перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новое русское кино 5 фантастических фильмов «Кинотавра-2015»

В этом году в Сочи все чаще звучали слова «фантастика» и «мистика»: молодые режиссеры активно отстаивали свое право на жанровое кино. Максим Сухагузов привез с фестиваля подборку новых русских фильмов с фантастическим сюжетом — большинство из них вошло и в программу ММКФ.

Кино

«Угонщик» Максима Кулагина

Фотография: «Кинотавр-2015»

Стильное упражнение в жанре мрачного триллера, которое было бы довольно заурядным, если бы не фантастический твист в конце сюжета. Не будем спойлерить этот момент, так как «Угонщик» наверняка скоро либо станет хитом в сети, либо устроит турне по фестивалям или присоединится к какому-нибудь альманаху. В главной роли — выразительный Александр Петров, без пяти минут большая звезда, еще в «Фарце» и «Законе каменных джунглей» отточивший образ обаятельного преступника. Его герой — профессиональный угонщик с принципами, который не одобряет убийств и огнестрельных замашек своего напарника. Однако пистолет напарника, разумеется, окажется чеховским ружьем и пригодится в последний момент.

В центре сюжета — казус из жизни автомобильных воров: в багажнике угнанной машины обнаруживается измученная связанная девушка. Пока подельники решают, что делать с пленницей и меряются моральными принципами, криминальная история заметно буксует, но тут происходит кровожадный сюжетный поворот, и фильм перестает притворяться второсортным боевиком. Резкий переход срабатывает — от неожиданности мурашки бегут по коже, поклонники хорроров довольно потирают руки. Жюри «Кинотавра» справедливо выдало «Угонщику» диплом с формулировкой «за стиль и любовь к жанру». Режиссер Максим Кулагин на круглом столе, посвященном молодому кино, эпатировал публику соответствующими программными заявлениями: ««Меня задолбали ваши маленькие кухни с несчастными дядьками. Не хочу снимать про свое детство, про пионерские лагеря. Я вырос на американском кино. Хочу как Тарантино, хочу как Кэмерон, хочу про роботов». Известно, что сейчас у Кулагина есть план снять по мотивам «Угонщика» полнометражный фильм.

«После нас хоть потоп» Жоры Крыжовникова

Фотография: «Кинотавр-2015»

Кусок из грядущего новогоднего альманаха «Страна чудес», в котором участвуют Жора Крыжовников, Алексей Казаков и режиссер сериала «Кухня» Дмитрий Дьяченко. После убойного прошлогоднего короткого метра «Нечаянно» Крыжовникова заинтересовал новый уровень абсурдности, а именно — выход на территорию фантастики с приветом фильму «Кин-дза-дза». Автора «Горько!» не раз (справедливо или не очень) называли продолжателем традиций советской комедии, и теперь он не скрывает своего источника вдохновения — в финале появляется титр с благодарностью и посвящением режиссеру Георгию Данелии.

На голову героя Тимофея Трибунцева, который в очередной раз с успехом отыгрывает народный типаж русского мужика, сваливается парочка инопланетян на летающей тарелке. Выглядят и ведут себя пришельцы как типичные местные жители: напиваются в стельку, орут в караоке, пытаются завести тарелку с толкача. Только вот задачи у них вселенского масштаба — прилетели убедиться, что земной проект эволюции не удался, послезавтра запустят всемирный потоп, чтобы смыть все живое с лица планеты. Ошарашенного главного героя подвыпившие инопланетяне соглашаются взять на свой «ноев ковчег». Тот скорее бежит к жене с ребенком (те, конечно, принимают его рассказ за результат белой горячки), затем к любовнице (Юлия Александрова из «Нечаянно»), наконец, натурально к мэру города из «Левиафана» — Роман Мадянов с упоением пародирует своего персонажа из фильма Звягинцева: «Пускай всех смоет. Кто надо — выплывет, Валера!»

Крыжовников на этот Новый год собирается выстрелить в прокате дуплетом: еще он выпускает мюзикл «Самый лучший день». Но именно «Страна чудес», очевидным образом (даже по названию) перекликается с новогодней «Страной Оз» Василия Сигарева. На самом деле Крыжовников и Сигарев в своих фильмах занимаются одним делом — препарируют народный праздничный угар, который, как известно, может быть смешным до ужаса. Оба режиссера никогда не сознаются в родстве идей, но тем интереснее будет сравнивать их ближе к премьере.

