перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Как устроен пешеходный аудиоквест «Remote X»

В Москве стартовал пешеходный аудиоспектакль от европейских документалистов Rimini Protokoll, где вместо актеров главную роль исполняет компьютерный голос. Алексей Киселев объясняет, при чем тут театр.

Искусство

Фотография: Stefan Kaegi

50 незнакомцев собираются на кладбище. Объединяет их всех наличие полученных тут же наушников и приобретенного заранее билета на спектакль немецкого театра Rimini Protokoll. За следующие 100 минут маленькая толпа, повинуясь командам иронично философствующего компьютерного голоса, побывает в самых разных частях города, продемонстрирует спортивные и пластические навыки и испытает серию приливов адреналина, перед тем как уйти в облака.

Так устроен «Remote X» (от словосочетания Remote control — «Дистанционное управление») — гибкая драматургическая и технологическая модель, формула, придуманная главными героями неигрового европейского театра — Штефаном Кэги, Хельгард Хауг и Даниелем Ветцелем. Формулу эту до московской премьеры авторы применили уже в 18 городах мира — от Нью-Йорка и Сантьяго до Милана и Берлина. Прошлым летом первый российский «Remote» спродюсировал петербургский БДТ, за московскую версию отвечает единолично продюсер Федор Елютин («Копы в огне»).

В пересказе этот променад-спектакль звучит вовсе не как спектакль — скорее как экскурсия или интерактивный аттракцион: чаще всего именно так характеризуют этот нонспектакулярный акт привыкшие к мягким креслам театралы. Все же (дальше — много спойлеров) экскурсией «Remote», в отличие, например, от интерактивных бродилок театра «Булгаковский дом», не является хотя бы потому, что участники порой едва ли представляют, где находятся, а маршрут намеренно избегает туристических мест (при этом для туристов лучшей прогулки по городу, пожалуй, не придумать). Тем временем отдельные интерактивные хуки вроде флешмобов с танцами и догонялками — что-то вроде мини-антрактов, дающих передышку перед следующим социальным экспериментом. В конце концов, второстепенное значение интерактивных эпизодов подтверждается их взаимозаменяемостью — в Вильнюсе, например, не нужно бегать, а в Петербурге отсутствует фрагмент на спортивной площадке; там же завязывают шнурки, когда в Москве упражняются в балетных позициях. Существенное же — в другом.

Расслабляя бдительность аудиофокусами, отвлекая играми, авторы погружают подопытного в удивительный мир, где живое невозможно отличить от мертвого, естественное от искусственного, а природу от цивилизации. Собственно, этот мир — не что иное, как обыденная городская среда; меняется только ракурс ее восприятия. Участникам предлагается взглянуть на человеческий быт как бы глазами инопланетян. Так перед носом возникает живая иллюстрация хрестоматии по теоретической психологии.

Жители города по всем признакам ценят собственную жизнь, но предпочитают ступенькам эскалатор, махнув рукой на знание о том, что движение продлевает жизнь. Они убеждены в собственном превосходстве над технологиями, не отдавая себе отчет в том, что, например, память их телефонов долговечнее их собственной. Внутри толпы каждый сам по себе, только когда нужно бежать наперегонки, а объединяются все, только когда нужно протестовать или отплясывать. И самое главное — вне зависимости от выполняемого алгоритма (продавец, покупатель, прохожий, гастарбайтер, охранник, уличный музыкант) горожанин всегда безупречно исполняет свою роль.

Попутно авторы подводят к мысли, что в скором времени будут не нужны не только драматические артисты и декорации, но и они сами, создатели, — аккурат с того момента, когда искусственный интеллект обретет уверенность в сочинительстве (как не вспомнить гениальный «Яндекс.Автопоэт»).

Окончательно отстраняясь, трудно не заметить поразительную штуку — «Remote», используя те же технологии, что петербургские авангардисты театра Post, и будучи фаталистическим, как «Автостопом по галактике», высказыванием, представляет собой внезапно воплощенную утопию пионеров флешмоба и под фанфары врывается в мейнстрим. Получите, распишитесь: качественный и комфортный, стильный и недорогой — сбой в матрице. С любовью, Ваша Матрица.


См. также: большой материал на основе интервью со Штефаном Кэги «10 принципов театра Rinimi Protokoll»; подробный обзор театральных работ Rimini Protokoll «Что нужно знать о самом странном театре в мире».

Ошибка в тексте
Отправить