перейти на мобильную версию сайта
да
нет

10 фильмов и сериалов с открытым финалом

Главные июньские премьеры — «Грань будущего» и «Враг» — запомнятся неоднозначными и по-разному трактуемыми концовками. В связи с этим «Воздух» вспомнил 10 других фильмов, которые ощутимо выиграли от открытого финала.

Кино
10 фильмов и сериалов с открытым финалом

«Голова-ластик» (1977)

Фотография: Libra Films International

Чем заканчивается

Странный неприкаянный мужчина, узнав, что его подруга родила от него ребенка, решает на ней жениться. Но за шесть месяцев девушка выносила не младенца, а монстра, и заканчивается все катастрофой: детоубийством и сумасшествием. Так как снял фильм Линч, он нашпигован символами, видениями и странными персонажами.

Трактовки

Самая распространенная теория сводится к тому, что он экранизировал собственные страх отцовства и ужас первых лет раннего брака. В пользу версии говорят и проблемы со здоровьем у маленькой на тот момент Дженнифер Линч, и уход супруги в разгар съемок, и дальнейшая биография режиссера, который был женат четыре раза. Но спустя четверть века Линч заявил, что его фильм до сих пор никем не разгадан. И дал фанатам подсказку, что смысл «Головы-ластика» полностью раскрывается в одном из евангельских стихов, который он, вот незадача, забыл. Некто под псевдонимом Генри с сайта eeraserhead.com предположил, что это Евангелие от Иоанна, 1:14: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца». И действительно, фильм начинается с сюрреалистической сцены, в котором герой, Генри, буквально изрыгает во вселенскую пустоту собственное Слово, выглядящее как сперматозоид.

Что в этом хорошего

Если теория некоего Генри верна, то благодаря «Голове-ластику» можно получить представление о том, как Линч представляет себе повседневную жизнь Бога (в грязной квартире с зачахшими растениями) и во что, по мнению автора, превратилось сегодня Его Слово. Во всех следующих фильмах Линч старается без нужды не трогать Библию. Вместо этого он впредь объясняет свою картину мира через теорию психофуги («Шоссе в никуда»), корпускулярно-волновой дуализм («Малхолланд-драйв») и «тибетский метод» агента Купера («Твин-Пикс»).

«1984» (1984)

Фотография: 20th Century Fox

Чем заканчивается

Сломленные пытками в Комнате 101 возлюбленные встречаются в кафе и едва узнают друг друга. Они больше не могут сопротивляться Большому Брату и не испытывают ни любви, ни сексуального влечения, которое раньше было их формой протеста против системы.

Трактовки

Конец книги однозначен: Уинстон пишет на пыльном столе «2+2=5» и искренне признается в любви изображению Большого Брата. Фильм, куда более мрачный, чем роман Оруэлла, оставляет финал открытым. Математическое уравнение не имеет ответа, а признание в любви может быть адресовано как Большому Брату, так и Джулии: из-за монтажной склейки их лица для героя фактически сливаются. Таким образом, авторы фильма оставляют в антиутопии место для веры.

Что в этом хорошего

В отличие от пессимистичного писателя фильм позволяет думать, что даже самая жестокая система не в состоянии сломать личность до конца. С одной стороны, такой финал можно считать утешающим и обнадеживающим. С другой стороны, он требователен по отношению к зрителю и способен поставить того в неловкое положение. Оруэлл объявлял сопротивление бесполезным, фильм же оставляет зрителя наедине с кошмарным вопросом, как долго продержится в похожей ситуации он сам.

«Клан Сопрано» (1999–2007)

Фотография: «Мост Видео»

Чем заканчивается

Гангстерский эпос обрывается идиллической семейной сценой: клан Сопрано собирается в закусочной, чтобы наесться луковых колец и обсудить планы на жизнь. Первым за столом оказывается Тони, следом появляются жена Кармела, сын Энтони и дочь Медоу. Каждый раз, когда кто-то из них входит в кафе, мы видим этого героя глазами главы семейства. Но когда дверь открывает замешкавшаяся на парковке Медоу, вместо нее нам показывают черный экран. Музыка обрывается, следуют десять секунд тишины и начинаются титры.

