перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Дождь» за деньги 5 экспериментов с подпиской на новости

Телеканал «Дождь» обещает в ближайшие месяцы ввести подписку на прямой эфир и некоторые передачи. Возможная цена — 1000 рублей в год. В связи с этим вспоминаются зарубежные попытки новых медиа отказаться от рекламы — тоже рискованные, но похоже, что довольно удачные.

Архив

The New York Times

Стоимость подписки 15–35 долларов в месяц (зависит от того, на что подписываться: на сайт, приложения — или на то и другое)

Самый известный и вдохновляющий пример перехода электронного СМИ на модель подписки — сайт The New York Times, где paywall появился два года назад; платить предложили постоянным читателям — тем, кто открывает больше 20 заметок или видеосюжетов в месяц. Спустя полтора года назло всем критикам и возмущенным стало ясно, что модель работает. На сайте даже уменьшили число бесплатных материалов — до десяти (между тем на днях объявили, что видеосюжеты вернут в свободный доступ). Рекорды последнего квартала: число цифровых подписчиков составило 668 тысяч человек и продолжает расти, а доходы от подписки впервые в истории издания превысили рекламные. Примеру The New York Times в той или иной мере последовали многие в Америке. Вот занимательная статистика: 12 крупнейших газет уже ввели подписку в своих онлайновых версиях или собираются. А вот смелое предсказание исследователей, опросивших 2700 медиаменеджеров по всему миру: через три года 90% новостного контента в интернете будет платным.

None

App.net

Стоимость подписки 36 долларов в год (100 долларов — для разработчиков)

App.net — платная платформа микроблогов, то есть не редакционный проект, но, в сущности, все тот же источник новостей. У Далтона Колдуэлла, запустившего сайт летом, грандиозная цель: дать журналистам, блогерам и разработчикам инфраструктуру для обмена новостями и создания соответствующих приложений — как твиттер, но без того чтобы строить медийную компанию (для этого, по его мнению, надо отказаться от рекламы, открыть для всех свой API и вообще не быть злом). В первые два дня после анонса люди собрали для App.net полмиллиона долларов. Осенью у проекта было 20 тысяч подписчиков — больше, чем надо для его поддержания, поэтому Колдуэлл даже снизил стоимость подписки. Успех довольно странного начинания (микроблоги, 2012 год) связан не только с недовольством по поводу коммерциализации твиттера. Было еще объяснение, что App.net — резервация для белой технической интеллигенции, которая бежит туда из других соцсетей.

None

The Magazine

Стоимость подписки 2 доллара в месяц (ознакомительные семь дней бесплатные)

Журнал для айфона и айпэда, где, само собой, нет рекламы, а еще нет лишних картинок, социальных кнопок и вообще привычного дизайна, открытый осенью сооснователем Tumblr и создателем Instapaper Марко Арментом с расчетом на таких же гиков, как он сам (на русском об Арменте можно прочитать тут). Выпуски The Magazine выходят раз в две недели, в каждом — пять заметок на темы, которые, как уверяют авторы, вы не найдете ни в одном техблоге. Ну может быть: в последнем выпуске пишут про криптографический памятник у штаб-квартиры ЦРУ, про составителя американской карты пинбольных автоматов, про женщин — разработчиков видеоигр и т.п. После провала и закрытия The Daily (и сделанных выводов — не делайте ставку на айпэд, будьте скромнее, придумывайте журналы получше) успех The Magazine вдохновляет тех, кому казалось, что у нишевых изданий (тем более для одной мобильной платформы) нет будущего. Приложение вышло на окупаемость почти сразу же после запуска. Зимой, по словам Марко Армента, результаты были такие: 25 тысяч подписчиков и 50 тысяч долларов выручки в месяц, которая почти вся тратится на подготовку двух номеров, комиссию Apple и гонорары журналистам (за заметку им платят 800 долларов).

None

Dish

Стоимость подписки 20 долларов в год

Единственный, судя по всему, блог на свете, читатели которого платят авторам за их мнения, а пишут в нем — внимание — про политику. Dish придумал Эндрю Салливан, бывший колумнист The Daily Beast, считающий, что если не платить за продукт (в смысле, позволять показывать себе рекламу), вы сами становитесь этим продуктом; от инвестиций он также принципиально отказывается. Спустя сутки после обращения Салливана к своим читателям у Dish уже было 12 тысяч подписчиков и взносов на 300 тысяч долларов; за последние четыре месяца обе эти цифры выросли в два раза. Сейчас, правда, рост замедлился. В блоге увеличили число бесплатных постов, стоимость подписки снизили. Большую часть подписных денег по-прежнему тратят на техподдержку сайта, и некоторые авторы пишут даром. Перспективы неясные, и ко всему прочему Салливан не очень рад, что приходится решать бизнес-вопросы, — вот тут, если что, его интервью о текущем положении дел.

None

De Correspondent

Стоимость подписки 60 евро в год

Самый свежий пример — проект голландской цифровой газеты с платным доступом, настолько удачный, что даже скучно. Авторы — бывший главред местной ежедневки и владелец диджитал-агентства — тоже против рекламы и за высокое качество. Они, кажется, обещают отказаться от быстрых новостей в пользу больших материалов, написанных, возможно, с некоторым опозданием, зато более вдумчиво. Деньги на запуск De Correspondent закончили собирать в прошлый четверг. Газете для работы в течение года нужен был миллион евро — 19 тысяч подписчиков принесли изданию даже немного больше.

None

P.S. Платный YouTube этой весной?

Напоследок стоит, наверно, добавить про главный слух на тему — о платной подписке в YouTube, которую ждут этой весной. Подробностей мало, но вроде бы речь идет о том, что хостинг позволит владельцам каналов (всем или только популярным, неясно) зарабатывать на своих видеороликах. Месячная подписка обойдется в 1–5 долларов. Еще, возможно, для привлечения внимания к затее YouTube закажет съемки научно-фантастических короткометражек Ридли Скотту.

Ошибка в тексте
Отправить