перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Сериалы «Эш против зловещих мертвецов»: 15 лиц Брюса Кэмпбелла

Кэмпбелл играет Рональда Рейгана во втором сезоне «Фарго», который идет с середины октября. В эти выходные начался «Эш против зловещих мертвецов» — сериальный сиквел знаменитой хоррор-трилогии Сэма Рейми, где актер занят в главной роли. «Афиша» вспомнила главные роли в карьере актера.

Кино

«Это убийство!» 

(1977)

Детектив пытается выяснить, кто убил состоятельного дядюшку одного странного, почти как у Аддамсов, семейства. «Это убийство!» — даже не студенческий (студенческим были «Зловещие мертвецы»), а школьный капустник, упоительная игра в кино, дебютная и любительская полнометражка Сэма Рейми, в которой снялись его друзья и родственники: Роб Таперт, Скотт Шпигель, Тэд Рейми, Айван Рейми, сам Сэм Рейми и, конечно же, Брюс Кэмпбелл — в роли уморительного полицейского на велосипеде. Эта работа ознаменовала собой рождение творческого союза, заключенного, как говорится, на небесах. Кэмпбелл станет для Рейми талисманом, таким как Джонни Депп для Тима Бертона, и будет мелькать практически во всех фильмах режиссера: если не в главной роли, так во второстепенной. Его самые известные эпизодические выходы: ведущий боя на ринге, билетер в театре и метрдотель в трилогии про Человека-паука, привратник-винки в «Оз: Великий и Ужасный», а также новое лицо изуродованного при пожаре героя Лиама Нисона в финале «Человека тьмы».

«Зловещие мертвецы» 

(1981, 1987, 1992)

Фотография: Universal Pictures

«Зловещие мертвецы» Сэма Рейми выросли из среднеметражки «В лесах» — сделанного на коленке ужастика, в котором Кэмпбелл, как ни странно, превращался в зомби первым (главная роль была отведена его экранной девушке Эллен) и которого там звали еще не Эш, а Брюс. Эшем (игра слов: Аsh — это не только имя, с английского это слово переводится как «прах», «пепел»), а точнее — Эшли Дж.Уилльямсом, его стали величать в «Мертвецах» — этапном и эталонном трэш-хорроре про пятерых друзей, вступивших в схватку с кандарийским демоном в лесной хижине (после того как она загадочным образом сгорела, Рейми в сиквеле пришлось воссоздать ее интерьер в другом месте). Помимо бессчетного количества достоинств, трилогия про восставших мертвецов примечательна тем, что подарила мировому кинематографу постоянно острящего и никогда не падающего духом великого сокрушителя дедайтов. Впрочем, в первой (более-менее серьезной) части Эш еще не обзавелся своим фирменным оружием сокрушения — обрезом (известным также как бум-палка и вызывающим ироничные споры у посетителей оружейных форумов) и бензопилой, заменившей ему во втором фильме правую руку. Кстати, отправить Эша через временной разлом в Средневековье Рейми хотел еще во второй части. Тогда ему не хватило денег, но встреча героя Брюса Кэмпбелла с XIV столетием, собственным темным двойником и ордой нежити все-таки состоялась в «Армии тьмы» — пожалуй, самой отвязной картине франшизы. В перерывах между отстрелом мертвецов (а иногда и во время этого процесса) Эш только и делал, что шутил, и никак не мог запомнить слова «Klaatu, Barada, Nikto», которые ему нужно было правильно произнести, прежде чем взять в руки Necronomicon Ex-Mortis — дьявольскую книгу мертвых, позаимствованную создателями «Мертвецов» у «мастера ужасов» Говарда Филлипса Лавкрафта.

Интересно, что у «Армии тьмы» есть два финала: изначальный пессимистичный (он был восстановлен в режиссерской версии в релизе MGM для домашних носителей) и оптимистичный, на котором настояла студия Universal.

