаешь видеоконтент. А если умеешь круто танцевать — танцуй, никто тебе не запрещает. Тикток именно тем и хорош, что в нем можно делать что угодно, а стать популярным благодаря тому, что умеешь только ты.

Разделение на альт- и стрейт-тикток должно было возникнуть рано или поздно. В интернете всегда были условные модники и те, кто выделялся другими способами.

Каждый выбирает свой путь, чтобы набрать популярность. Наше общество, мне кажется, привыкло делиться на группы, поэтому в разделении такой большой соцсети нет ничего удивительного.

Альтернативный тикток мне нравится юмором. Построенные на шутках аккаунты крутые, хочется, чтобы их стало больше. Шутки более оригинальны, пусть иногда и не слишком очевидные, но они даже лучше, чем танцы. Альт-тикток, на мой взгляд, стал популярен в первую очередь из‑за эстетики, на которую в приложении нашлась аудитория.

Видео из аккаунта Махи

Дип-тикток

Стрейт-тикток быстро перенял альтернативный стиль. Наибольший вклад в распространение неоднозначного юмора на гламурной стороне привнесла блогерша Авани из объединения The Hype House: сначала она сняла видео под звук, который был сделан для насмешки над стрейт-тиктоком, а потом написала несколько твитов, где заявила, что ей все равно, на какой стороне она находится. Это вызвало неоднозначную реакцию зрителей. Многие решили, что Авани не поняла шутку и просто решила станцевать под популярный звук. Другие вспомнили распространенный стереотип о том, что стрейт-тиктокеры танцуют вообще под любую музыку и не задумываются о ее контексте. Например, популярная тиктокерша Эддисон Рей как‑то станцевала под трек о пищевых расстройствах.

После этого случая альт-тиктокеры поняли, что популярных блогеров нужно отпугнуть, и так появилось новое, еще более радикальное направление — Deep TikTok. В нем публикуют еще более абстрактные, причудливые, странные видео, чем в альт-тиктоке, пользователи специально обрабатывают фотографии в приложении Snow так, чтобы их лицо было неестественно угловатым, обрабатывают фотографии в стиле «прожаренных» мемов — цвета в них насыщенны, контраст высокий, зернистость очень сильная, — и придумывают крайне черные, психоделические и иногда пугающие сюжеты. Понять такой контент смогут не все зрители.

Альтернативный тикток в России

В российском сегменте происходит примерно то же, что и в иностранном тиктоке. Основой альтернативного тиктока в США являются не только мемы, но и определенные песни. Популярны старые мемные треки, например «Chicken Wings», «Martha Was an Average Dog» и ремикс колыбельной из «Голодных игр» со словами «Are you coming to the tree», наложенный на песню Доджи Кэт «Say So».

В России есть свои песни. Прежде всего, это перепевка рекламы шоколадного батончика Kinder Pingui, песни из рекламы хлопьев Miel Pops, семпл из старого видео с пародией на Майкла Джексона, где мужчина поет «Билли Джин насрал в кувшин», и «ПчелоБАВ» — о персонаже из Minecraft. Эти мелодии используются для ироничных видео от первого лица, абсурдных шуток или танцев, высмеивающих стрейт-тикток.

Но в России разделение на два лагеря не так заметно, например популярные участники тикток-дома Dream Team House танцуют под «ПчелоБАВа» и снимают видео под монолог Натальи Морской Пехоты, героини мемного ютьюб-ролика, которая стала популярной именно на альт-стороне.

Стрейт-тикток тоже отличается от своего иностранного аналога, хотя бы потому, что он более оригинальный. Если зарубежные авторы в основном только танцуют, то в России они снимают юмористические сценки, делают коллаборации со звездами, записывают музыку, снимают клипы и, в принципе, позиционируют себя не как тиктокеры, а как обычные блогеры. Российский стрейт-тикток все больше походит на ютьюб образца 2015–2016 годов: блогеры объединяются в дома, ходят на «Вечерний Ургант», экспериментируют с форматами и быстро набирают аудиторию.

Популярный звук в русскоязычном альтернативном тиктоке

Мнение из альт-тиктока

Андрей Барановский

Альтернативный тиктокер, @gooddron

Альтернативный тикток я бы охарактеризовал как более творческий и креативный. Люди создают новое и интересное, а не просто торгуют внешностью. Также я бы обязательно выделил некую интеллектуальную составляющую — чтобы делать видео для альт-стороны, нужно пораскинуть мозгами. Не могу сказать, что считаю себя альт-тиктокером. Я относительно недавно узнал о разделении и еще не до конца разобрался во всех тонкостях. Но точно не могу причислить себя к стрейт-стороне.

К ней я отношусь нейтрально. Изначально в тиктоке просто снимали танцы и липсинки, поэтому стрейт-тиктокеры просто делают то, для чего он был создан. Их популярность обусловлена тем, что люди любят смотреть на красивую внешность, одежду и не искать в этом смысловую составляющую. Они следят за оболочкой, а не за тем, что внутри. Ничего плохого в этом я не вижу, каждый выбирает, что ему нравится. И уже потом пришли люди, которые захотели более оригинальный контент. Как мне кажется, тикток на таких людей не был рассчитан.

Разделение между альт- и стрейт-тиктоком возникло из‑за того, что не у каждого есть идеальная внешность, которой он сможет подцепить аудиторию.

Стрейт-тиктокеры все очень симпатичные, хорошо выглядят — поэтому их смотрят. Людям из альт-тиктока приходится привлекать подписчиков чем‑то другим — креативом, творчеством, шутками, потому что многие из них не подходят под стандарты красоты. Круто, что тикток дает возможность самовыразиться разным людям и стать популярным не только за счет внешности, но и за счет фантазии.

Видео из аккаунта Андрея Барановского

Как попасть в альтернативный тикток

Алгоритмы тиктока быстро подстраиваются под интересы пользователя. Во время подготовки статьи ее автор посмотрела несколько десятков видео из альт- и дип-тиктока, не лайкая их и не подписываясь на аккаунты. Через два дня вся лента превратилась в дип-тикток с неоднозначными шутками и мрачными мелодиями. Если перейти на альтернативную сторону не получается, попробуйте подписаться на эти аккаунты из альт-стороны: @wermery.ph, @gooddron, @totalcrash, @viikashviimer, @thesaffroncolor, @mygrandpasthong, @romakuji, @woowich.

Девушка танцует под популярный в альтернативном тиктоке звук «Martha Was an Average Dog», думает, что хорошо разбирается в тикток-культуре, а потом узнает о странном и непонятном дип-тиктоке