перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Кинотавр-2013 «Географ глобус пропил» Велединского, «Измена» Добрыгина, «Интимные места» и другие победители

В воскресенье закончился 24-й фестиваль «Кинотавр». Мария Кувшинова комментирует итоги.

Архив

Гран-при, приз за «Лучшую мужскую роль»: «Географ глобус пропил»

Экранизация повести пермского писателя Алексея Иванова про хронического неудачника, который идет преподавать географию в школу, стала фаворитом фестиваля еще на открывающих титрах, когда попрошайка в электричке затянул кипеловское «Я свободен». Кажется, такой реакции зала на «Кинотавре» не было давно — может быть, никогда: постоянный хохот и аплодисменты почти после каждой реплики. «Географ» — это «Осенний марафон», «Полеты во сне и наяву» нашего времени: похождения вечного мечтателя, полусвятого-полублаженного, но в новых обстоятельствах, в сегодняшней Перми, здесь и сейчас (современное искусство включено). Аналогия с советским кино не случайна еще и вот по какой причине: предыдущие фильмы Александра Велединского — «Русское», «Живой» — были одновременно талантливыми и сырыми, и не в одном режиссере дело; сама российская киноиндустрия подтянулась наконец до уровня, когда фильмы стали похожи на фильмы, а не на полуфабрикаты в разной стадии готовности. Константин Хабенский, сыгравший географа, предсказуемо и без возражений получил приз за лучшую мужскую роль, но это не единственная заметная актерская работа в картине: трудно не упомянуть Елену Лядову («Бубен, барабан», «Елена»), сыгравшую жену главного героя, — ей едва за тридцать, но она очевидно великая актриса.

 

«Лучшая режиссура»: «Труба» 

Документальная сага Виталия Манского (опять-таки предсказуемо) стала фаворитом и у кинокритиков — в отличие от других картин конкурса, здесь есть изящная концепция (жизнь вокруг газовой трубы, в разных городах и странах; в одном из самых ярких эпизодов для ветеранов войны на несколько минут зажигают Вечный огонь в городке где-то на Украине). Трудно сказать, что эта концепция реализована с блеском, — материала много, он интересный, но смотреть скучно, скучно, скучно. Плюс авторская интонация Виталия Манского — она обычно импонирует тем, кто любит поржать над морлоками на экране, но все-таки взгляд этот близок не всем (для церемонии закрытия все режиссеры конкурса сняли по 30-секундному ролику, Виталий Манский на камеру выспрашивал мнение о фильмах у слепой женщины, сидящей на лавке в парке; многие в зале смеялись). 

 

«Лучшая женская роль», «Лучший дебют»: «Интимные места»

Очень европейский, очень свободный фильм Натальи Меркуловой и Алексея Чупова (он предложил ей пожениться прямо на церемонии, в прямой телевизионной трансляции) — собрание смешных и жутковатых анекдотов из жизни фрустрированных горожан; их бессмысленно пересказывать, лучше увидеть. Героиня Юлии Ауг, получившей приз за лучшую женскую роль, — чиновница из комитета по борьбе за нравственность, которая мечтает о близости, но сближается только с вибратором. Ауг до этого снялась в «Овсянках», ее вторая картина в конкурсе «Кинотавра» — «Небесные жены луговых мари» того же Федорченко, и в обеих картинах по прозе Дениса Осокина секс становится частью религиозного ритуала — и эта псевдофольклорность оправдывает и откровенность, и странности (в «Небесных женах» у героини Ауг, проклятой лесной ведьмой, между ног заводится что-то щебечущее — вроде птички). Теперешняя фильмография этой актрисы превращает ее в экранное воплощение женского лона — неприкрытого, первозданного, без лицемерных оговорок о материнстве и проч.; позиция уникальная и для русского кино, и для русской культуры вообще.

 

«Лучший сценарий»: «Небесные жены луговых мари»

«Мари», второй фильм Алексея Федорченко по прозе Дениса Осокина, как и «Интимные места», — собрание новелл, только не про горожан, а про полумифический народ со своими не менее смешными и жутковатыми обрядами. Во многом это повтор темы, найденной в «Овсянках», — только «Мари» посмешнее и за счет своей дробной структуры смотрится лучше; сам лауреат Денис Осокин появляется здесь в небольшом эпизоде.

 

«Кинотавр. Короткий метр»: «F5», «Измена», «Норма жизни»

Главный приз короткометражного конкурса «Кинотавра» (в котором в свое время были открыты Михаил Местецкий и Михаил Сегал) получила картина Тимофея Жалнина «F5» — виртуозно сделанная история из жизни двух провинциальных танцовщиц, которые приезжают на конкурс в столицу. Тема фильма меняется трижды на протяжении получаса: сначала это кино о борьбе за победу, потом — о конфликте художника с толпой и самим собой, в финале главной темой оказываются отношения двух девушек. Также дипломы в конкурсе получили Евгений Бяло за фильм «Норма жизни» и Григорий Добрыгин (актер из «Как я провел этим летом» и «Черной молнии») — его 8-минутную картину о страстной влюбленности хипстера в свою руку на фестивале сравнивали с фильмами Уэса Андерсона.

 

Ошибка в тексте
Отправить