«Волна преступности»

(1985)

Фотография: Columbia Pictures

«Волна преступности» (в американском прокате «Разбитые носы и сердца») — шумная, дурашливая, мультяшная комедия, скроенная по лекалам «Аэроплана». Кино ни о чем особенно, кроме как о неослабевающей агрессивности человека по отношению к своим сородичам, <…> производит впечатление скорее раскадрированного, чем срежиссированного, и, несмотря на то что все хорошо отработали, фильм выглядит довольно дешево» (Variety). «Волна преступности», к сожалению, доказывает, что целое может быть меньше, чем потенциальная сумма его частей» (Стив Дженкинс). Как видно из этих и других рецензий, совместная работа Сэма Рейми и братьев Коэн (они написали сценарий) была встречена не очень благожелательно. Из сегодняшнего дня она смотрится несколько иначе. Это хоть и нескладная, но бесконечно обаятельная пародия на фильмы жанра нуар, лишенная всякой серьезности «Просто крови». Ругать ее — все равно что ругать тот же «Аэроплан» за то, какой он есть. В картине Кэмпбеллу была отведена роль импозантного альфонса Ренальдо, у которого девушку хочет отбить неудачливый охранник Вик Аякс (Рид Берни). Жаль, Брюса здесь меньше, чем хотелось бы. Его пижонское и высокомерное выражение лица выглядит тут как никогда уморительно.

«Маньяк-полицейский» 

(1988, 1990)

Фотография: Shapiro-Glickenhaus Entertainment

Первые две части «Маньяка-полицейского» — еще одна несомненная творческая удача в фильмографии Кэмпбелла, которого после «Зловещих мертвецов-2» все чаще стали приглашать в триллеры и фильмы ужасов. В фильме Уилльяма Ластига (режиссер) и Ларри Коэна (сценарист), всю суть которого отлично раскрывает название картины, он играет полицейского, но не маньяка, хотя в какой-то момент подозрения падают и на него. Любопытно то, как Ластиг и Коэн во второй части превращают героя Брюса, Джека Форреста, и его любовницу (тоже полицейского) Терезу Мэллори (Лорен Ландон) из протагонистов в статистов, как бы намекая на то, что в настоящем хорроре никто не застрахован от того, чтобы сойти с дистанции. За исключением, пожалуй, главного злодея — того самого маньяка-полицейского Мэтта Корделла (Роберт З’Дар), который, как свидетельствует эта относительно свежая короткометражка, живее всех живых. 

«Закат: Вампиры в изгнании» 

(1989)

Фотография: Vestron Pictures

В затерянный где-то на Среднем Западе город с красноречивым названием Чистилище прибывает доктор Дэвид Харрисон (Джим Мецлер) с семьей. Цель его визита — улучшить производство синтетической крови для местных вурдалаков, хотя сам он этого пока не знает. Городом руководит Джозеф Мардулак (Дэвид Кэррадайн) — древний кровосос, против которого зреет заговор со стороны вампиров-ортодоксов (им надоело пить диетическую кровь). Плюс голову Мардулака хочет заполучить праправнук Ван Хельсинга (Брюс Кэмпбелл) — отутюженный нервный очкарик с колом за пазухой. С одной стороны, фильм Энтони Хикокса («Музей восковых фигур», «Восставший из ада-3», «Чернокнижник-2») получился восхитительно китчевым, с другой — несколько обезжиренным, как показанная в нем синтетическая кровь (взяв понемногу от хоррора, вестерна и комедии, Хикокс все это смешал, но не взболтал как следует). Впрочем, где вы еще увидите усатого Кэмпбелла, который играет анти-Эша, неуклюжего истребителя вампиров?

«Приключения Бриско Каунти-мл.» 

(1993)

Фотография: Fox

В этом вестерн-сериале с примесью фантастики (одним из его создателей был Карлтон Кьюз, исполнительный продюсер «Лоста») Кэмпбелл сыграл Бриско Каунти-мл. — нечто среднее между Индианой Джонсом и Пекосом Биллом, — грезящего о научно-технической революции выпускника Гарварда, который после смерти отца, прославленного шерифа, тоже решает встать на службу закону. В «Приключениях Бриско Каунти-мл.» есть все, чего ждешь от сериала про Дикий Запад: шляпы, револьверы, перестрелки, красотки, танцующие в салунах, поезда, идущие под откос, плюс, разумеется, Брюс на коне.

