перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Зомби — единственные из поп-культурных монстров — существуют и действуют только в группе» Автор проекта «Doc of the Dead» о новом феномене, Брэде Питте и ходячих мертвецах из России

На минувших выходных лидером американского проката стала комедия о зомби «Тепло наших тел» (в России она на третьем месте), сериал «Ходячие мертвецы» был недавно продлен как минимум еще на один сезон, а летом выйдет «Война миров Z» с Брэдом Питтом в главной роли. Ксения Прилепская поговорила о моде на зомби с режиссером Александром О.Филиппом, автором документального проекта «Doc of the Dead», исследующим феномен.

Архив

Авторы проекта «Doc of the Dead» Александр Филипп (слева) и Роберт Мураторе (справа) с Джорджем Ромеро (в центре)

— Как вы думаете, в последние годы действительно произошел скачок интереса к зомби?

— На мой взгляд, интерес действительно сильно возрос, и это одна из причин, по которой тема меня заинтересовала. Зомби-культура давно стала популярной, но она долгое время оставалась маргинальной. Сейчас произошел сдвиг в сторону мейнстрима. Об этом свидетельствует обилие фильмов и телешоу, ежегодные «марши зомби» в разных странах мира, вечеринки в стиле зомби, автомойки в стиле зомби и так далее. Тот факт, что Голливуд тратит 150 млн долларов на фильм о зомби — я имею в виду «Войну миров Z» с Брэдом Питтом по суперпопулярной книге Макса Брукса, — сам по себе довольно красноречив. Такого еще не было.

— Что же случилось, что повлекло за собой этот сдвиг?

— Это мы как раз и исследуем в нашем фильме. Не думаю, что тут есть простой однозначный ответ. Скорее всего, причин много. Те же «Ходячие мертвецы», не только сериал, но и комикс… Их сумасшедшая популярность и спровоцировала отчасти выход зомби-темы на некий новый уровень. Мне лично кажется, одна из причин такого подъема зомби-культуры — возможность прямого участия (а я исследовал это очень детально, поверьте). В одном из моих предыдущих фильмов, «Народ против Джорджа Лукаса», мы как раз пришли к выводу о том, что феномен «Звездных войн» во многом определяется доступностью культуры. То есть Лукас построил некую песочницу, куда люди пришли и начали радостно в ней играть. Это вселенная, которую можно освоить, сделать своей собственной, стать ее частью, — и именно это сейчас происходит с зомби. Еще десять лет назад такого не было. И то, что люди получают удовольствие, переодеваясь, красясь и играя в зомби, временно становясь частью мира ходячих трупов, и обеспечило этот сдвиг в восприятии. К тому же есть еще общинный аспект взаимодействия с зомби-культурой: ведь зомби — единственные из поп-культурных монстров — существуют и действуют только в группе. Именно поэтому устраивать и участвовать в прогулках зомби так весело — потому что вы часть общности, это незабываемый совместный экспириенс. Неважно, кто вы, богаты или бедны, демократ или республиканец, — сегодня вы зомби, и точка. И по-моему, именно это так нравится людям и дает им столько положительных эмоций.  

Марш зомби

— Вы изучали феномен только в Америке или в других странах тоже? 

— Во всем, что касается поп-культуры, в Америке всегда передозировка. Но энтузиазм и любовь по отношению к зомби сейчас существуют и растут во многих странах. Практически в любом более-менее крупном городе проводятся марши, парады зомби и другие мероприятия.

— Да, в Москве, кстати, тоже такие парады происходят, прямо в центре, на Арбате. И в других российских городах.

— Да? Ну вот, я же говорю. А насколько они крупные в Москве?

— Не думаю, что счет идет на тысячи, но сотни людей точно участвуют.

— Неплохое начало! Глобальный феномен, как ни крути. Но конечно, в Америке эта культура старше и в силу этого сильнее развита. Тем не менее все, что мы видим, — скорее всего, верхушка айсберга. Думаю, ближайшее будущее этой культуры во многом зависит от того, как пройдет «Война миров Z» (в российский прокат фильм выйдет 27 июня, через неделю после мировой премьеры. — Прим. ред.).

