перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Территория» Александра Мельника: кинопоэма о геологии

В прокат выходит фильм «Территория», экранизация культовой среди топ-менеджеров металлургической отрасли советской книги о геологах. Наиля Гольман нашла зрелище увлекательным, но немного не современным.

Кино
«Территория» Александра Мельника: кинопоэма о геологии

Суровый геолог Илья Чинков (Константин Лавроненко), человек с солидным опытом и «репутацией тяжелого танка», отказавшись от более простых и соблазнительных рабочих предложений, уезжает на Чукотку, где, вопреки всеобщему мнению, надеется найти золото. Вместе с соратниками Монголовым (Егор Бероев) и Баклаковым (Григорий Добрыгин) Чинков упорно трудится над этой задачей, осваивая труднодоступные горы и реки. Ценой самоотверженных усилий и долгой работы золото они все-таки находят: почти три часа экранизации советского романа «Территория» стоят того, чтобы ее посмотреть.

Молчаливые мужчины в унтах и свитерах грубой вязки идут по тундре, зимуют в снегу, заваривают чай в банках на костре, составляют отчеты и непрерывно борются — с обстоятельствами, с начальством, со стихией. Добрая треть фильма состоит из зарисовок на тему «маленький человек на фоне великой природы»: одинокая фигурка пересекает зеленеющий горный склон, шагает по необъятному горному хребту, сплавляется по реке, бежит по бескрайнему льду. У съемочной группы режиссера Александра Мельника было достаточно вертолетов, чтобы показать Русский Север во всей красе, и как раз в тот момент, когда обилие живописных съемок начинает напоминать фильм National Geographic, камера переходит в режим портрета.

После полутора часов красивых видов режиссер сосредотачивается на героях: сводит их вместе на полярной станции и начинает рассказывать личные истории. Появляются петербургская журналистка Сергушова (Ксения Кутепова), исследователь-краснобай Гурин (Евгений Цыганов). Есть еще несколько второстепенных сюжетных линий. Герои ошибаются, переживают, и проявляют человеческие эмоции на фоне не по-человечески красивого пейзажа. До этого момента нужно дотерпеть, но терпеть приятно: солирующие актеры (особенно Лавроненко и Добрыгин) играют так, что на них можно было бы смотреть еще часа три, за исключением разве что Цыганова, который похож тут на самого себя во многих остальных ролях за последние годы. Закадровой музыки раза в два больше, чем надо, а количество персонажей и событий романа сокращено раза в полтора, отчего темп иногда сбивается, но, несмотря на все минусы, «Территория» — красивая попытка снять эпическое кино о советском времени без исторического контекста.

Фильм не кокетничает с эпохой и не примеряет на современных героев бороды и свитера только ради красоты. Но в прямолинейности, с которой Мельник переносит книжные диалоги на экран, есть изъян. Роман Олега Куваева вышел в 1973 году и для своего времени стал знаковой книгой — суровая романтическая история о советских геологах, основанная на реальных событиях, многих тогда вдохновила на выбор профессии. Режиссер честно хочет донести до современного зрителя романтический импульс начала 70-х, и почему-то для этого в 2015 году воссоздает образ мысли, склад ума и отношение к действительности героев того времени. Мельник, который получил образование гидролога, и сам работал на полярной станции, рассказывает, что одно только слово «территория» открыло ему многие двери. При изначальной инициативе Сергея Шойгу идея вдохновила и Министерство природных ресурсов, и менеджеров «Норникеля», и других инвесторов, вложившихся в пятисотмиллионный бюджет. Все они, оказалось, книгу помнят и любят.

Режиссер не скрывает, что хотел воскресить миф. Надеялся, вернув роман на экраны, помочь решить «нехватку кадров на Севере». Для подъема боевого духа экранизация делает многое: например, здесь, в отличие от книги, нет тревожного ожидания того, что «Северстрой» вот-вот закроют. В фильме мало говорится и о том, что в романе было кристально ясно: людям, которые уехали на Север, не только нет пути назад, но и никогда, скорее всего, не было толком места в обычной жизни. И хотя в финале Мельник весьма драматично изменил сюжет (не совсем понятно, кстати, для чего), фильм в итоге получился на порядок более жизнеутверждающим, чем книга, наполненная спокойной тоской. В свете благородной задачи вдохновить молодежь на подвиг эти изменения выглядят логично. Трудно, правда, представить, что все это впрямь сработает сегодня, когда и люди, и Север, и страна, мягко говоря, сильно изменились.
Ошибка в тексте
Отправить