«Подручный Хадсакера» 

(1994)

Фотография: Universal Pictures

Вслед за «Волной преступности» Кэмпбелл поучаствовал в еще одном проекте братьев Коэн и Сэма Рейми. В «Подручном Хадсакера» — стилизованной под жизнеутверждающие комедии Фрэнка Капры и Говарда Хокса картине — ему досталась роль журналиста газеты, вечно подкалывающего героиню Дженнифер Джейсон Ли, которая потихоньку влюбляется в подставное лицо компании «Хадсакер Индастриз» (Тим Роббинс). Если персонаж Ли олицетворяет все лучшее, что есть в профессии, то Брюс, наоборот, играет писаку, гонящегося за дешевой сенсацией.

«Торнадо!» 

(1996)

Фотография: Hallmark Entertainment

Пока Билл Пэкстон охотился за смерчами, Брюс Кэмпбелл в том же году охотился за торнадо — в телефильме-катастрофе, сценарий к которому написал создатель сериала «Страшные сказки» Джон Логан. Учитывая возможности тогдашнего телевидения, легко понять, почему лента получилась такой бюджетной, в отличие от громыхающего, сметающего все на своем пути и рвущего всех на части «Смерча» Яна де Бонта.

Из недавних фильмов «Торнадо!» также идеологически близок «Навстречу шторму»: во всех этих картинах человек с переменным успехом пытается противостоять стихии, всячески приручить ее. Так, например, чтобы считать данные из воронки торнадо с помощью ПАТТИ (портативного анализатора технической тест-информации, больше всего похожего на большую оранжевую кастрюлю), Кэмпбелл и его коллега, которую играет Шеннон Стерджес, оказываются в самом сердце стихии. Даже странно, что после такого торнадо Брюса забросило в страну Оз только 17 лет спустя.

«Убойный отдел», «Секретные материалы» 

(1996, 1999)

Фотография: Fox

Брюс Кэмпбелл отметился и сразу в двух важных сериалах 90-х. В обоих он сыграл драматические роли (вообще, Кэмпбелл комедийный артист с большим драматическим потенциалом). В «Убойном отделе» ему досталась роль сына убитого полицейского, а в «Секретных материалах» — демона, который не может завести ребенка.

«Бегущее время» 

(1997)

Фотография: Dinsdale Releasing

В 90-е (а еще больше — в нулевые) у Брюса было много неудачных ролей в откровенно проходных фильмах. «Бегущее время» Джоша Бекера не из таких. Снятая одним планом в режиме реального времени и элегантном ч/б (смотришь — и понимаешь: кино растеряло определенный лоск, когда стало цветным) история про освободившегося заключенного по имени Карл, задумавшего вместе со своими дружками ограбить прачечную, в которой он работал, пока был в тюрьме. Потом Кэмпбелл и Бекер еще сделают куда менее амбициозный, но по-своему зажигательный сай-фай «Инопланетный апокалипсис», где актер будет подкатывать к Рене О’Коннор (Габриэль из «Зены»).

«Мастер на все руки» 

(2000)

Фотография: Universal Television

С середины девяностых и до начала нулевых Брюс Кэмпбелл, Сэм Рейми и их закадычный друг Роберт Таперт на студии Renaissance Pictures (спасибо ей за счастливое детство) производили лучшие на свете сериалы для 12-летних: «Удивительные странствия Геракла» и «Зену — королеву воинов» (там Кэмпбелл играл вора Автолика), а также прошедшего в кильватере этих титанов «Мастера на все руки», шоураннером которого выступил Эрик Моррис.

