перейти на мобильную версию сайта
да
нет

10 самых интересных пьес с фестиваля молодых драматургов «Любимовка»

Марсианский быт, новое Средневековье, бунтующие зверюшки и чат в фейсбуке. В путеводителе «Афиши» по главному российскому фестивалю «новой драматургии», который пройдет с 5 по 12 сентября в «Театр.doc» — 10 цитат из самых любопытных пьес этого года.

Искусство
10 самых интересных пьес с фестиваля молодых драматургов «Любимовка»

«Невеста»

Автор: Елена Шабалина, Москва

Жанр: драма, вербатим

О чем: Поток сознания дальнобойщика, записанный автором пьесы. Монолог о прожитой жизни настолько богат житейской философией и интригующими (весьма трагическими) сюжетными зацепками, насколько необходимо, чтобы дофантазировать подробности. Что, собственно, и сделала Елена Шабалина, предварив документальную часть пьесы художественной.

Цитата

ИВАН: Поэтому… что такое обстоятельства жизни? Это ноль. Это ничего не значит. Но когда ты будешь рождена духовно, все будет… как букет раскрываться и раскрываться... У тебя будет восторг. Ты будешь рваться туда. Я домой хочу. Куда домой? В свою обитель. А где твоя обитель? Там. Ну где там? Ты же там ни разу не был. Там. Я знаю, что он там. Я верю, что он там и я приду туда. Потому что я оттуда пришел сюда. Побыл и вернусь обратно... Но вернемся к тому, что я тебе рассказывал про Аллку. Когда мы с ней беседовали ночь напролет... Мы с ней беседовали на тему одного стиха из Библии. Бытие первое, глава первая, первый стих. В начале Бог сотворил небо и землю. Маленькое предложение, и у нас двенадцать часов беседы... Сейчас… мне надо было тормознуть там... Там лежал угольник, который бы сейчас тебе много чего рассказал. Аж просто взять и вернуться… Сколь я там километров проехал..? Вернуться за ним. Надо было остановиться и просто пойти его взять. Заболтался я. Надо было понимать. Вот видишь, на какие темы мы с тобой разговариваем. А ведь мы едем по дороге. Где знаки. Ой, как мне не хочется вернуться эти два километра… Штоб ты увидела этот угольник. Как он лежит.

  • Показ 12 сентября, 17.00

«Чихуахуа»

Автор: Иван Андреев, Екатеринбург

Жанр: футуристический триллер

О чем: Новые «Мы» Замятина с технологическим приветом сериалу «Black Mirror». Когда отменят тюрьмы (а судя по описанию быта и лексикона персонажей в пьесе, произойдет это примерно завтра), на преступников будут надевать ошейники и отпускать на свободу. Законопослушные граждане вольны делать с людьми в ошейниках все что захочется; а это наказание действительно становится пострашнее тюрьмы. Другое дело, что в первую очередь ошейник оказывается не на злодеях, а, как водится, на тех, кто мыслит неугодно правящему режиму. Любовная история, внушительная мифология, много хороших шуток, а также драйв боевика — в наличии.

Цитата

Видеоканал государственной исправительной службы. Зеленая зона: видеоблог осужденного Пронина Арсения Павловича.  Видеозапись №0001

АРСЕНИЙ: Меня зовут Арсений Пронин. Осужден, как видите, на пять лет Зеленого ошейника. Меня привезли в этот город, поселили в квартире какого-то другого преступника. Возможно, он живет сейчас в моей квартире. Все как положено. Я веб-дизайнер. Но теперь устроился на государственную службу. Веду паблики в социальных сетях. Делаю всякие фотожабы. Может, видели, как наш президент на медведе скачет? Моя работа. Смешно и патриотично. Что еще сказать… Надо вроде так говорить, чтобы вы понимали, что жизнь с ошейником не сахар. Ну что, да, жизнь — боль. Сегодня вот начальник надел мне на голову корзину с мусором. Смешно и патриотично. А дома у меня все время гостят какие-то люди. Они могут меня бить. Унижать. А я ничего не могу сделать в ответ. Да, черт, вы же знаете закон-то… что еще говорить. Короче, вы это… не нарушайте закон, все такое.

Конец видеозаписи. «Мобильное приложение для увеличения пениса на 12%. Скачать прямо сейчас?!»

  • Показ 11 сентября, 19.00

«Новый свет»

Автор: Михаил Башкиров, Москва

Жанр: антиутопия

О чем: Географически и хронологически действие происходит явно недалеко от событий, описанных Татьяной Толстой в «Кысе». Одичалые женщина с дочкой живут возле леса, питаются тухлой рыбой и называют друг друга именами индейцев. Они используют пистолет в качестве молотка, свято чтут свои языческие традиции и поклоняются духам. Но все меняется, когда из тумана к ним приходит монашка и рассказывает про духа по имени Иисус Христос.

