перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Слоновая волна

Архив

Фестиваль тайского кино в «35MM»

В программе тайского кинофестиваля — всего пять фильмов, но подобраны они с тем расчетом, чтобы дать зрителю представление о ключевых героях нового тайского экрана, от комических буддистских монахов до уборщиц-шпионок. В помощь всем интересующимся — этот реестр главных людей и зверей, за последние две пятилетки возродивших тайский кинематограф.

Нонзи Нимибутр

Человек-рычаг. Сам нашел точку опоры в полуразвалившейся тайской киноиндустрии середины 90-х, сам туда себя установил и все перевернул. Его первая режиссерская работа — «Данг Бирли и бандиты» — была хитом местного проката, вторая — «Любовь юной Нак» — собрала миллионы в Азии и запустила феномен тайского хоррора. Как продюсер Нонзи Нимибутр вывел в люди почти всех известных в Европе тайских режиссеров, а его альманах ужасов «Три экстрима» инициировал волну паназиатского кино (это когда в одном проекте заняты тайцы, японцы, китайцы, корейцы и оператор Кристофер Дойл).

Переводчики

Когда в Таиланде только начали показывать зарубежное звуковое кино, в зал сажали специального человека с микрофоном, который зачитывал текст за актеров и озвучивал эффекты. Даже когда тайцы наладили дубляж фильмов, традиция не прервалась. Во-первых, сложно было организовать нормальный звук в передвижных открытых кинотеатрах. Во-вторых, среди переводчиков появились свои знаменитости, и многие зрители предпочитали их живые голоса. В фильме «Транзистор Монрак» героям микрофона сделан оммаж: коварный синхронист соблазняет деревенскую девушку своим переосмыслением фильма «Слезы Черного Тигра».

Пен Ек Ратанаруан

Очень скромный кинорежиссер, не считает себя большим художником и в интервью много хвалит коллег и говорит, что сам в кино попал случайно. Между тем он «лучший» (так буквально переводится имя Пен Ек). После того как он сделал два фильма с бывшим оператором Вонг Кар Вая Кристофером Дойлом («Последняя жизнь во Вселенной» и самый медленный в мире нуар «Невидимые волны»), кажется, что их творческий союз намного мощнее дуэта Вонг–Дойл. Европейских наград у Ратанаруана пока немного, но если кого-то из режиссеров тайской «новой волны» будут записывать в современные классики — то его.

Реклама

Почти все режиссеры тайской «новой волны» до кино работали в рекламе. Кто был арт-директором, кто копирайтером, а кто просто снимал ролики. Тот же Пен Ек Ратанаруан пять лет делал телерекламу и даже имеет «Каннского льва» за ролик шампуня «Клэрол». Режиссеры не без удовольствия эксплуатируют свое рекламное прошлое. Чаще всего это издевательский продакт-плейсмент, как, например, тотальное использование бренда тайского пива в «Гражданине псе» Висита Сасанатиена. Часто попадаются и классические образы вроде супа Campbell или игрушки Hello Kitty. А у того же Пен Ек Ратанаруана в фильме «Транзистор Монрак» главный герой дарит девушке старенький радиоприемник, завернув его в бумажный пакет Moschino.

Апичатпон Вирасетакул

Терпеть не мог массовое тайское кино, поэтому в университете изучал архитектуру, а кинематограф — уже потом и за границей. Главный тайский «независимый» в одиночку толкает вперед местный киноавангард — его фильмы обычно интерпретируют как объекты современного искусства. За «Тропическую лихорадку» получил спецприз жюри в Каннах, а журнал Cahiers du CinОma назвал его лучшим режиссером 2004 года. После этого критики на Западе и дома чуть было Апичатпона Вирасетакула не канонизировали.

Катой

Общее тайское название для гомосексуалистов и транссексуалов. В буддистском Таиланде к ним относятся настолько толерантно, что у них есть свой жанр в многообразном кинематографе королевства. Обычно фильмы про гомосексуалистов это комедии. Пример — основанные на реальных событиях «Железные леди» о волейбольной команде из трансвеститов. Но есть очень серьезный фильм — «Прекрасный боксер». Байопик о Нон Туме — чемпионе Таиланда по муай-тай, который с детства хотел быть женщиной и, чтобы заработать денег на перемену пола, вышел на ринг.

Тони Джаа

Когда Тони был маленьким, он смотрел очень много фильмов про Брюса Ли, Джеки Чана и Джета Ли. Потом отучился в провинциальном институте физкультуры и сделал короткометражку, в которой прыгал, бегал и махал ногами, совсем как кумиры его детства. Деморолик атлета увидел режиссер Прачио Пинкео и позвал Тони в фильм «Онг-Бак». Картина про тайского воина с натуралистичными драками и настоящим хрустом костей невероятно популяризировала тайский бокс муай-тай и сделала Тони Джаа мировой кинозвездой.

Слоны

Слон — один из символов Таиланда. Его до сих пор используют в народном хозяйстве: заставляют таскать бревна или играют на нем в слоновье поло. Белые слоны почитаются как священный символ королевской власти, у короля Пхумипона их десять. Еще двух для него растил персонаж Тони Джаа в фильме «Том Ям Гун», но их похитили китайские триады, и летающий боксер отправился в Австралию спасать родные хоботы. Другой популярный слоненок тайского экрана — Кан Клуай, не белый, а синий. Он персонаж второго в истории Таиланда полнометражного мультфильма (его покажут на фестивале). Лента рассказывает о том, как Кан Клуай помог Наресуану Великому победить бирманцев. Для патриотического воспитания молодежи на один из показов мультфильма в специальный открытый кинотеатр пригласили сто слонов с погонщиками.

Чатричалерм Юкол

Настоящий тайский принц, правда, невысокого ранга. Образование получил в Калифорнийском университете, где изучал геологию и немного режиссуру — вместе с Копполой и Романом Поланским. Знание полезных ископаемых ему почти не пригодилось, а вот кинонавыки он начал реализовывать еще в 70-е, снимая все, от фантастики до социальных драм. Сейчас Юколу, как у нас — Михалкову, доверяют самые важные национальные проекты. Его «Легенда о Суриотай» — костюмная драма о сиамской королеве и бирманском нашествии — была самым дорогим тайским фильмом в истории. В декабре этого года как подарок на день рождения королю Пхумипону Чатричалерм Юкол планирует выпустить эпос про Наресуана Великого и тех же зверских бирманцев.

Плюшевые медведи

«Кто бы мог подумать, что такой плюшевый медведь, как я, станет заядлым курильщиком», — говорит, покашливая, один из главных персонажей фильма «Гражданин пес». Здесь у плюшевого мишки роль со словами, но в других тайских фильмах медведи, хотя и молчат, но занимают не менее важное место. Например, в «Последней жизни во Вселенной» в мишку спрятан спасительный пистолет. А в экранизации комикса «Ну Хин» главную героиню похищают, чтобы сделать ее рабыней на фабрике по пошиву этих мягких игрушек. Плюшевые медведи — как зловещий фон или как молчаливые посланцы неба — фигурируют в каждом втором тайском фильме. Есть множество теорий, объясняющих сущность плюшевых медведей, но их истинное предназначение еще предстоит открыть.

Ошибка в тексте
Отправить