перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Oculus Rift: почему женщин тошнит от виртуальной реальности

Очки Oculus Rift, новое слово в виртуальной реальности, обозваны сексистскими — якобы женщин, в отличие от мужчин, в них сильно тошнит. Филипп Колесник объяснил эту гипотезу, а редакция «Воздуха» проверила ее на себе.

Технологии
Oculus Rift: почему женщин тошнит от виртуальной реальности

Сначала считалось, что очки Oculus Rift заменят геймерам экран и изменят видеоигры. Теперь, слушая людей, имеющих отношение к проекту, — от инвесторов до Марка Цукерберга, купившего Oculus Rift за два миллиарда долларов, — можно подумать, что эти очки убьют все привычные радости: книгу, телевизор, кинотеатр, компьютер, мобильный, жену. В смысле — привычные развлечения никуда не денутся, но их ждет основательный апдейт, новая визуальная версия такой силы притяжения, что придется совсем забыть про попытки заняться уже, наконец, каким-нибудь стоящим делом.

Цукерберг говорит, что виртуальная реальность — это новая коммуникационная платформа. С друзьями можно будет делиться не просто картинками, а целыми приключениями, поданными, как бы это назвать, в трехмерных видеопузырях; сам фейсбук в этом случае мог бы выглядеть так (на самом деле никто не знает как). Если говорить про кино, энтузиасты уже работают над камерой для съемки immersive movies — фильмов, зритель которых буквально попадает в картину и становится чуть ли не соучастником происходящего, а документалист Дэвид Аттенборо снимает в новом формате очередную «Жизнь на Земле». Примеры использования Oculus Rift, не связанные с видеоиграми, становятся все более дикими, и их все больше: вот, скажем, люди пытаются скрестить виртуальную реальность с дронами, другие переезжают в нее вместе со своей квартирой, кто-то экспериментирует с японской девочкой.

Если так пойдет дальше, то шутка разработчиков о том, что главный конкурент Oculus Rift — бутылка вина, станет точным описанием новой технологии. Характерно, что некоторые пользователи Oculus Rift жалуются на головокружение и тошноту. Самое драматичное объяснение этих побочных эффектов виртуальной реальности дает Дана Бойд, научный сотрудник Microsoft Research, известная, помимо прочего, исследованиями гендера и влияния новых технологий на поведение подростков. Ее гипотеза (тут на всякий случай надо раз десять повторить, что это только гипотеза) состоит в том, что неприятные ощущения в виртуальной реальности чаще испытывают женщины, что причина кроется в биологических особенностях женского восприятия и что Oculus Rift является сексистским гаджетом по причинам менее очевидным, чем кажется, когда смотришь на тех, кто им пользуется.

В колонке на Qz.com Бойд пишет, что начала замечать эту закономерность (женщин тошнит чаще) еще в 1997 году во время первых опытов взаимодействия с виртуальной реальностью, в ее случае — с системой CAVE. Впоследствии ее подозрения обернулись исследованием, как человеческий мозг и зрение воспринимают пространственную глубину. В одних случаях мы оцениваем эту глубину, ориентируясь на так называемый двигательный параллакс, когда движение предметов относительно друг друга создает зрительное ощущение объема. В других случаях мозг уточняет форму предметов, сверяясь с игрой светотени, которую глаза считывают ежесекундно. Комбинация этих двух способов восприятия дает объемную картинку, и это вроде бы давно всем известно.

Новость же, по наблюдениям Бойд, в том, что мозг мужчины (или женщины, которая проходит гормональную терапию при смене пола) оценивает реальность в большей степени по показателю параллакса, а мозг женщины скорее верит теням. Между тем системы виртуальной реальности прекрасно справляются с расположением предметов относительно друг друга, а вот детально симулировать тени у них пока получается гораздо хуже. Поэтому Oculus Rift (по крайней мере, в его нынешнем состоянии) якобы чаще вызывает дезориентацию и сопутствующие симптомы именно у женщин.

Неудобные, в общем, выводы, когда все вокруг воодушевленно обсуждают еще один технологический переворот и рождение нового класса развлечений, и Бойд, разумеется, делает множество оговорок, которые сводятся к тому, что нужно больше исследований. А раз такое дело, мы тоже решили надеть Oculus Rift и пройти испытание новой реальностью с оглядкой на возможное головокружение, тошноту, боль, отчаяние и прочие нечеткие призраки биологического детерминизма.

«Воздух» проверил гипотезу, отправив двух редакторов — разного пола — на тест-драйв шлема

Павел Грозный Павел Грозный редактор «Воздуха»

«В первую очередь в ходе испытания тебе предлагают попробовать покататься на вагонетке по пиксельному аттракциону (как на коубе в этой статье) — и ощущения от первого круга (вагонетка катается по одному и тому же короткому повторяющемуся маршруту) действительно напоминают аттракцион настоящий: падая вниз, ты ахаешь и охаешь, поджимаешь ноги, хватаешься за стены и чувствуешь жар. Но все это проходит через полторы минуты, а еще через две начинает надоедать. От тошноты первых секунд обнаружился действенный метод — посмотреть назад, тогда отпускает. Остальные же демки не вызвали тошноты, не стали невероятными приключениями в мире будущего и не сильно впечатлили. Конечно, вертеть головой в разные стороны, летая в скафандре по трехмерной Вселенной, — здорово (впрочем, знающие люди говорят, что в Планетарии этот аттракцион выглядит куда более захватывающим), но, уверен, ни один здравомыслящий человек — устойчив его вестибулярный аппарат к виртуальной реальности или нет — назначенную сумму за такие развлечения не заплатит».

Карина Арстанова Карина Арстанова редактор «Воздуха»

«Тошнить меня начало ровно в тот момент, когда я надела шлем: демоверсию игры еще не успели загрузить, и я увидела сильно искаженную заставку рабочего стола Windows. Это искажение мой мозг, видимо, не может ни переработать, ни осмыслить, и меня начинает мутить. После загрузки первой игры все неприятные ощущения рассеялись — я плаваю под водой с двумя акулами и китом. Пока я пробираюсь среди пиксельных водорослей, оглядываюсь по сторонам и подплываю к рыбам, чувствую себя как обычно. Потом понимаю, что игра оказывается однообразной, и пытаюсь найти себе приключение — и бухаюсь в какую-то яму. От резкого падения меня снова подташнивает. 

Загружаем игру «Космическая прогулка». Я астронавт в маленькой капсуле. В наушниках медитативная музыка, я фланирую между звездами, никаких неприятных ощущений. Думаю, что, если бы я летала в одном лишь скафандре, как Сандра Баллок в «Гравитации», у меня явно начались бы проблемы, а так игра довольно быстро наскучила.

Третья игра — «Американские горки». Вот тут-то все и началось: пока я несусь в деревянной повозке по рельсам, и та то резко срывается в пропасть, то снова взбирается наверх, внутри все переворачивается. Я уже с трудом стою на месте, ноги подкашиваются, шлем хочется снять, пока новая волна тошноты не подступила к горлу. Я выдерживаю две минуты, снимаю шлем и ищу открытое окно. Думаю, грубая пиксельная виртуальная реальность в Oculus Rift все же не стоит физических мучений — прогулки с Google Street View для меня куда приятнее и интереснее».

Ошибка в тексте
Отправить