Цитата

ВОПЛОЩЕННАЯ: Есть истинный бог, он несет свет, он несет правду. Вера в него безгранична. Вера горы свернуть может. Когда-то душа моя была полна страха, мне было так страшно, что я не могла открыть глаза, а потом я увидела того, от кого исходит сияние. И я обрела веру и стала жить по правде.

СУХАЯ: И когда это случилось?

ВОПЛОЩЕННАЯ: Когда огонь обрушился на землю!

СУХАЯ: Стой!

ЛИСТОК: Заткнись!

СУХАЯ: Нельзя, мы об этом не говорим! Заткнись!

ВОПЛОЩЕННАЯ: Простите, я не знала.

СУХАЯ: Тихо, тихо. Просто запомни — мы про это не го-во-рим. Повтори.

ВОПЛОЩЕННАЯ: Мы об этом не говорим.

СУХАЯ: То-то же. (Листку.) Так дай-ка мне железку. Леску повесить надо

ЛИСТОК: Думаешь, я знаю, где она?

СУХАЯ: Найди. (Воплощенной.) А ты чего как застывшая! Сейчас рыбу коптить будем. Накормимся.

ЛИСТОК: Мам, может, не рыбу! Опять гнилушку эту жрать!

СУХАЯ: А кто вчера все орехи сожрал! Вот и не жалуйся теперь — жри, чего есть!

ЛИСТОК: Нашла. На. (Протягивает матери ржавый пистолет. Сухая берет пистолет и забивает им гвоздь в ствол дерева, останавливается, что-то ищет на земле.).

СУХАЯ: Ну вот! Гвоздь потеряли! И не найдешь теперь.

  • Показ 12 сентября, 19.00

«Блонди»

Автор: Дмитрий Богославский (Минск)

Жанр: фантасмагория

О чем: О собаках Гитлера, живущих в коробке (есть такая легенда, мол, незадолго до гибели Гитлер приказал умертвить свою собаку и ее щенков, но что-то пошло не так). Четыре собачонки в ненавистной им закрытой коробке убивают время. Их играют четыре актрисы, и коробка таким образом обретает качества бункера. Они танцуют, пытаются спать, устраивают выборы — в какой-то момент все это начинает походить на суровый социальный эксперимент.

Цитата

СЕЛМА: Мне было хорошо, когда я танцевала. Я чувствовала весну, я чувствовала свободу!

ХЕНРИКЕ: Ты была так красива, когда танцевала, что я…

ИЛСА: Заткнись, Хенрике! Меня сейчас стошнит.

ХЕНРИКЕ: Возьми свой пакет и можешь тошнить сколько угодно! А я хочу сказать, что Селма в танце была прекрасна, эти женственные изгибы, ямочки на пояснице, ее упругая…

ИЛСА: Меня стошнит! Дайте мне пакет!

ЭРМА: Дайте ей пакет!

СЕЛМА: Пакет рядом с Хенрике.

ЭРМА: Хенрике, дай ей пакет.

ХЕНРИКЕ: Но я еще не договорила. Ее… ее упругая…

ИЛСА: Пакет!

ЭРМА: Пакет!

СЕЛМА: Пакет рядом с Хенрике!

ХЕНРИКЕ: Ее упругая, упругая и подтянутая…

ИЛСА: Пакет!

ЭРМА: Пакет!

СЕЛМА: Я не достаю. Пакет рядом с Хенрике!

ХЕНРИКЕ: Ее упругая, подтянутая спина… была так выразительна…

ИЛСА: Спина?

ЭРМА: Спина!

СЕЛМА: Я не достаю… что? Спина?

ХЕНРИКЕ: Спина, а вы, о чем подумали?

(Пауза.)

ИЛСА: Ни о чем. Я ни о чем не подумала.

ЭРМА: Я думала точно так же, как и ты, Илса. Ни о чем.

СЕЛМА: Я вообще думала только о пакете…

(Пауза.)

ХЕНРИКЕ: Но ее аппетитная жопка и эти спелые сисюлички просто свели меня с ума…

ИЛСА: Она сказала это?

ЭРМА: Она сказала это…

СЕЛМА: Да, она это сказала…

  • Показ 9 сентября, 21.00

«Феномен выученной беспомощности»

Автор: Наташа Боренко, Петербург

Жанр: документальная драма

О чем: Переписка юных, страдающих друг от друга, но неразлучных девушек плюс комментарии психолога. Основная часть текста представляет собой историю переписки в фейсбуке, просто скопированную и вставленную. Так что возможен спектакль без актеров, происходящий полностью на экране компьютера как продолжение традиции фильма Левана Габриадзе «Убрать из друзей».