Трактовки

Среди фанатов популярна версия, что Тони был убит выстрелом из туалета, расположенного за спиной. Лучше всего ее доказывает в своем видео ютьюб-пользователь docmatt. Сторонники версии, что Тони выжил, обычно оперируют словами актера Мэтта Сервитто, сыгравшего в «Клане Сопрано» агента ФБР. В 2007-м он заявил, что концовок было две и в одной из них намек на то, что Тони убьют, был очевиднее. Но она в сериал не вошла. А значит, авторы не хотели, чтобы у сторонников смерти в финале были твердые аргументы.

Что в этом хорошего

Кроме бандитов Сопрано в кафе собираются типичные американцы. Сидящие в центре зала бандиты — вызов этому обществу. Оставив Сопрано в живых, авторы приравняли бы его версию американской мечты к любой другой. Но убить героя тоже было бы лицемерием. В итоге HBO то ли малодушно, то ли мудро переложил бремя выбора на зрителя.

«Ограбление по-итальянски» (1969)

Фотография: Paramount Pictures

Чем заканчивается

Обведя вокруг пальца полицию, банда сообразительных и обаятельных налетчиков похищает полтонны золота. Но на границе со Швейцарией фура с героями и их добычей едва не падает в пропасть. Они зависают поперек горного серпантина: мошенники в одной части автобуса, золото — в другой. Неунывающий герой Кейна уверенно заявляет: «Спокойно, парни, у меня есть идея!»

Трактовки

Вся прелесть «Ограбления по-итальянски» заключалась в его гипотетической возможности в реальном мире. Соответственно, и «идея» героя должна была быть правдоподобной. На разгадку тайны фильма у фанатов ушло ровно 40 лет — в январе 2009 года Джон Годвин из Сюррея, член Королевского химического общества Великобритании, наконец предложил решение бандитской задачки. Во-первых, налетчики должны были слить 140 литров бензина с той части машины, которая висела над пропастью. После этого любой из них мог выбраться на дорогу и начать таскать в автобус камни с обочины. Ну а дальше «ловкость рук — и никакого мошенничества».

Что в этом хорошего

Не каждый день выходит фильм про бандитов, тайну которого разгадывает такая серьезная организация, как Королевское химическое общество.

«Отпуск в сентябре» (1979)

Фотография: «Ленфильм»

Чем заканчивается

В финале пьесы Александра Вампилова «Утиная охота», на которой основан фильм, инженер Зилов едва не кончает жизнь самоубийством. От смерти его спасают лишь подоспевшие друзья. Они отнимают у него ружье, но после перепалки уходят. Герой ложится на кровать лицом вниз и четверть минуты вздрагивает так, как будто плачет или смеется. После чего встает, звонит друзьям и спокойно говорит, что поедет с ними на давно запланированную охоту. Из финала фильма постельные конвульсии героя убраны. И к телефону он подходит вовремя, не перезванивая. Но в остальном ничего не изменилось.

Трактовки

Мотив рока — спутник многих произведений Вампилова. Фильм Мельникова, кажется, хочет сделать на обреченности Зилова особый акцент. Отсутствие ключевой сцены со слезами/смехом означает, что герой, скорее всего, не пережил внутреннее перерождение. А значит, и не отказался от идеи самоубийства. Впрочем, неизвестно и то, чем закончится его поезда на охоту у Вампилова. Название пьесы намекает, что все самое важное должно произойти там, за кулисами.

Что в этом хорошего

Фанаты «Оттепели», «Безумцев» и других сериалов о «жизни как она есть» сильно удивятся, узнав или вспомнив, что все столь любимые ими приемы были исследованы еще советскими кино и драматургией, а сыграны таким замечательным актером, как Олег Даль.