— Да, я тоже очень жду его, после того как мой муж по совету друга прочитал книгу Брукса и стал ее большим фанатом.

— Очень интересно, каким получится кино. Сейчас фанаты разделены на два лагеря — те, кто без ума от трейлеров, и те, кто уже считает фильм провалом.

 

 

«Неважно, кто вы, богаты или бедны, демократ или республиканец, — сегодня вы зомби, и точка»

 

 

— А вы чего ждете?

— Не уверен, что я чего-то жду. Но я безусловно заинтригован. Потому что, при всем уважении к оригинальным, медленным зомби отца культуры Джорджа Ромеро (сейчас, кстати, общество раскололось по вопросу, должны ли зомби по-прежнему быть медленными или могут быть и побыстрее, что интересно само по себе), если уж вы решили вложить $150 млн в фильм о зомби, они должны быть иными, отличными от прежних. Когда я смотрю трейлер «Войны миров Z», я не уверен, что мне это нравится, но при этом я рад, что воплощается чье-то новое видение. Получится ли хороший фильм — вопрос. Может выйти и полная чушь. Но я пойду в кинотеатр и посмотрю его. Чтобы культура не умерла, хорошо бы постоянно предлагать новые прочтения и новые способы интерпретации жанра. Я рад, что Голливуд пробует что-то новое.

— А что сейчас происходит с вашим документальным фильмом о культуре зомби?

— Последние несколько месяцев были странными. Наша кампания на «Кикстартере» не смогла собрать нужную сумму, мы расстроились было, но сразу после этого нам выпала возможность полностью профинансировать фильм. Пока документы не подписаны и я не могу назвать имен, но уже скоро эта информация станет публичной. Если все пойдет хорошо и с инвесторами все срастется, то фильм будет закончен гораздо раньше, чем мы предполагали.

— Почему, вы думаете, «Кикстартер» не сработал? Тема-то популярная, вы же сами сказали.

— У меня нет ответа. Начало нашей кампания пришлось как раз на ураган Сэнди, а потом были президентские выборы… Но мне все равно кажется, не в этом главная причина неудачи. Было довольно сложно мотивировать людей поддержать нас, по сути, покупая мерчандайз к фильму, который выйдет только в 2014-м — то есть через два года. Тем не менее я все равно удивлен, потому что в смысле пиара кампания на «Кикстартере» выдалась очень успешной — было много прессы, Саймон Пегг писал про нас твиты, Роберт Курцман (режиссер, продюсер, автор спецэффектов ко многим жанровым фильмам. — Прим. ред.) тоже твитил, нас очень поддерживали MTV и Wired. Так что в смысле привлечения внимания все получилось, но как-то не вылилось в необходимый нам финансовый поток. На «Кикстартере» так бывает — какой-нибудь неочевидный проект вдруг становится безумно популярным, а проект теоретически успешный, вроде нашего не набирает нужной суммы. Не все можно рассчитать.

 

 

«В Айове есть ресторан «Зомби-бургер», оформленный в соответствующей стилистике, с блюдами вроде «Рассвет мертвецов» или «Пирог из зомби»

 

 

— Как вы думаете, что произойдет с зомби-культурой в ближайшее время? Она будет развиваться, достигнет пика, пойдет на спад? Есть предчувствия?

— Сложно сказать. Опять же все зависит от Голливуда, и не только от Голливуда, но и от более мелких студий и телеканалов. Если зомби не будут меняться, развиваться, то, конечно, все пойдет на спад. Но если жанр будет прогрессировать, перепридумываться, расти и развиваться, то будущее у него, безусловно, есть. Именно поэтому так интересно наблюдать за проектами, которые выходят сейчас, — такими, как, например, комедия «Тепло наших тел». Когда ты смотришь трейлер и думаешь: «Ага, это интересно! Надо посмотреть». В этом ключ. И вообще, нужно, чтобы было как можно больше веселья от всего, связанного с игрой в зомби, охотой на зомби, выживанием в зомби-апокалипсисе и так далее. Иначе люди устанут.