Цитата

(из папки «Спам» в почте психологического центра) ПОШЛА! УБЛЮДИНА!!! ИЗ МОЕЙ!!! ЖИЗНИ!!! СМЕЯ! ЕЩЕ ОБЪЯВЛЯТЬ!!! КУДА ЛИБО!!!! МНЕ БЛЕВОТЕН!!! ТВОЙ УГОЛ!!! И ТЫ НА ЭТОМ! «ПЕПСИКОЛОГ» ИГРАЕШЬ!!!!! ФОРМУ ВОЕННУЮ СОБИРАЛИ!!!! В КОЛГЕЙТ!!! ТРЭШ!!!! КОТОРЫЙ!!! ПОСЧИТАЛ!!! ЧТО ЕГО ОСКОРБИЛИ!!! ТАМ ВСЕ!!!! НА ПОВЕРХНОСТИ!!!!!!! МУЖИЧКИ!!! У КОТОРЫХ!!! КАКИЕ- ТО ПРЕТЕНЗИИ!!! КО МНЕ!! И ОНИ НЕ МОГУТ!!! ИХ ОТПУСТИТЬ!!! И ТЫ СВИНЬЯ!!! СПЕКУЛИРУЕШЬ!!! ЭТИМ!!!! МНЕ НЕ ТО! ЧТО ЭТО НЕ ПОНРАВИТСЯ!!! Я БУДУ ПРЕЗИРАТЬ!!! ТЕБЯ!!!! ЗА СЛОВА! «АННА! ВАС ПРЕСЛЕДУЕЮТ ОБРАЗЫ И АССОЦИАЦИИ! ПРОШЛОГО» ЕЗЖАЙ!!! УБЛЮДИНА!!! В НЬЮ!ЙОРК!!! ТАМ ТАКИЕ ЖЕ ***! РУССКИЕ КАК ТЫ!!! БЕРУТ!!! ПОВТОРНО!! ДЕНЬГИ!! ЗА БИЛЕТ!!! ТЫ ИЗ ЭТОЙ!! СЕРИИ!! НЕЧЕСТНАЯ!!! УБЛЮДИНА!!! КОТОРОЙ!! ЗАХОТЕЛОСЬ!!! ПОИГРАТЬ!!! ВИДИМО, Я ПРЕВОСХОЖУ!!!! ЕСЛИ СТАЛА ОПУСКАТЬ!!! ДЕРЬМО! ПИТЕРСКОЕ! ЗАКОМПЛЕКСОВАННОЕ! ПИТЕРСКОЕ ДЕРЬМО!!!!

  • Показ 6 сентября, 17.00

«Семена»

Автор: Артем Головнин, Екатеринбург

Жанр: мистический реализм

О чем: Российский лютый Север, пьющий отец и затюканный сын, папоротник, чукча и говорящий олень. У всех все сложно, и все в основном молчат или ругаются. В самый драматичный момент олень рассказывает, как его мать была сбита машиной. А за рулем был вот этот мужик, который отец. Линч meets Звягинцев.

Цитата

ЩЕРБАКОВ: Ты прогноз погоды смотрел, ясно будет?

КОЛЯ: Будет ясно.

ЩЕРБАКОВ: Будет ясно, будет ясно. Ты понимаешь, чо происходит?

(Подходит к Коле.)

ЩЕРБАКОВ: Знаешь, что будет, если ясно не будет? Мы сейчас валим отсюда, валим. Вот туда, туда, в тундру. И знаешь, если ясно не будет, мы заблудимся и сдохнем от холода. Просто — и все. Наши окоченелые тельца даже искать не будут. Мы тут никому не нужны. Наши кости тундра проглотит. Ам! И пусто. Никто не заметит. Если в тундру сейчас инопланетяне высадятся — никто не заметит. Пронесется конвой за овощами мимо тарелки. Пролетит. Зеленые головастики посмотрят, снимут скафандры, вдохнут трубной гари и сгниют. Сгниют. Останется только голая земля. На многие, многие километры. Поэтому нам надо выжить в тундре, в ясной тундре. А иначе, если мы тут останемся, приедут его братья. И нас прямо на дороге, посреди этого всего великолепия, этого небосвода, казнят. Повесят на дверцах машины, и будем висеть при въезде в великий северный город. Так что выбора у нас нет. Мы сейчас берем и уходим. Хватаем барахло и бежим. Ты уверен, что будет ясно?

