Русские стартапы Куда пойти за деньгами
«Афиша» собрала информацию о нескольких заметных фондах, которые занимаются стартапами.
В России формируется культура стартапов: все больше молодых людей вдохновляются 27-летним Марком Цукербергом (состояние — $13,5 млрд), бросают институты и открывают свой стартап на «Красном Октябре», «Флаконе» или в «Сколково». Идей для стартапов в интернете полно, их реализация возлагается на непременных фаундера и кофаундера, а вот куда и к кому можно пойти за деньгами и советом многим совсем не ясно. При этом в России есть довольно много так называемых стартап-инкубаторов и фондов, куда молодые люди могут прийти со своими проектами на разных стадиях готовности и получить деньги на развитие. Ниже — некоторые из них.
«Главстарт»
Страница опекаемого компанией стартапа «Моль», который помогает подбирать одежду с учетом причуд и привязанностей своего нерешительного потребителя
Что это Организация, главная задача которой звучит как «увеличение потока новых интернет-проектов, интересных для инвесторов», сотрудничает с государственным фондом «Российская венчурная компания». Последний обладает капиталом в 30 млрд рублей и, как сообщается, на июнь 2011-го вложил деньги в 71 компанию.
Духовным лидером «Главстарта» является Аркадий Морейнис, который регулярно выступает на «Стартап-уикендах» — регулярно проводимых собраниях, на которых собираются стартаперы и причастные.
Условия Для того чтобы получить инвестиции от «Главстарта» (а это до $100000 долларов), стартаперу необходимо предоставить проект из области IT и интернета, до выхода которого на рынок осталось до 1 года. Есть еще несколько условий, подробнее о них здесь.
Примеры проектов На последнее мероприятие «Главстарта» пришло 120 проектов, из которых в финал вышли 56. Инвестиции были предложены всего шести проектам, среди которых:
-
Moth — сервис, рекомендующий одежду на основании психологического портрета;
-
Matcherz — социальный сервис поиска людей по определенным параметрам;
-
Translate-site — сервис для перевода сайтов на иностранные языки.
По описанию суть стартапа не всегда понятна (все описанное выше уже давно есть и успешно работает), поэтому остается надеяться, что в каждом проекте есть именно та изюминка, которую и усмотрело строгое жюри. Плюс на странице «Главстарта» есть длинный список проектов, в котором получившие инвестиции отмечаются специальными значками.
По словам Аркадия Морейниса, «первая партия проинвестированных нами проектов (10 штук) находится сейчас в процессе разработки. Мы готовим их к выпуску осенью в районе ноября. Поэтому работающих историй успеха у нас пока нет. «Главстарт» — это все-таки молодая компания, нам 1 год».
Деталь Блог Wanded.VC — площадка для тех, кто ищет инвестиции. Работает под прикрытием «Главстарта» и пишет о стартапах, преодолевших нулевую стадию.
Startup Women
Предметы рукоделия с названиями «Заяц Никитин» и «Признание кошкости», которые продаются в интернет-магазине, в котором усмотрели перспективный женский стартап.
Что это «Площадка-коммуникатор», как они себя называют, сообщество девушек-предпринимателей. Создатели — Алена Попова (медиаконсультант) и Мария Косенкова (PR-директор компании Innova) — поставили перед собой задачу повысить число успешных прибыльных стартапов, во главе которых стоят женщины.
По словам Марии Косенковой, кофаундера, Startup Women оказывает следующие услуги:
-
обучение («мы организуем мастер-классы, семинары, встречи с экспертами»);
-
консультации («мы консультируем проекты по маркетинговым, финансовым, юридическим вопросам и т.д.»);
-
инвестиции («мы будем сами инвестировать и искать инвестиции для проектов — наших резидентов»).
Условия Отправить проект (или его описание) может любой желающий, но с одним ограничением — это должна быть женщина.
Примеры проектов
-
Value Your Time — сервис виртуальных помощников;
-
«Мамина школа» — дистанционный центр обучения;
-
Be Original Shop — магазин хенд-мейда.
