перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Физрук»: почему сериал с Нагиевым на ТНТ стал всенародным хитом

Булат Латыпов анализирует неожиданный зрительский успех «Физрука» — комедийного телесериала с Дмитрием Нагиевым в главной роли.

Кино
«Физрук»: почему сериал с Нагиевым на ТНТ стал всенародным хитом

Удар, обрушенный на головы россиян телеканалом ТНТ в начале апреля, оказался довольно мощным — и, что важнее, неожиданным. Пожалуй, никогда прежде столь разношерстная публика — от национал-предателей из пятой колонны до чумазых простолюдинов — не была столь единодушна по поводу телепродукта. Раньше разграничение было четким и понятным: «Оттепель» — для России айфона, «Ментовские войны» с «Универом» — для России шансона, «Жизнь и приключения Мишки Япончика» — для России Левинсона. На демаркационной линии, примиряющей эти классы, находились разве что «Реальные пацаны» — теперь сюда пришвартовался и комедийный сериал «Физрук» с Дмитрием Нагиевым. 

Фотография: vk.com/fizruknatnt

Первым делом новое шоу оценили поклонники «Реальных пацанов»: те же продюсеры в команде проекта, похожие интонации персонажей, максимально приближенные к жизни диалоги, даже жанр, в сущности, тот же — роман перевоспитания. Затем подтянулась и наиболее чопорная публика — утонченные ценители британских сериалов. Услышать обсуждение свежего эпизода «Физрука» и убойных реплик Нагиева от людей, которые «Литтл Британ» ставят выше «Нашей Раши», — дело неслыханное. Откуда еще недавно отчетливо доносилось «Не смотрю русские сериалы», «Еще один отечественный говно-сериальчик», «Телевизионная Россия никогда не поднимется с колен», теперь слышится «Нагиев жарит», «Физрук — тема!», «От наших такого не ожидал». Самое удивительное, что для креативного класса это, кажется, не позволительный грешок или жизненно необходимый тупняк ради интеллектуальной разрядки, а полноценное удовольствие.

А ведь если по-физруковски «хитро прикинуть писю к носу», что первым делом приходит на ум при словосочетании «сериал на ТНТ»? Традиционно несмешные кавээнщики, идиотские шутки, полсерии — балбесничанье в кадре, полсерии — кривлянье. Да еще этот рекламный баннер «Головной мозг нации будет взорван!», не предвещающий ничего хорошего никому, кроме любителей офисных «тебя заберет пятниццо» шуток. К слову, и сами создатели сериала не скрывают, что подобный успех стал для них сюрпризом. На каждого третьего российского телезрителя, посмотревшего премьерную серию, они точно не рассчитывали. 

В чем секрет? Одним промоушеном лучший старт в истории канала не объяснишь — рейтинг определенно сделал Дмитрий Нагиев, сыгравший принца на черном «гелике» Олега Евгеньевича Фомина по прозвищу Фома. Весь сериал — его бенефис и звездный час, сольный заплыв с проныриванием в гущу народных масс. Как Марина Федункив была рождена для роли мамы Коляна из «Реальных пацанов», так и «известный шарлатан насчет дамских сердцов» Нагиев словно всю свою жизнь шел к воплощению образа приблатненного физрука с элегантным шрамом на щеке. Конкурировать с таким физруком за зрительское внимание в сериале может разве что странноватый усач Валентин, приветствующий присевшую за парту одноклассницу вопросом «Не боишься сидеть с сильной личностью?».

Начальнику службы безопасности Фоме за сорокет, он борзый и дерзкий, мутит конкретные дела и разруливает нереальные косяки. Однако в 2014 году эти качества кажутся его полукриминальному хозяину Мамаю (Александр Гордон) менее актуальными, чем в девяностые, — и Фома оказывается на улице. Приходится устраиваться в школу к дочке Мамая физруком, чтобы втереться в доверие, научить ее всем своим жизненным приемам и заслужить через это уважение бывшего работодателя. Затравка тут на десятку, замах на рубль, но и дальнейшее развитие событий мало разочаровывает. 

Попавший в незнакомый мир физрук Фома продолжает по привычке хорохориться («У кого жизнь не удалась? Чей «гелик» под окнами стоит?»), заставляет старшеклассников мыть свою машину, а старшеклассниц — делать растяжку, непедагогично называет вещи своими именами и дает половине класса обидные клички (Пупок, Наф-Наф, Банан, Минус, Сестра Минуса). Однако он не только меняет окружающую среду, но и сам меняется в соответствии с новыми правилами игры. Осознав, что понятиями из девяностых современную молодежь не одолеть, Фома вынужден адаптироваться к требованиям времени, не отказываясь при этом от своего грубоватого сленга: действительно, для нынешних школьников «Ну харэ там соплями мазать, иди, потрещим» звучит доходчивее вежливого приглашения к разговору. 

Безответная влюбленность в учительницу литературы Танюху, попытки найти общий язык с сугубо женским преподавательским составом (тюфяк-химик Лева и не расстающийся с айпэдом директор только подчеркивают эту гендерную особенность), непрекращающиеся терки с завучем, подозревающим в физруке афериста, а не учителя года и автора собственных методик, — все это кардинально отличается от прежней жизни Фомы, осколочным напоминанием которой маячит лишь старый кореш Леша Псих, шебутной и простодушный владелец стрип-клуба. «Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом», — говорил Сенека. Особых проказников, нагрешивших сверх меры, боги делают физруками, по всей видимости. 

Трудовые будни школьного учителя физкультуры — благодатная почва для бичевания общественных пороков и отличный повод нарисовать безблагодатный портрет поколения ЕГЭ. Но «Физрук» не «Школа» Валерии Гай Германики, не художественный жест и отнюдь не новое слово в телевизионном формате. Это гораздо более человечная и теплая, абсолютно развлекательная и ни на что не претендующая вещь для самой широкой аудитории — своего рода кинофильм «Горько!» без язвительного русофобского подтекста, растянутый на два десятка серий.

Иван Дорн в саундтреке, дабстеп на школьной дискотеке в сопровождении комментария физрука «Чмошники, как вы вообще без медляков живете?», Тимур Батрутдинов в камео целующегося в кинотеатре «Пионер» гомосексуалиста — так беззастенчиво и не пошло заигрывать с молодежью в последнее время мало кому удавалось. К тому же авторы явно не ставят себя выше аудитории и не стремятся скормить ей вчерашний продукт. Пусть «Физрук» немного недотягивает до настоящего всенародного хита, но в искренности ему не откажешь: когда не пытаются провести на мякине, уже хорошо. Жизнь ведь надо прожить так, чтобы мелом не обвели, а горизонтальные сериалы снимать — чтобы зритель уже с четверга начинал ожидать понедельник.

Ошибка в тексте
Отправить