  • Показ 12 сентября, 15.00

«Мы уже здесь»

Автор: Павлев Пряжко, Минск

Жанр: футуристическая бытовая драма

О чем: Трое мужчин и одна женщина бездельничают в пустынном жилом комплексе на Марсе. Связи с Землей у них нет. Вот, в общем, и все.

Цитата

Система включилась, гудит очень мощно. Алексей смотрит вверх думает. Через некоторое время отводит взгляд.

Входит Павел. Алексей опять смотрит вверх.

АЛЕКСЕЙ: Пять, четыре, три.

Система очистки перестает гудеть.

АЛЕКСЕЙ: Как-то мы все никак не можем поговорить нормально.

ПАВЕЛ (улыбаясь): Ну. …Ну, видишь, я рано ложусь, рано встаю. Ты ложишься поздно, поздно встаешь.

АЛЕКСЕЙ: Да. Я встаю поздно.

ПАВЕЛ: Во сколько ты встал сегодня, в четыре?

АЛЕКСЕЙ: Нет, нет. Как раз таки нет, сегодня я встал нормально.

ПАВЕЛ (улыбаясь): Во сколько?

АЛЕКСЕЙ:  В  десять где-то.

ПАВЕЛ: Нормально.

АЛЕКСЕЙ: Нормально.

ПАВЕЛ: О. Да. Для тебя это, наверное.

(Алексей усмехнулся.)

АЛЕКСЕЙ: А ты во сколько встаешь обычно? В семь где-то?

ПАВЕЛ: Ну да, где-то в пол шестого, в семь.  Хотя, знаешь, с другой стороны, ну что говорить о делах каких-то…. Мы о них всегда можем поговорить.

(Алексей не отвечает.)

ПАВЕЛ: Жалко тратить время на это. Про дела можно списаться всегда.

Стоят молчат.

АЛЕКСЕЙ: Скажи…а, ладно.

ПАВЕЛ: Что?.. Леша?

АЛЕКСЕЙ: Да бог с ним.

ПАВЕЛ: Говори чего…говори…Леша.

АЛЕКСЕЙ: Да чушь.

ПАВЕЛ: Не хочешь — не говори. Сергей мне рассказал, у него такой специфический страх, фобия. Боится, что его дельфины утопят.

Алексей изумлен.

Павел улыбается.

  • Показ 11 сентября, 21.00

«Счастье не за горами»

Авторы: Андрей Родинов и Екатерина Троепольская, Москва

Жанр: пьеса в стихах

О чем: Хроника взлета и падения великого пермского культурного проекта. Марат Гельман, Артемий Лебедев и Эдуард Бояков, охваченные творческим пылом, озвучивают концепции своих проектов, превращающих Пермь в новую культурную столицу России. Местное население выражает опасливое недоверие.

Цитата

— Свет так и не провел, а уже все разбилось!

— Нет смысла обижаться на обезличенное обобщение!

— Это называется: на воре и шапка горит!

— Ждет таких Тем народное мщение!

— Я ничего не понял, что он говорит.

— Пермь не цирк! Какая же мерзость!

— Стеб за наш счет! Над нами шутки!

— А красное П? Он за П нас держит!

— Лишить его бабла за проект этой будки.

(Бьют остановку.)

— Свет так и не провел, а уже все разбилось!

(Лебедев убегает.)

— Прощай, Тема! Передают массмедиа:

— В Перми ставят новые остановки транспорта

— На место ужасных павильонов Лебедева

— Приходят остановки надежные, как танки.

(На сцене никого нет. Выходит Лебедев, он снова один.)

Лебедев:

Вообще, это был интересный опыт.

Уникальный, вдохновляющий, неповторимый.

Роль маяка выполнил этот город,

Открыв возможность создания городских логотипов.

Дорогу проектам городского дизайна

Проложила Пермь. Преодолев страх,

Несем мы множество преобразований!

Прощайте! Встретимся в других городах!

  • Показ 5 сентября, 21.00

«Победоносец»

Автор: Юрий Кладвиев, Петербург

Жанр: фантастика, стилизованная историческая драма

О чем: Рим эпохи упадка. В центре внимания — заключенный в темнице, обладающий способностью сиять, исцеляться и творить чудеса. У палачей опускаются руки, ничего не помогает. Император, только что аннексировавший Александрию, бесится — сеять патриотизм с опорой на официальную религию мешают вот такие агенты иностранного влияния. Все это со стороны комментируют бессмертные наблюдатели, один из которых только что вернулся из будущего и рассказывает про селфи и распад протона.