— Вы заметили, как на протяжении последних нескольких лет черепа, которые раньше были субкультурными атрибутами, распространились настолько, что украшают теперь все — от одежды для грудничков до собачьей еды, не говоря уж об обычной одежде, обуви и аксессуарах? Как вы думаете, культура зомби в какой-то момент способна распространиться так же широко?

— Мне кажется, она близка к этому. Даже дети сейчас одеваются в зомби, костюмы зомби продают в магазине, в Айове есть ресторан «Зомби-бургер», оформленный в соответствующей стилистике, с блюдами вроде «Рассвет мертвецов» или «Пирог из зомби», — и так далее, и тому подобное.

— Люди, у которых вы брали интервью в процессе работы над фильмом, — говорили ли они что-то, с чем вы были не согласны? Что-нибудь удивило вас?

— Не то чтобы я стремился выразить в фильме свои собственные взгляды — стараюсь скорее задавать вопросы, находить разные точки зрения, превращать все это в слаженный рассказ. Как правило, мнения людей о том, почему сейчас так популярны зомби, сильно расходятся. И, наверное, один из самых интересных ответов на этот вопрос я получил от Теа Мюнстер, организатора самых первых зомби-маршей в Торонто в начале 2000-х. Она считает, причина в том, что в смерти все равны. Такая странная идея равенства, особенно в нашем мире, полном поляризации и классовых войн. Побыть зомби на денек очень привлекательно — побыть и жить своей нормальной жизнью дальше. Об этом я раньше не думал. Еще одна вещь — оказалось, что отец-основатель жанра Джордж Ромеро совершенно не понимает, почему зомби так притягательны для масскульта. Притом что он сам все это создал!

— Да что вы говорите? И как он, кстати, себя чувствует? Я, помнится, снимала его в пыточной камере одного байкерского клуба в Москве несколько лет назад. Держался молодцом, хотя он же очень пожилой, конечно.

— Да? Надо же. Ну, конечно, здоровье уже не то, но он старается. Всегда в хорошем настроении, даже смог приехать к нам в Денвер на съемки. Наверняка снимет еще фильм-другой нам на радость.  

— Как вы думаете, почему все эти известные персонажи, поклонники и создатели зомби-культуры так легко согласились сниматься в вашем фильме?

— Мне хочется верить, потому, что такого фильма-исследования современной зомби-культуры, понятного и четкого, еще не было. И те фанаты зомби, с которыми мы разговаривали, полны энтузиазма. К тому же это уже не первый мой фильм о явлениях поп-культуры — кроме «Народа против Джорджа Лукаса» есть еще про осьминога Пауля и другие. То есть нечто подобное мы делали раньше, и весьма успешно, а значит, сможем сделать еще раз. Это очень помогает работать. И время сейчас очень удачное. Еще мне кажется, это важно — документировать такие вещи. 

— Что бы вы сказали своим будущим поклонникам из России?

— Пусть непременно подпишутся на нашу страницу в фейсбуке, зайдут на сайт, и главное — пусть шлют нам свое видео про зомби. Это могут быть съемки местного зомби-парада, интервью о зомби или чей-то короткометражный фильм — все, что подходит по теме. Загрузить материал можно прямо на сайте, там есть инструкция, все крайне просто. У нас есть съемки из разных стран, но из России пока ничего — так что это было бы просто отлично! Мы с удовольствием посмотрим и, если нам понравится, используем.

— Какие вы современные.

— Мне кажется, только так и можно снимать глобальные фильмы о явлениях поп-культуры. Фаны зомби есть везде, но съездить в каждую страну и снять сами мы по понятным причинам не можем. Точно так же мы делали с фильмом о «Звездных войнах» и получили сотни часов фанатского видео. Было круто. Материал из России нам бы очень пригодился.

Ошибка в тексте
Отправить