«Бегущий по лезвию» (1982)

Фотография: Warner Bros.

Чем заканчивается

Детектив Рик Декард находит и убивает группу репликантов — почти неотличимых от людей роботов, которые, как считается, представляют угрозу футуристическому обществу. Их главарь Рой оказывается сильнее Декарда и побеждает его, но зачем-то оставляет в живых, жертвуя собой. Декард не находит ответа на этот вопрос, как и на вопросы, кто он сам и сколько проживет его возлюбленная — андроид Рейчел. В одной из версий фильма Рик и Рейчел уезжают на машине из городской клоаки и оказываются в пасторальной деревенской идиллии. Примечательно, что в этой сцене использованы кадры из вырезанного хеппи-энда «Сияния» Кубрика. В другой версии герои просто выходят из квартиры и теряются в каменных джунглях.

Трактовки

Режиссер Ридли Скотт считает героя роботом, актер Форд — человеком. Количество улик в пользу той или иной версии разнится в зависимости от редакции фильма. Каноническим принято считать режиссерское издание, в котором герой видит во сне скачущего единорога, а в финале находит бумажного единорога, оставленного для него напарником. Это может значить, что собственные воспоминания Декарда синтезированы и он, вероятно, даже был членом банды Роя, пока его не перепрограммировали. Это объясняет жертву героя Хауэра и делает концовку одновременно прекрасной и невыносимой. Ведь и Рик, и Рейчел в этой версии фильма могут умереть в любой момент.

Что в этом хорошего

Сегодня «Бегущий по лезвию» выглядит артефактом чудесной эпохи, когда режиссеры и звезды еще могли противостоять коммерческим интересам продюсеров и кинокомпаний. Форд, чтобы отстоять свою версию сюжета, откровенно саботировал съемки — в частности, нарочито плохо озвучивал не понравившиеся ему сцены. Достаточно сказать, что всего было снято и смонтировано целых семь версий фильма — может ли похвастаться тем же хоть один современный блокбастер?

«Выпускник» (1967)

Фотография: United Artists

Чем заканчивается

Юный Бен Брэддок проникает на свадьбу своей возлюбленной Элейн Робинсон и убеждает ее сбежать с ним. Несмотря на сложную историю отношений (в частности, Бен долго спал с мамой Элейн), девушка соглашается. Счастливые, они с боем вырываются из церкви и прыгают в автобус. Но их улыбки исчезают, когда они видят, как смотрят на них другие пассажиры.

Трактовки

Зрители-романтики верят в оптимистичный финал: Бен и Элейн хмурятся, потому что понимают, что их ждет противостояние с обществом, которое, мягко говоря, не одобряет поведение сбежавших невест и молодых повес. Но предыдущие события фильма наводят на пессимистичный вывод. Герои поймут, что встретили друг друга слишком рано, и не смогут быть счастливы вместе.

Что в этом хорошего

Голливуд не смеет усомниться в сакральном мифе о любви с первого взгляда даже в циничном XXI веке. «Выпускник» же решился на свой бунт против устоев еще в шестидесятых, когда в киноиндустрии по-прежнему действовал этический кодекс Хейса. Фильм нанес старшему поколению зрителей сразу два удара: во-первых, показал адюльтер подростка и замужней дамы, а во-вторых, усомнился, что побег героя со свадьбы с ее дочерью закончится хорошо.

«Стыд» (2011)

Фотография: «Кино Без Границ»

Чем заканчивается

Преуспевающий нью-йоркский сексоголик Брэндон переживает одну трагедию за другой. Сперва выясняется, что изнуренный случайными связями и порнографией герой физически не может заниматься сексом с девушкой, которую любит. Потом он едва не теряет свою сестру, решившую вскрыть вены. В финале Брэндон едет в метро с незнакомой девушкой, которая понравилась ему еще в открывающей сцене фильма. Но тогда на ней было обручальное кольцо, а теперь его нет. Улыбаясь, очередное белокурое искушение вплотную подходит к герою.