Цитата

ДРУГОЙ ГОЛОС: Говорят же тебе — гипноз. Колдунство.

ЕЩЕ ДРУГОЙ ГОЛОС: А если не колдунство? Ты хоть раз видел такое колдунство?

ДРУГОЙ ГОЛОС: Ну ни разу. И что? Ты вот пиктов ни разу не видел. А они есть.

ЕЩЕ ДРУГОЙ ГОЛОС: Но вот если хоть на секунду представить, что не колдунство... тогда...

ДРУГОЙ ГОЛОС: Выкинь из головы. Если представить, что это не колдунство, тогда конец всему.

ЕЩЕ ДРУГОЙ ГОЛОС: Всему?

ДРУГОЙ ГОЛОС: Всему, а ты думал? Богам, жрецам, госгарантиям, социальным обязательствам. Они же этого и добиваются. А на самом деле знаешь что?

ЕЩЕ ДРУГОЙ ГОЛОС: Что?

ДРУГОЙ ГОЛОС: То же самое! Вместо одних церквей построят другие. Вместо наших законов издадут даже не другие, а такие же. Только назовут по-другому. «Не убий» — это прелестно, да только на это им начхать так же, как и нам. Думаешь, они воевать не будут? Несогласных жечь не будут? Содомитов у них не будет? Лютики-цветочки у цезаря в садочке? Угу! Да они спят и видят, как замутить то же самое, что у нас, только свое. Точно так же будут по улицам в золотых колесницах ездить. И нас тобой заведут. Только других. Своих. Даже если это правда и не гипноз, то тем более надо это задавить в зародыше.

ЕЩЕ ДРУГОЙ ГОЛОС: Это ты про того, который с неба слетел? Хорош зародыш! Иди задави.

ДРУГОЙ ГОЛОС: На каждого ангела найдется своя порция греческого огня. Понял? Или золота. Я тут почитал ихние писюльки — у них там тоже не все гладко, на небе. Хватает оппозиции. За Люцифера слышал? То-то. Везде, говорю тебе, одно и то же. Везде. Так что я — за стабильность. Вот так.

  • Показ 7 сентября, 21.00

«Боженька»

Автор: Валерий Печейкин, Москва

Жанр: сказка для взрослых, сатира, детектив

О чем: Зверятки в лесу строят идеальное общество, где никто не делает бяку, каку и делишки. Руководит всем Мышонок, он придумал обозначить кустик, за которым есть ямка, возле которой всем нужно молиться Боженьке; а если кто ослушается, попадает в клеточку. Главный герой — пришлый черный Котенок. Он удивлен, что все делают вполне естественную бяку, но никто не признается в этом. Так начинается революция.

Цитата

МЫШОНОК: Здравствуйте, любезные друзья.

ЛИСИЧКА: Здравствуйте, сладенькие.

КОТЕНОК: Этот сладенький сделал бяку!

МЫШОНОК: Сочувствуем вам, но во время недуга такое случается. Не волнуйтесь, это пройдет.

КОТЕНОК: Когда же, скажи-ка мне.

МЫШОНОК: Когда у вас исчезнет попка и сзади станет ровно.

ЛИСИЧКА: Станет ровно.

МЫШОНОК: А ровно станет, когда в голове будет гладко и спокойно.

ЛИСИЧКА: Гладко и спокойно.

КОТЕНОК: Ты, Лисичка, вижу, нужна, чтобы слова повторять как эхо.

МЫШОНОК: Лисичка здесь, чтобы вести запись нашей дружелюбной беседы. Повторяя слова, она демонстрирует свою память. (Лисичка вынимает блокнотик.)

КОТЕНОК: Ну да, как же! Потом выяснится, что я сразу признался, что во всем виноват.

ЛИСИЧКА (пишет): «Я во всем виноват», — сказал Котенок».

КОТЕНОК: Чего? Это я не про себя, а про…

МЫШОНОК: А про кого?

КОТЕНОК: Да я не в том смысле, что я виноват, а в том смысле, что…

ЛИСИЧКА (пишет): «Я виноват», — повторял Котенок».

КОТЕНОК: Да ну вас! Не буду больше ничего говорить.

ЛИСИЧКА: «Я во всем признался и затыкаюсь», — сказал Котенок, опустив лапки».

Котенок трясет клеточку.

КОТЕНОК: Про лапки ты это брось! Я их никогда не опускаю! Только если меня с крыши бросить — и то, чтобы на эти лапки встать, рыжая!

ЛИСИЧКА (Мышонку): Записать хамство и угрозы?

  • Показ 12 сентября, 21.00
Ошибка в тексте
Отправить