«Мастер» в течение двух сезонов рассказывал историю самого храброго — «от чертогов Монтесумы до берегов Триполи» — морпеха, ловеласа и авантюриста Джека Стайлза (Кэмпбелл), которого в 1801 году президент США Томас Джефферсон отправляет с секретным предписанием на небольшой островок Палау-Палау в Ост-Индии. Там Джек должен противостоять империалистическим амбициям Наполеона Бонапарта. Чтобы не провалить миссию, он придумывает себе альтер эго — Отважного Драгуна, этакую помесь Джеймса Бонда и Зорро. В роли связного Джека на острове выступает прекрасная англичанка и изобретательница Эмилия Смит Ротчайлд (Анджела Мари Дотчин), с которой у Стайлза сразу начинаются проблемы (разумеется, потому что на самом деле эти двое друг от друг без ума и иначе своих чувств выразить никак не могут). «Мастер на все руки» — настоящий бенефис Кэмпбелла. Своего персонажа он играет с упоением, озорством и иронией, а его экранная химия с Анджелой Дотчин хоть и отдает «мылом», но таким, что в любую минуту может превратиться в нитроглицерин. Не менее прекрасен в этом сериале и Наполеон Бонапарт в исполнении грандиозного карлика Верна Тройера. Сцена с его похмельем в эпизоде «Одна свадьба и экзекуция», где он насильно хочет женить на себе Эмилию, одна из самых смешных в «Мастере на все руки» и в кино вообще.

«Меня зовут Брюс» 

(2007)

Фотография: Image Entertainment

Вторая (после неловкого полнометражного дебюта «Человек с кричащим мозгом») режиссерская работа Брюса Кэмпбелла, на сей раз самопародия. Брюс Кэмпбелл играет как бы Брюса Кэмпбелла — склочного актера, который снимается во второсортном кино, хамит поклонникам, живет в трейлере и является заложником собственного кинообраза.

Когда жители небольшого городка Голдлик похищают его, чтобы он разобрался с пробудившимся китайским демоном Гуанди, он думает, что его так разыграли по случаю дня рождения. Многие погибнут, прежде чем Брюс поймет, что к чему, а некоторых он случайно пристрелит сам во время позорного бегства от демона в лесу.

«Фарго»

(2015)

До позапрошлого года Брюс снимался в шпионском сериале «Черная метка» в роли бывшего оперативника Сэма Экса, посвятившего остаток жизни спиртному и женщинам, причем в 2011-м его герой получил сольный выход в телефильме «Черная метка: Падение Сэма Экса».

В этом году у Брюса выходит аж два сериала: «Эш против зловещих мертвецов» (см. ниже) и «Фарго». Во втором сезоне сериального альманаха «Фарго» он играет ни много ни мало самого Рональда Рейгана. Одна из фанаток Кэмпбелла задала артисту в твиттере интересный вопрос насчет «Фарго»: «Значит, вы единственный актер, который снимался и в оригинальном фильме, и в сериале?» На это Брюс ответил просто: «Да». Интересно, что с «Эшем против зловещих мертвецов» получилась та же самая  история.

«Эш против зловещих мертвецов» 

(2015)

Фотография: Starz

После «Армии тьмы» Эш продолжал жить в комиксах, где, в частности, противостоял Фредди Крюгеру и Джейсону Вурхизу. Появился герой Брюса Кэмпбелла и в не очень удачном перезапуске франшизы — «Зловещие мертвецы: Черная книга» Феде Альвареса, — правда, только в сцене после титровПолноценное же возвращение Эша состоялось в этот Хеллоуин на телеканале Starz, у которого с исполнительным продюсером сериала Сэмом Рейми после «Спартака», очевидно, наметились долгосрочные отношения (кстати, пилотный эпизод снял сам Рейми). По сюжету прошло 30 лет: Эшу, теперь работающему вместо S-Mart в Value Stop, снова предстоит дать бой демонам — как внешним, так и внутренним. Стоит отметить, что у героя появятся два сайдкика: Пабло (Рей Сантьяго) и Келли (Дана ДеЛоренцо), а также две преследовательницы в лице опальной патрульной из Мичигана Аманды Фишер (Джилл Мэри Джонс) и загадочной Руби (Люси Лоулесс), которая считает Эша причиной всех бед.

Ошибка в тексте
Отправить