Деталь Перейдя по ссылке с сайта Startup Women на фейсбук, можно оказаться на странице регистрации на ежегодную конференцию женщин-предпринимателей — участие стоит 7000 рублей.
Greenfield Project
Что это Стартовая площадка для высокотехнологичных стартап-проектов, общения потенциальных предпринимателей и людей, которым интересно работать в стартап-проектах. Очень насыщенная программа мероприятий, которые проходят едва ли не по три раза в неделю по всей России.
Условия Заявки принимаются от проектов самых ранний стадий, сумма инвестиций опеределяется индивидуально.
Примеры проектов В списке выпускников — 4 страницы стартапов, которые были одобрены или получили инвестиции от «Гринфилда». Например:
-
ProductPlace — место встречи бренд-менеджеров и продюсеров медиаконтента. Закрытое альфа-тестирование запланировано на конец 2010 года. Сайт мертвый, информация «ожидается», есть твиттер (такой же пустой);
-
«Проект «Гамаюн» — сервис, который сам выбирает интересные для вас новости» — пустой сайт;
-
Playcer — геолокационная игра и платформа для разработчиков квестов. Сайт практически нерабочий.
Деталь Огромный список вакансий в стартапах — хороший шанс для студентов и людей с опытом, которые хотят попробовать себя в стартапе.
StartupPoint
Что это «Крупнейшее стартап-сообщество рунета, более 10000 участников, 2500+ проектов, 200+ частных инвесторов и венчурных фондов». Заявлены инвестиции в существующие стартапы в размере $3 млн, не включая партнерские соглашения. Проводят регулярные «поинты» — встречи стартаперов, экспертов и инвесторов.
Условия Последние полгода команда StartupPoint работает с инвесторами по схеме «поток проектов». Подбирают стартапы для стратегических («Яндекс», «Хедхантер», «СКБ Контур») и частных инвесторов по заказу, то есть проекты, которые отвечают определенным требованиям инвестора. Сумма инвестиций опеределяется индивидуально (до $500000 в зависимости от фонда).
Примеры проектов
-
Toozla — мобильные аудиопутеводители. Инвестор — TwinsInvestments. Сумма сделки — $500000;
-
«Пробки из окна» — веб-камеры онлайн с видом на дороги. Частный инвестор. Сумма сделки — $100000;
-
«ВебВизор» — инструмент для исследования юзабилити сайта. Инвестор — «Яндекс». Сумма сделки — $500000.
Деталь Делегация StartupPoint ездила на Селигер, откуда привезла несколько самых интересных проектов, в том числе Woos — операционную систему, написанную с нуля, причем совместимую с приложениями и драйверами Windows, бесплатную и открытую. Зарабатывать авторы планируют на услугах по поддержке, настройке под нужды и т.п.
eBuro
Как и большинство стартапов, «Огород» вот-вот запустится — но вряд ли успеет опередить свое время
Что это Венчурный фонд, инвестирующий в русские интернет-проекты. Интересуется проектами, которые укладываются в матрицу компетенций:
-
молодежь и состоятельная аудитория;
-
общение (social);
-
геолокационные сервисы (location-based services);
-
реклама (advertising);
-
электронная коммерция (e-commerce).
Объем фонда eBuro Early Stage Fund — 2,5 миллиона долларов. Большая часть денег уже проинвестирована в проекты — всего восемь: один генерирует прибыль, четыре в стадии запуска, три в разработке. По словам фаундера eBuro Евгения Гордеева, «задача — растить стоимость фонда, за три года иметь ликвидные доли в проектах с общей оценкой в $50 миллионов, тогда наша часть может быть оценена в $15–25 миллионов. На сегодняшний день мы не закрыли ни один из проектов».
Условия Посевная и начальная стадии — $50000–1000000
Примеры проектов
-
Ogorod.com — геолокационная соцсеть;
-
Veter.ru — инновационный рекрутинг;
-
iBrand.ru — рекламная сеть нового поколения.
Деталь Фонд планирует каждый год публиковать отчетность по состоянию портфеля проектов. «Инвесторам это очень важно, чтобы показать прозрачность входа и управления. Сейчас рынок совсем непрозрачный, и это очень странно».