перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Неделя современного искусства в Нью-Йорке

В начале марта в Нью-Йорке открывается едва ли не больше выставок современного искусства, чем за весь год. «Воздух» попросил куратора Андрея Паршикова рассказать о самых интересных из них.

Искусство

«Armory Show»

Фотография: www.thearmoryshow.com

История «Армори-шоу» в Нью-Йорке насчитывает сто один год. Первая «Армори-шоу» прошла в 1913 году и стала первой масштабной международной выставкой современного искусства в Новом Свете. Сегодня ярмарка постепенно сдает свои позиции, но пока еще остается главным художественным событием марта в Нью-Йорке. Не так давно у нее появился серьезный конкурент — на Нью-Йорк из Лондона двинулась с мощнейшей экспансией ярмарка Frieze, и у нее есть все шансы на победу. Важно здесь другое. Приезжать на «Армори-шоу» в Нью-Йорк стоит не столько ради самой ярмарки, сколько для того, чтобы неделю посещать самые интересные вернисажи. Помимо многочисленных ярмарок-спутников вроде Volta, Scope, Independent и еще десятка незначительных мероприятий, названия которых знают только участники, все музеи и галереи города в это время показывают свои лучшие проекты.

В этом году есть два основных акцента в выставках «Армори» и сопутствующих ей открытиях: гендерная тема и современное искусство Китая. Бум китайского искусства продолжается уже лет этак десять, но в этом году устроители «Армори» постарались показать действительно новых и актуальных авторов: Ай Вэйвэй, братья Гао и Сун Дун никуда не делись, но назвать имена более молодых художников вряд ли смогут даже знатоки — такое ощущение, что до Запада они просто не доходят. А стоило бы, ведь рынок китайского искусства куда более устойчив, чем другие. Китайские коллекционеры действительно патриотичны, и, раз попав в хорошие руки, художник уже не падает в цене. Молодые китайские художники опровергают ориенталистский взгляд на Китай как на традиционное общество, лишенное воли к прогрессу. О проблемах новой станковости, о постколониализме, о политическом минимализме, о современной абстракции и о гендерных проблемах китайские художники теперь могут рассуждать наравне с западными коллегами. А что касается гендера, то об этом на «Армори-шоу» говорят не только они.

В этом году тематическая выставка на самой респектабельной «Армори-шоу», где продается послевоенное искусство, была посвящена великим художницам XX века. Надо сказать, что эти работы, просто выставленные рядом друг с другом, закрывают гендерную тему лучше, чем самая умная феминистская выставка со стройными текстами. Здесь без всяких слов говорит о себе искусство Луизы Буржуа, Джорджии О’Киф, Яои Кусамы, Евы Хессе, Лиджии Кларк, Хелен Франкенталер, Ли Краснер, Агнес Мартин и многих других. Еще в этот раз очень бросается в глаза изобилие работ классика поп-арта Тома Вессельмана, автора «Великой американской обнаженной».

«The Last Brucennial»

Фотография: Dale McNeil

Выставку «The Last Brucennial» в пику «Whitney Biennial» каждый год делает Bruce High Quality Foundation и Вито Шнабель (сын Джулиана Шнабеля, художника и кинорежиссера, автора фильмов «Баския» и «Скафандр и бабочка»). Это выставка со спонтанной экспозицией и самым большим в Нью-Йорке количеством искусства на квадратный метр. «The Last Brucennial» в этом году устроена по половому признаку. К участию пригласили только художниц, причем их попросили в своих работах сосредоточиться на гендерном дискурсе — хотя наиболее прогрессивно сегодня считать, что все женские работы по умолчанию с ним связаны. Но самое интересное здесь даже не состав участниц, а сама экспозиция, которую делали в несколько этапов. В первую очередь по стенам развесили работы классиков или покойных художниц вроде Дженни Хольцер, Барбары Крюгер или Луизы Буржуа. Затем пришли молодые и ныне здравствующие художницы и повесили свои работы на свободные места. Итог предсказуем: стены ломятся от живописи, на половине отдельно стоящих маленьких плазм не работает видео, мимо скульптур сложно протиснуться. Однако остается ощущение, что именно так подобная выставка выглядеть и должна. Если в Москве всех тошнит от шпалерной развески и неумения создать пространство созерцания, то в Нью-Йорке, где все только этим и занимаются, подобного рода панковская экспозиция выглядит как мощное высказывание. Смотреть сложновато, но зато есть чем себя занять надолго: искусства тут настолько много, что хорошее тоже не редкость. Мужчины к участию допускались только как актеры для перформансов, желательно раздетые и в кресле, похожем на пыточный аппарат.

