перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Фильм на выходные «Молчаливый партнер» Дэрила Дюка

Станислав Зельвенский рекомендует вам посмотреть малоизвестный, но превосходный канадский триллер про ограбление банка с Эллиоттом Гулдом.

Кино
«Молчаливый партнер» Дэрила Дюка

Накануне Рождества Майлс Каллен (Эллиотт Гулд), выдающий и принимающий деньги в маленьком отделении большого канадского банка, случайно узнает, что кто-то собирается их ограбить. И более того, догадывается, кто — мужчина, работающий поблизости Санта-Клаусом (Кристофер Пламмер). Майлс вроде бы позволяет ограблению состояться, но преступник забирает мелочь, а сам он становится героем и тайным обладателем 50 тыс. долларов.

«Молчаливый партнер» («The Silent Partner», 1978) не только рассказывает о банке и иронически назван финансовым термином, но и обязан волшебному миру финансов своим появлением. Во второй половине 1970-х канадское правительство, стремясь развивать хилый национальный кинематограф, ввело схему, по которой инвесторы, в том числе иностранные, могли автоматом вернуть все вложенные в канадское кино деньги за счет налоговых списаний вне зависимости от судьбы картины. Когда через несколько лет они опомнились, было уже выпущено великое множество престранных фильмов (в особенности хорроров), среди которых, впрочем, попадаются и жемчужины вроде «Партнера». Предприимчивых продюсеров в данном случае звали Марио Кассар и Эндрю Вайна, и с этого началась эпическая история их компании Carolco Pictures, которая выпускала хиты вроде второго «Терминатора», «Рэмбо» и «Основного инстинкта», а потом красиво разорилась на «Шоугелз» и «Острове головорезов».

Они откопали роман датского писателя Андерса Бодельсена, по которому в конце 60-х уже был снят малоизвестный фильм с Биби Андерссон, и Кертис Хэнсон, будущий автор «Секретов Лос-Анджелеса», адаптировал его под канадские реалии. Из Голливуда выписали звездного Гулда, от Канады взяли заслуженного Пламмера. По правилам в съемочной группе была обязательная квота на канадских граждан, так что режиссер был тоже местный — Дэрил Дюк, который почти всю жизнь проработал на телевидении (что печально — среди считаных его кинофильмов не только «Партнер», но и превосходный роуд-муви «День расплаты» с Рипом Торном). В небольшой, но колоритной роли снялся молодой Джон Кэнди. Еще одна канадская легенда, Оскар Питерсон, написал единственный в своей жизни саундтрек для художественного фильма.

Гулд в своей обычной манере — странная подростковая пластика, обиженно поджатые губы, смеющиеся глаза под активными бровями — поначалу играет персонажа в духе Джека Леммона. Майлс — одинокий клерк, который разводит рыбок, решает шахматные задачки и заглядывается на такую же неприкаянную коллегу (англичанка Сюзанна Йорк), с которой женатый босс мало того что спит, но еще и просит Майлса помогать им скрываться. Интрига в том, что он не хочет быть Джеком Леммоном (который, впрочем, тоже не хочет быть собой), и ограбление дает ему такой шанс. Дело не только в деньгах — все окружающие начинают смотреть на него другими глазами.  

На контрасте со сдержанностью Гулда выступает Кристофер Пламмер, невозмутимый садист — роль, написанная с явным перехлестом, но получившаяся почти убедительной. Пламмер, кажется, красит ресницы, насилует девушек, эффектно переодевается (не только в Санта-Клауса) и чего только не делает — в этом фильме есть самая, может быть, дикая в истории сцена с участием аквариума.

В первую очередь это триллер, сочиненный и снятый с дьявольской эффективностью: в том, как слаженно крутятся шестеренки сюжета, открывая все новые повороты и иронические рифмы, есть даже что-то слегка холодное, пижонски профессиональное. Но от механистичности фильм спасает то, что в нем решительно все герои, включая даже не второ, а третьестепенных, сделаны живыми — каждому не поленились придумать пару характерных реплик или просто гримас чуть-чуть сложнее, чем была возможность. По идеологии да и содержанию «Партнер» близок к нуару — несмотря на обманчивую легкость, цинизма тут не меньше, чем в какой-нибудь «Двойной страховке». И вместе с тем в этот фильм со всеми его налоговыми вычетами вложена искренняя любовь — к кино, и искренняя вера в людей — в то, что при случае они способны на все.

Ошибка в тексте
Отправить