перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Гид: Фестиваль искусств «От авангарда до наших дней»

С 10 по 19 марта

Архив

Открытие
Back in USSR
Темой фестиваля его руководители Игорь Рогалев и Игорь Воробьев выбрали «Ближний круг», считая, что давно пора восстанавливать порушенные связи бывших республик и не забывать про традиционное ближнее зарубежье — скандинав­ское. На открытии тему заявляет киевский тихий гений Валентин Сильвестров и грузинский гость Важа Азарашвили. От петербург­ской музыки — «Немецкая тетрадь» Валерия Гаврилина (в конце кон­цов, до Германии — рукой подать) и новая соната Воробьева.
Малый зал Филармонии, вт 10 марта, 19.00

Ансамбль «ХХ век»
Авангард, с которого все началось
В программе московского ансамбля ближний круг представляют Фа­радж Караев, живущий между Баку и Москвой, латышка Анита Миезе и Кармелла Цепколенко из Одессы. Другая же половина концерта — тот самый авангард, с которого и ­стар­товал когда-то петербургский ­фес­тиваль. Славная когорта из модернистских 1910–1920-х, по-нашему — «современничества». Вот эксперименты с делением тона не пополам, а на четвертинки: «Прелюдия в четвертитонах» внука Римского-Корсакова Георгия. А вот фортепианная соната от создателя знаменитого фортепианного же «Завода» Александра Мосолова. Из музыки Артура Лурье, адресата ахматовской лирики, — «Наш марш» на стихи, напротив, Маяковского. Иван Вышнеградский. Николай Рославец. Ефим Голышев. Богатыри!
Музей музыки, чт 12 марта, 19.00

Концерт-встреча
Открытое композиторское собрание
Планируется стол (круглый), чай (для композиторов), композиторы: из Литвы (Мариус Баранаускас и Ра­мин­та Шеркшните), Грузии (Важа Азара­швили), Дании (Никлас Шмидт) и России. Возможно, кто-то захочет показать музыку — свою или чужую. Покажет — в записи. Или выберет разговоры.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, пт 13 марта, 17.00

Камерный концерт
Дом литовско-финско-датской ­дружбы
В прибалтийско-скандинавской программе финн Микка Каллио привлекает внимание бесстрашным выбором названия своего опуса для двух вокалистов и ансамбля: «Туонельский лебедь». Как известно, один «Лебедь» в финской музыке уже есть, и фамилия автора — Сибелиус.
Дом композиторов, сб 14 марта, 19.00

Миф о происхождении
Электронная музыка и мультимедиа
Композиция Александра Харьковского, давшая название концерту, отсылает не к космогоническим мифам, но к более мелким и локальным легендам, толкующим о том, откуда в уже созданном мире появились, ­например, звери, растения, вещи. Или музыка. Воспоминания своего коллеги Сергея Белимова о том, как однажды он посмотрел из окна во двор и услышал внутренним слухом музыку, Харьковский записал во время интервью на радио. А потом превратил слова — в звуки, в электронные вариации. Как обычно, среди ­авторов и пьес есть разные степени приближения к электронике. Чис­то электронный «Горыныч» Алексея Глазкова звучит в записи, как и «Копье Лонгина» Александра Бердюгина (Лонгин — тот человек, который ткнул распятого Христа копьем под ребра, чтобы проверить, жив ли). Мария Григорьева выйдет на сцену с электроскрипкой в руках и будет творить свою композицию вживую, как скрипач и баянист в опусе Софии Левковской «Мы» или пианист в «To Bridge a Gap» Аниты Миезе. Семейная пара Левиных представит мультимедийный перформанс «Я забыл что я забыл».
Смольный институт свободных искусств и наук, вс 15 марта, 18.00, в мультимедийном зале

К 70-летию со дня рождения Валерия Гаврилина
Чеховский балет и вокально-­оркестровые письма
Редчайший случай — музыка балета 1986 года сочинения знакома наизусть телезрителям (кто не видел Екатерину Максимову в заглавной партии «Анюты» хоть мельком?) и сотням учеников музыкальных школ последних десятилетий, разыгрывавшим номера из балета в четыре руки. У поэмы «Военные письма» судьба скромнее, но на недостаток внимания (на сей раз хоров и вокалистов) ей тоже жаловаться не приходится.
Эрмитажный театр, ср 18 марта, 19.00

Закрытие
Тридцатидвухлетний опус
С последней, Восьмой симфонией армянского классика Авета Тертеряна, написанной двадцать лет назад, на финальном концерте соседствует сочинение Игоря Рогалева, которое он начал в 1977-м, а закончил только что. Триптих «Et resurrexit» для альта, органа, детского хора и симфонического оркестра четырежды отбраковывался автором — за неделю до начала репетиций (в тот раз увесистая партитура была отправлена не в печь, но в пункт сбора макулатуры) или на более раннем этапе. Начиная со второго варианта центральным персонажем стал альт, а исполнителем — Владимир Стопичев. Надо надеять­ся, на этот раз дойдет до премьеры, которой дирижирует Александр ­Титов. Сцепленные музыкальные ­монограммы Баха и Шостаковича (B–A–C–H и D–S–C–H), спрятанные в нотном тексте, объединяют триптих, в котором апофеоз первой части отражается в кривом зеркале третьей, и надежда на воскрешение кажется совсем призрачной.
Большой зал Филармонии, чт 19 марта, 19.00

Ошибка в тексте
Отправить