Новелла станет частью комедии «Страна чудес», которая выйдет в прокат 31 декабря.

«Парень с нашего кладбища» братьев Чижиковых

Фотография: «Кинотавр-2015»

Постоянному актеру Крыжовникова Александру Палю не нашлось места в «Потопе», но зато он разделил приз за мужскую роль с коллегами по «Тряпичному союзу», а также появился в главной роли в новой мистической комедии киностудии «СТВ». Это незатейливый дебют братьев Чижиковых, которые до этого отметились фантастической короткометражкой «Ушелец», после чего их заметил продюсер Сергей Сельянов, и вот теперь — премьера в конкурсе «Кинотавра». Нельзя сказать, что это была большая удача для фестиваля или самого фильма, очевидно — комедия заполнила обязательный слот зрительского кино на фестивале. Но нельзя не отметить, что этот достаточно сырой фильм снят в редком для русского кино жанре комедийного хоррора о потустороннем. Правда, до самого конца непонятно, присутствует ли в фильме фантастический элемент, или же все происходящее — конспирология и фокусы.

Провинциальный парень в исполнении Паля приезжает работать охранником к дяде, который окучивает подмосковное готическое кладбище, где есть золотоносная бандитская аллея: за ней нужен глаз да глаз, но местные паханы всегда готовы отстегнуть за правильный уход. На кладбище постоянно наведываются непрошеные гости: странная одинокая девушка (Кристина Казинская из сериала «Чернобыль»), бандиты (Игорь Жижикин), загадочные полицейские, сектанты — в ночи не разобрать, кто из них живой, а кто мертвый. Из этого концепта можно было сделать забавную лубочную историю о призраках 90-х и общем русском безвременье, с чем дебютанты справились, к сожалению, не очень — не дожали.

«Гость» Дениса Родимина

Фотография: «Кинотавр-2015»

Наверное, худший конкурсный фильм этого года, но его бесстыдные диалоги и логика сюжета производят особый юмористический эффект — все так плохо, что уже смешно. Режиссер фильма Денис Родимин уже не новичок в индустрии, за его плечами работа над сценариями двух «Бумеров», «Духlесс», а также два полнометражных фильма. Между прочим, испортили тут забавную идею — реальное второе пришествие Христа, которое неожиданно происходит в русской деревенской глуши. Где-то в лесной чаще падает метеорит, на его поиски отправляется парочка студентов-геофизиков: она — суровая и неподатливая, он — болтливый и безалаберный. В округе появляются загадочные столбы света, а по соседним деревням ползут слухи о чудаке, который ходит по воде и рассказывает притчи. Студенты отчаянно пытаются встретиться с новым мессией, но натыкаются только на последствия его чудес — сам он устроил погром в русской православной церкви и угодил в тюрьму за оскорбление чувств верующих. На деревенской свадьбе герой, как полагается, превратил воду в вино, но это доставило больше проблем, чем радости: жених спился, а без воды теперь нечем огород поливать и одежду стирать. Новооживленный Лазарь — воняет трупом и постоянно ест мясо, чем только доставляет хлопоты жене. В общем, как говорит один из героев фильма: «Какие люди, такие и чудеса».

«Лето» Антона Уткина

Фотография: «Кинотавр-2015»

Пожалуй, единственный канонический сайфай в этой подборке — пятнадцатиминутный фантастический фильм с военным апокалипсисом, футуристическими интерфейсами и Аленой Бабенко в главной роли. Технически это моноспектакль в двух декорациях: Бабенко в типичном обтягивающем костюме из фильмов про будущее играет медсестру, которая везет раненого мужа-офицера в машине скорой помощи. Связь с командованием устанавливается при помощи прибора, который использует умирающий мозг мужа как передатчик данных, — труп начинает говорить чужим голосом. Героиня встает перед сложным выбором: отключить мужа от прибора или продолжать поддерживать эту имитацию жизни. Фильм сняли своими силами энтузиасты-любители, которые много лет в свободном полете занимались компьютерной графикой и моушен-дизайном, что, безусловно, чувствуется в качестве изображения, но без драматургических прорех тоже не обошлось. Несмотря на это, в «Лете» есть искренняя любовь к жанру, и, как показал «Кинотавр», она объединяет многих нынешних молодых авторов. Кто знает, может быть, через какое-то время все это сложится в волну, которая возродит отечественную кинофантастику.  

Ошибка в тексте
Отправить