«Whitney Biennial»

Фотография: Andrew Katz

Биеннале «Уитни» гендерными проблемами презрительно манкировала. У них достаточно своих: музей переезжает, и этому посвящена внушительная часть выставки. Смыслы и пласты, поднимаемые тремя кураторами, невозможно описать в нескольких предложениях. Основные темы: здание музея, художественная форма, постколониальные проблемы, магия и тема идентичности. В общем, про что только не. Как это ни удивительно, выставка получилась до неловкости традиционная в плане представленных творческих техник. Преобладают средней руки живопись, совсем неинтересные коллажи и огромное количество крупноформатной трудоемкой скульптуры. Можно сделать вывод, что это как-то связано с переездом. Рекламный слоган биеннале такой: «Сегодня увидишь на биеннале «Уитни» — или завтра где угодно еще».

The Studio Museum in Harlem

John Akomfrah, Memory Room 451 (video still), 1997

John Akomfrah, Memory Room 451 (video still), 1997

Во время «Армори» открылись три выставки в одном из самых интересных музеев Нью-Йорка — Студийном музее Гарлема: «The Shadows Took Shape», «Radical Presence: Black Performance in Contemporary Art» и персональная выставка Кэрри Мей Уимс «Музейный проект». Первая — про афрофутуризм — малоизвестное, но интереснейшее явление. Гарлемский музей специализируется на искусстве, связанном с этническим — и конкретно афроамериканским дискурсом. Название выставки «The Shadows Took Shape» — это строчка из песни легенды джаза Сан Ра. Блестящая экспозиция не нуждается в дополнительных текстах, работы сами доносят до зрителей информацию о возможном, желаемом или навсегда потерянном будущем афроамериканских художников. Это постконцептуальное искусство в его самом романтическом проявлении. Только в данном случае он окрашен этнически. В 90-е годы в Москве был подпольный бум движений и литературы о том, что русские — «дети богов». Читать это было либо смешно, либо противно. А вот смотреть выставку, которая шепчет тебе, что афроамериканцы — загадочный, возможно, внеземной народ, почему-то хочется как можно дольше. «Radical Presence» — более жесткая и концентрированная выставка афроамериканского перформанса, где особую симпатию вызывает концептуалист Дэвид Хэммонс. Зимой 1983 года он продавал на площади Купера снежки, разложив их на пледе от больших к маленьким. Таким образом, как он сам считал, он привлекал внимание к проблемам нью-йоркского пролетариата. Выставка Кэрри Мей Уимс смотрится как продолжение ее более крупного проекта в одной из галерей Гуггенхайма. Эта художница делает концептуальные фотографии на тему афроамериканского феминизма. 

New Museum

Фотография: Jesse Untracht-Oakner

Любителям будущего стоит отправиться в Новый музей. Там свое десятилетие небольшой, но мощной выставкой отмечает международная сеть Tranzit, у которой есть филиалы в Вене, Будапеште и Праге. В Нью-Йорке Tranzit показывает выставку «Report on the Construction of a Spaceship Module», для которой был специально воссоздан интерьер космического корабля из чешского научно-фантастического фильма «Ikarie XB 1». Космический корабль — это сложный символ утопической мечты Восточной Европы о том, чтобы покинуть советскую орбиту и вырваться в западный мир. Одновременно это памятник уникальному дизайну 1960-х — смеси футуризма и функционализма. А окружают инсталляцию произведения лучших художников бывшего соцлагеря.
Ошибка в тексте
Отправить