перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Полицейские, подростки, нимфоманки: о чем снимают новые российские сериалы

Максим Сухагузов посмотрел на омском фестивале «Движение» пилоты новых российских сериалов и делится своими впечатлениями.

Кино

«Тайны города Эн», реж. Николай Хомерики

Фотография: фестиваль «Движение»

Вне конкурса фестиваля презентовали первые две серии нового телепроекта Николая Хомерики. После «Синдрома дракона» это второй детектив Хомерики для Первого канала, а после «Сказки про темноту» это второй раз, когда режиссер делает главной героиней сотрудницу полиции. Однако, как известно, нельзя войти в одну реку дважды, даром что одна из главных загадок сериала связана с водоемом. На въезде в тихий приозерный городок происходит странная авария: в кювете —  разбитый «гелек» из Москвы, на дороге —  труп местного мальчика, в легких у парня — вода из озера, водитель — очутился на пороге больницы.

Такие вводные данные сваливаются на головы местных следователей, которые сталкивались с подобными случаями только в учебниках. Бойкий полицейский Анна (ее органично играет Светлана Колпакова из «Оттепели») дружила с семьей погибшего, поэтому яростно берется за дело и уверена, что мальчика сбил приезжий москвич. Коллеги за глаза называют ее бульдозером. Ее начальник Михаил Сергеевич, которого только что проводили на пенсию, думает, что искать нужно среди своих. Между прочим, убедительный выход фактурного сериального актера Дмитрия Поднозова, которого Хомерики давно хотел снимать.

На фоне незамыленных актерских лиц приглашенной звездой выглядит артистка Чиповская в образе девицы из большого города, которую сослали к бабушке за плохое поведение. Титульный безымянный городок вообще предстает извечным русским «нигде», которое засасывает людей. Здесь старые друзья оказываются давно мертвыми, отсюда трудно уехать, но также трудно остаться. Здесь даже есть своя твин-пиксовская «дама с поленом». Однако все попытки сравнить сериал Хомерики с американскими шоу (невольно напрашиваются «Убийство на пляже» и «Убийство») разбиваются о самобытную хтоническую почву. Это стопроцентно русский провинциальный детектив — чуткий, неказистый, говорящий вполголоса. Поэтому это во многом более авторская вещь, чем предыдущий «Синдром дракона». Если бы не формат, то сюжет мог бы окончательно утонуть в странных диалогах, скучных полицейских буднях и безысходности.

«Красные браслеты», реж. Наталия Мещанинова

Фотография: фестиваль «Движение»

Главный триумфатор фестиваля, отхвативший сразу и Гран-при, и приз за режиссуру. «Движение» с самого основания ратовал за мультиформатность, включая в конкурс на общих правах сериалы, документальные и игровые фильмы. И вот наконец единственный сериал в конкурсе сделал всех. Более того, это ремейк одноименного каталонского сериала, то есть купленный международный телеформат. Первый возникающий вопрос: а может ли ремейк быть авторским высказыванием?

Так как сериал сняла Наталия Мещанинова, то невольно хочется сравнить «Красные браслеты» с ее прошлогодним бескомпромиссным дебютом «Комбинат «Надежда». Если фильм был суровой матерной элегией на тему юной души в клетке обстоятельств, то сериал выглядит триумфом воли и выставкой достижений медицины. Однако, как и в закрытом городе Норильске, здесь прослеживается тема отчужденности — суперсовременная больница на побережье предстает в сериале эдаким мифическим островом, закрытым сообществом, где живут по своим правилам. Здесь живут подростки с тяжелыми заболеваниями.

В первых двух сериях главные герои объединяются в команду «Красных браслетов» по озвученному в сериале принципу: в каждой компании должны быть — лидер, второй лидер (который мог бы стать лидером, если бы не было первого), красавчик, незаменимый, умный и девчонка. Пропуском в это тайное братство служат красные браслеты, которые пациенты носят после сложных операций. Первым заданием команды становится организация секретной вечеринки, на которой будут провожать ногу новичка, которую вот-вот ампутируют из-за опухоли.