Трактовки

Финал предполагает три эпилога: герой Фассбендера или избавится от этого наваждения, или с головой бросится в очередную разрушительную интрижку, или попробует построить с ней настоящие отношения. Критик Indiewire Тембей Обенсон, которому довелось отрецензировать сценарий «Стыда» еще до монтажа, в отзыве на сам фильм написал, что Стив МакКуин изменил финал. В оригинале, к сожалению Обенсона, четко описывались и предыстория одержимости героя, и его дальнейшие подвиги. В итоге режиссер предпочел неоднозначный финал, и фильм от этого, по словам критика, только выиграл.

Что в этом хорошего

Фильм МакКуина ставит под сомнение способность человека побороть свои разрушительные мании даже после сильного душевного потрясения.

«Другая Земля» (2011)

Фотография: Fox Searchlight

Чем заканчивается

Астрономы открывают планету, являющуюся полной копией нашей. Среди землян разыгрывается билет в это странное место. В конкурсе эссе побеждает Рода — несчастная девушка, из-за которой много лет назад погибла в автокатастрофе целая семья. Выжил только мужчина, с которым у вышедшей из тюрьмы и изменившейся внешне Роды впоследствии завязался роман. В финале девушка рассказывает возлюбленному, кто она, и отправляет его в космос вместо себя: есть надежда, что в альтернативной вселенной его семья еще жива. Спустя какое-то время на пороге Роды появляется другая Рода — гостья с Земли-2.

Трактовки

Раз «другая» Рода нашла «старую» Роду, значит, и герой смог воссоединиться с семьей. Но в каком составе? Была ли автокатастрофа на планете-зеркале? И если да, то кто из ее участников выжил? Вероятно, в ней погиб отец семейства — иначе гость с Земли-1 оказался бы чужим и вернулся домой вместе с Родой.

Что в этом хорошего

В сюжетах фильмов о темпоральных путешествиях — включая самые невинные вроде «Назад в будущее» и «Машины времени в джакузи» — неизбежно образуются черные дыры. Что будет, если герой встретит сам себя? Сколько версий будущего может сосуществовать параллельно? «Другая Земля» отвечает на эти вопросы с помощью самого человечного сюжета в истории жанра.

«Забвение» (1999)

Фотография: Screen Gems

Чем заканчивается

Связанные сложными отношениями мужчина, женщина и девочка-подросток из Аляски прячутся на небольшом острове от шайки головорезов. В убежище девушка находит дневник своей сверстницы, которая одно время жила здесь же с родителями. Каждый вечер она читает его взрослым. Однажды мать обнаружит, что дневник — пустая тетрадка. А мужчина сумеет зажечь сигнальный огонь. На него прилетит самолет, с пилотом которого героя связывает давняя вражда. Авиатор пообещает вернуться с подмогой, но в финале зритель видит совсем другой самолет и так и не узнает — спасатели на нем или бандиты.

Трактовки

Оригинальное название фильма — «Limbo», а лимбом в католицизме называют чистилище. Из этого можно сделать вывод, что все, что происходит в фильме, — предварительные слушания на Страшном суде. А значит, исход истории зависит не от внешних факторов, а от внутренней работы героев — грубо говоря, того, сумели ли они искупить на острове свои грехи.

Что в этом хорошего

Фильм Джона Сейлза устроен куда хитроумнее и «Семи» Финчера, и «Шестого чувства» Шьямалана, и недавнего «Лимба» Винченцо Натали. О мистической подоплеке здесь догадываешься лишь после титров, еще раз взглянув на заголовок на постере или видеокассете. Кроме того, «Забвение» — вероятный источник вдохновения знаменитого сериала «Lost».

Ошибка в тексте
Отправить