Довольно сложно без придыхания, без дистанции, без лишнего трагизма делать подростковую драму о жизни, опираясь на сюжеты о смерти и тяжелых болезнях. Однако Мещаниновой удалось выдержать правильную интонацию и ритм, при этом сохранив некую наивность оригинала. В прошлом году к формату «Красных браслетов» подступила студия Стивена Спилберга, которая для американской адаптации сильно изменила сценарий и прогадала: сериал еле продержался один сезон. Мещанинова, наоборот, стоически держится первоисточника, лишь позвав скорректировать сценарий своего постоянного соавтора Любовь Мульменко, которая умеет оживлять реплики любых героев. Плюс грамотный кастинг: актеры из «Комбината «Надежда», актеры из фильмов Бориса Хлебникова, эпизодический Цыганов, прекрасная Ольга Сутулова. Любо-дорого смотреть, как все эти люди делают большое зрительское кино.

«Измены», реж. Вадим Перельман

Фотография: фестиваль «Движение»

Если в сериале Мещаниновой символом воли к жизни стали красные браслеты, то в новом сериале канала ТНТ символом заскорузлой семейной жизни стали красные пакеты. Главная героиня в исполнении Елены Лядовой, которая после «Географа…» и «Левиафана» приросла к роли замученной российской женщины, несет домой пакеты с продуктами, словно мученица с крестом. Размышляя о семейных изменах, она натыкается дома на мужа-домоседа (звезда «Нюхача» Кирилл Кяро в роли компьютерного гика) и его юного брата-бабника, который способен затащить к ним своих подружек. Красные пакеты с продуктами летят вниз с балкона — ее все достало.

Рядовая история о несчастной женской доле внезапно переворачивается, когда мы узнаем, что у героини Лядовой давно есть любовник — холеный гаишник в исполнении Дениса Шведова. Сюжет принимает все более анекдотический тон, когда у нее обнаруживается еще один любовник — владелец строительного бизнеса в лице актера Михаила Трухина. Все окончательно превращается в гротеск, когда выясняется, что любовников, вообще-то, трое, а четвертого не так уж сложно подцепить прямо на подростковой вечеринке. «Я тоже так хочу», — выдавливает из себя ее давняя школьная подруга, которая постоянно ссорится с богатым мужем (Евгений Стычкин).

Лядова в роли нимфоманки и гуру по супружеским изменам — это прекрасно. Часовой формат позволяет сериалу смело экспериментировать с историей, легко перескакивая от драмы к анекдоту и обратно. В режиссерском кресле оказался человек с голливудским опытом Вадим Перельман, который уже работал с актрисой над сериалом «Пепел», а теперь готов вместе с ней написать гимн женской раскрепощенности.

«Не телки», реж. Алексей Чупов и Наталья Меркулова

Фотография: фестиваль «Движение»

Еще один проект ТНТ, который вместе с «Изменами» Перельмана и «Озабоченными» Хлебникова встраивается в линейку новых сериалов о приключениях женщин в большом городе, но здесь пойдет речь о трех совсем юных подругах. Так как сериал снимает режиссерский дуэт Чупова и Меркуловой, которые недавно сделали откровенный дебют «Интимные места», стандартных подходов к сюжету ждать не приходится.

С первых же кадров мы узнаем, что заучка с биологического факультета (ее играет Мария Поезжаева — еще одно большое открытие прошлого года из «Класса коррекции») по уши влюблена в своего преподавателя в исполнении Евгения Цыганова. Как полагается, безнадежно: он относится к ней как к маленькой девочке, да и вообще собирается уехать на Камчатку. История Лолиты заканчивается, не успев начаться. У ее взбалмошной подруги тоже беда — ее вышибают со всех актерских кастингов, несмотря на известного папу-кинопродюсера. Третья подруга, спортсменка, страдает от того, что связалась с молодым полицейским-повесой. Все три линии затейливо переплетаются и складываются в классный сериал для девчонок — честный, легкий, свежий, незаурядный.

Вообще, то,  как известные отечественные режиссеры, вырвавшись из сурового фестивального гетто, уходят на телевидение и пытаются старательно и нежно общаться с аудиторией — главное открытие нынешнего фестиваля «Движение».

Ошибка в тексте
Отправить